Интегрированный урок по географии на тему:Природные зоны Кемеровской области



Интегрированный урок по географии и биологии.
Тема: Природные зоны Кемеровской области.
Цель: Формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных зон Кемеровской области.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с особенностями природных зон Кемеровской области, научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, расширять экологические знания
Воспитательная: Стимулировать мыслительную деятельность, формировать убежденность охраны природы, воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному краю;Развивающая (метапредметная): Развивать культуру выражений мысли, познавательный интерес к предмету географии и биологии, навыки самостоятельной работы, исследовательские способности.
Дидактическое оснащение:
Физическая карта России и Кемеровской области; Карта природных зон России и Кемеровской области; компьютер – презентация; атласы Кемеровской области; книга «География Кемеровской области»; стенд «Люби и знай родной край»; контуры Кемеровской области; тесты.
Тип урока: систематизация знаний
Форма проведения: работа в группах
Методы и приемы: технология ТРИЗ, метод «Мозговой штурм», методика контрольных вопросов и логического мышления.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд №1 – Природа родного края . Чтение стихотворения о родном крае.
Вступительное слово учителя: Известно, что природная зональность – это одна из основных закономерностей пространственного изменения географической оболочки Земли. Закон географической зональности – один из основных законов природы, который проявляется на равнинах и в горах, в морях и океанах.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Вопросы:
*Что называют природной зоной?
*Что является основной причиной разнообразия природных зон?
*Назвать и показать природные зоны России?
*Давайте вспомним географическое положение нашей области?
* Используя атлас Кемеровской области определите, природные зоны которые находятся на ее территории?
*Какая из природных зон занимает самую большую площадь, а какая самую маленькую?
Задание №1:
У вас на столах лежат контуры Кемеровской области, обведите границы природных зон и подпишите их названия.
Посмотрите на свои работы, и сделайте вывод - какая природная зона самая большая по площади, какая самая маленькая и показать на карте.
Слово учителя: Тайга в Западной Сибири занимает 650 кв.км. В Кемеровской области 58% покрыто хвойными лесами.
Вопрос: Какие типы тайги выделяют на территории Кемеровской области?
( работа с атласом Кемеровской области)
Дети: На территории нашей области произрастает Равнинная и Черневая тайга.
Вопрос: Какие еще природные зоны встречаются на территории нашей области?
Дети: Встречаются: лесостепи, степи и высотная поясность.
Вопрос: Каковы особенности природных условий равнинной и черневой тайги, лесостепей, степей и высотной поясности? Это мы выясним, составив их характеристику по плану?
Задание №2: Используя атлас Кемеровской области, атлас России, дополнительный материал, текст учебника «География Кемеровской области», каждой группе составить характеристику данной природной зоны по плану:
Г.П., рельеф
Температуры января и июля
Осадки – зима, лето
Почвы
Растительный мир и животный мир.
Хозяйственное использование человеком.
5 Отчет групп. Схема отчета первой группы. Равнинная тайга.
Г.П. рельеф. На севере в пределах Западно-Сибирской низменности, в междуречье рек Яи и Томи, и северо-востоке в междуречье рек Кии, Чети и Чулыма. Равнинный рельеф.
Климат – температура января (-20С), температура июля (+18С), осадки – зима – 800-1200 мм. , лето – 180мм. Почвы дерново-подзолистые, растительность – древесные породы (кедр, пихта, ель, с примесью осины и березы), развит моховый покров, кустарниковый ярус- рябина, черемуха, жимолость, бузина. Травостой мелкие таежные травы – кислица, вороний глаз, черемша, кипрей.
Слайд №2. Презентация Равнинная тайга.
Отчет второй группы. Черневая тайга.
Г.П. горы Кузнецкого Алатау, Салаирский кряж и Горная Шория. Рельеф горный. Климат: зима ( - 20С), июль ( + 20С), осадки от 2000мм до 3000мм в год. Летом – 280 мм. Почвы подзолистые, растительность – преобладает пихта и осина, кустарники – рябина, калина, черемуха, смородина, малина, высокотравье высотой до 2,5 метров, таежные травы – сныть обыкновенныя, борщевик, борец высокий, отсутствует сплошной моховой покров.
Слайд №3. Презентация Черневая тайга.
7.Отчет третьей группы. Лесостепи и степи
Г.П. лесостепи расположены в пределах Кузнецкой котловины, рельеф равнинный. Почвы серые лесные луговых степей. Климат: зима (-17С), лето (+ 18С), осадки от 400 мм до 900мм в год. Растительность – березово-осиновые колки, кустарничковые – боярышник, жимолость, рябина, калина. Травянистые растения – перистый ковыль, полынь обыкновенная, ветреница дубравная, горицвет.
В западной части Кузнецкой котловины расположены разнотравно-ковыльные степи, с черноземными почвами, рельеф равнинный. Температура января (-20С), июля (+20С), осадки от 400мм до 500мм в год. Заняты посевными культурами.
Слайд №4. Презентация Лесостепи и степи.
8. Отчет четвертой группы . Высотная поясность Горной Шории.
Г.П. Горная Шория расположена на юге Кемеровской области. Ее протяженность с севера на юг – 170км, а с запада на восток – 100км. Выделяется ярусность рельефа, с преобладанием столбообразных массивов. (Спасские Дворцы).У подножия гор Черневая тайга, которая сменяется высокогорной кедрово-пихтовой, затем высокогорное разнотравье, представлены растительностью – типчак, тонконог, мхи и лишайники, ягодные кустарнички – черника, голубика. Ближе к вершинам гор горные тундры и каменистые россыпи. Почвы подзолистые и дерново-подзолистые. Климат- резко –континентальный, температуры (-20С) и (+25С), осадки увеличиваются от подножия к вершинам гор и составляют до 1000мм в год.
Слайд №5. Презентация Высотная поясность.
9. Операция «Мозговой штурм». Ответить на проблемный вопрос каждой группе.
Вопрос № 1 ? Почему в Черневой тайге отсутствует сплошной моховый покров?
Вопрос №2? Почему в Равнинной тайге присутствует сплошной моховый покров?
Вопрос №3? Как вы решите вопрос сохранения плодородия почв в лесостепной и степной зонах?
Вопрос №4? Как сохранить полноводность наших рек, которые берут начало в Горной Шории?
10. Фильм на компьютере «Заповедники Кемеровской области»
11.Задание 3: На контурной карте Кемеровской области, выделить заповедные места.
Первая группа «Особо охраняемые территории»
А) Кузнецкий Алатау
Б) Кузедеевский липовый остров
В) Шорский национальный парк
2) Вторая группа» Музей – заповедники»
А) Музей-заповедник «Томская писанница»
Б) Музей «Междуречье» п. Усть – Кабырза В)Кузнецкая крепость
3) Третья группа зоологические заповедники
А) Нижне – Томский (Юргинский и Яшкинский район)
Б) Терсино – Нарыкский (Новокузнецкий и Прокопьевский районы)
В) Бунгарапско – Ажендаровский (Крапивинский и Беловский районы)
4) Четвертая группа комплексные заповедники.
А) Новогутовский (Юргинский и Яшкинский районы)
Б) Барзасский (Кемеровский район)
В) Таштагольский (Таштагольский район)
12.Подведение итогов урока.
Каждый оценивает работу в группе, и выставляют оценку друг другу с обоснованием.
13. Рефлексия урока.
14. Придет пора, и новый человек, как мы перегородит русла рек.
Как мы, обильный снимет урожай, достанет клады, что в Земле лежат
Ведь он полюбит так же, как и я,
Тебя , родная Шория моя! (Степан Торбоков).