Конспект внеурочного занятия «Народные промыслы. Керамика гжели»


Конспект внеурочного занятия
«Народные промыслы. Керамика гжели»
Выполнила учитель начальных классов МОУ –СОШ с.ДьяковкаКузнецова Е.А.
Цели:
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи гжели, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью. Учить выделять элементы узора гжельского орнамента
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Задачи: Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве с народным
творчеством русских мастеров;
- формирование осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
- готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- удерживание цели деятельности до получения её результата;
- выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма построения узора и выбор цвета);
- оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей и чужой деятельности;
Познавательные:
- развивать умения строить устные высказывания, способности учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
- учить различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент);
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- учить слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя.
Метапредметные:
- формировать умения продуктивно организовать свои дела;
- работать с информацией;
- эффективно общаться;
- развивать способность к самообразованию.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, заготовки элементов гжельской росписи, , краски, карандаши, кисточки, шаблоны для росписи, наглядный материал.
Ход занятия:
Организационный момент, постановка учебной проблемы
. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на последних занятиях (народная игрушка).
. Для чего создавались народные глиняные игрушки:
а) для развлечения;
б) в качестве оберега;
в) для украшения интерьера дома;
г) для проведения обрядов.
. Назовите игрушки, которые мы знаем:
         1. Филимоновская;
         2. Дымковская;
         3. Каргапольская.
- Кто создал эти игрушки? У них есть автор? (Народ)
Вот и называется игрушка, поэтому народной.
 
- Мы продолжаем разговор о народных художественных промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.
        
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись …
Гжель
II. Актуализация знаний
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта . Слово «Гжель» – родственник слова «жечь».Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».
Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза : первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Крестьяне производили гончарную посуду, игрушки и изразцы.
Самую большую известность замечательная посуда гжельских мастеров получила в XVIII веке за счет красоты своих изделий и недорогой цены.  Своими формами керамика Гжели обязана крестьянской простой посуде: шаровидным кувшинам, квасникам и кумганам. Однако, развиваясь, керамика Гжели приобрела более утонченные формы.
III. Изучение нового материала
Как же украшали свои изделия гжельские мастера? Широкой полосой или букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики.
Очень затейливая, нарядная получается посуда.
Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое чудо».
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.
Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара.
IV. Закрепление.
Работа в парах «Отгадай элементы росписи»
Тест:
Родина Гжели
1.Московская область
2.Вологодская область
3.Архангельск
Первые гжельские изделия –
из мела
из глины
из гипса
Слово «Гжель» родственное слову
жечь
2. желание
3. железо
Роспись Гжели выполняется
синей акварельной краской
чернилами
3.кобальтом
V. Работа с шаблонами для росписи
VII. Итог занятия. Рефлексия
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель
Работа в парах «Отгадай элементы росписи»

точки и линии
капельки
бордюры
розы
Роза


Элементы росписи. Точки и линии



Капельки




Бордюры