«Весёлая азбука», праздник БУКВАРЯ, литературно – развлекательная программа по творчеству донецких писателей

«Весёлая азбука»
литературно – развлекательная программа
по творчеству донецких писателей

Пояснительная записка.
Литературно – развлекательная программа «Весёлая азбука» создана по творчеству донецких писателей В.И. Юречко, В.И. Герланец, С. Куралех, И. Курлат и рассчитана на детей 6-7 лет. Можно проводить по окончанию изучения «Букваря», как праздник Букваря для первоклассников.
Сценарий разработан с учётом возрастных психологических особенностей. В основе лежит игра. Используется наглядный материал, элементы театрализации.
Для написания сценария использованы стихотворные материалы из книг донецких писателей для детей. (Список прилагается)
Цель мероприятия:
Популяризировать творчество донецких писателей среди юных читателей библиотеки.
Способствовать формированию познавательной деятельности, интереса к учёбе, чтению.
Раскрыться творчески, проявить находчивость и смекалку.

Требования к оформлению аудитории.
Мероприятие можно проводить, как в читальном зале, так и в классной комнате, которую можно украсить шарами, игрушками, рисунками детей для каждой буквы, используя их в мероприятии. (Рисунки, демонстрирующие каждую букву с изображением предмета на листке бумаги форматом А4, нужны обязательно. Они размещены на переднем плане. )

Требования к участникам мероприятия
Ведущие могут быть работники библиотеки, учителя, старшие школьники. Если есть возможность, то в стихотворном цикле «Весёлая азбука», стихотворении «Букварёнок» лучше привлечь детей, обыграв их с элементами театрализации.

Использование аудиовизуальных материалов
для музыкального оформления используются:
фрагменты из детских песен: «Учат в школе», «В коробке с карандашами», «Если с другом вышел в путь».
Подготовить фонограммы: для «Зарядки от Букварёнка» современная подвижная музыка без слов;
для перемещения участников – букв нужен музыкальный ряд из проигрышей ритмичной музыки;
для перемены «Море» фонограмма со звуками для солнца – моря – чаек – ветер – ураган – море бурное, спокойное – солнышко.

Составитель:
Костычева И.А., преподаватель - методист



Действующие лица:
Букварёнок
Буква Я
Участники – буквы от 6 и более (две буквы спортивные для зарядки, участники - буквы)
Звукооператор

Костюмы: произвольные (оговорить стиль деловой или спортивный)





























Звучит вступление детской песни «Учат в школе».
Букварёнок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Букваренок. А вас ? ()
Какие замечательные имена. А вы знаете, что ваши имена начинаются с разных букв? Вы уже знаете, каких? ()
Очень здорово! Кто из вас знает буквы, тот их еще раз повторит, ведь «Повторенье – мать ученья». А вот, кто еще не познакомился, с моими подружками-буковками, начнем знакомство сегодня. Я с огромным удовольствием вам представлю своих друзей.
Буква Я: А вот и Я! Самая главная, важная, первая буква в алфавите.
Букварёнок : И не правда! Ребята, какая первая буква в алфавите?(А-ааа) Потому и называется «Алфавит», а не «Ялфавит»
Говорит обиженно.
Буква Я: Ну ладно, не первая
Букварёнок: Не важно, какая ты по счёту буква – главное, что без тебя не было бы у нас многих важных и вкусных слов, например, ягода, яблоко
Буква Я:- Или весёлых - Ярмарка
Букварёнок: Правильно. А главное, чтоб всегда все жили, дружно и у каждого было, много друзей.
Буква Я: Ребята, а у вас много друзей ? ()
Букварёнок: Хорошо! А вот вместе с моими будет на 33 больше!
Буква Я: Почему на 33?
Букварёнок: Да потому, что в русском алфавите 33 буквы. И каждая из буковок очень важная и интересная.
Буква Я: Как же буквы могут быть важными и интересными.
Букварёнок: А очень просто! Важные они потому, что из них составляют очень важные слова: мама – солнце – улыбка.
Буква Я: Из слов – предложения: Я люблю читать книги.
Букварёнок: А из предложений – интереснейшие сказки, рассказы, детективы, стихотворения Словом, все, что угодно! Да, к тому же, это все можно взять в нашей библиотеке для чтения!
Буква Я: Вот, какие важные буквы!
Букварёнок: Интересные они потому, что о буквах писал очень многие писатели: С.Я. Маршак, Генрих Сапгир, Евгений Новичихин, Елена Благинина, Даниил Хармс, Андрей Усачев, Тамара Крюкова, Степанов Книги, которых представлены на нашей выставке, в разделе «Интересная азбука».
Буква Я: А я знаю, что сегодня нас ждет встреча с историями про буквы. Их для нас сочинил поэт, который живет в Донецке – это Виталий Юречко.
Букварёнок: И названа его книга – в честь меня – «Букварёнок»!

Читается стихотворение с демонстрацией каждой буквы, изображенной вместе с предметом на листке бумаги.
Буква Я:- «Откровенно говоря,
это – вместо букваря».
Букварёнок - Саша, Петя иль Сережа, Нагулявшись во дворе,
Присмотрись, на что похожи Буквы в нашем букваре.
А - похожа на шалаш...
Мама, дай мне карандаш,
Или - все карандаши,
Буду строить шалаши!

Буква Б, буква Б,
Что расскажешь о себе,
Бабушке, Барашке,
Да любой Букашке?

Васи, Вовы, Вали, Вити!
Вы на букву В взгляните:
Видите, как пишется
Эта буква в книжице?

Не смотри на букву косо,
Что она с длиннющим носом...
Гей! Агов! А гуси!
Ваша буква, гуси!
Буква Г.

Что такое? Кто она -
Будто шапка клоуна.
Кто б ее не прятал,
Постарайтесь-ка, ребята:
Даже в воздухе, в воде -
Разыщите букву Д!

Все есть буквы в букваре:
А, Б, В, Г, Д и Е.
Может быть, и сами вдруг вы
Здесь найдете эти буквы?

Жук жужжал...
Такой жужжащий!
Нажужжал
и смолк уже.
Присмотрелись мы
получше -
Нет жука, есть буква Ж.

Комариная буковка З.
Почему? Да любому известна.
А не знаешь, спроси у друзей,
Кто слыхал комариные песни.

Есть не только любимые игры,
Есть любимые буквы, свои...
Игорюшке, Иванушке, Иры,
Это ваша любимая - И!
Запомните!

Петушок не готовится в школу,
Не умеет читать и писать.
А вот букв знает больше, чем Коля.
Посчитайте, получится - пять?
КУ-КА-РЕ-КУ! Буква К.

Повнимательнее только
Здесь, пожалуйста, смотри:
Будто кто-то слева стойку
Отломал от буквы И...
Получилась... Л

Здесь же всё наоборот! Вот:
Кто-то так две буквы Л
Сблизить мастерски сумел!
И явилась буква М,
Хорошо известна всем. А вам?


Нади, Нины и Наташи!
Каждый час и каждый день
В именах красивых ваших
Главной будет буква Н!

Почему, отчего
Все так любят букву О?
Круг для плавания - О.
Колесо, колечки - О.
Из неё луна и солнце,
Самолётные оконца,
Пирамидки и сочки,
Даже папины очки!

С папой мы сидим в купе.
Я рисую букву П.
А она, вот шляпа!
Вдруг упала на пол!

Я сестру учу, стараясь,
Голова уже болит!
До сих пор сестрёнка Рая
Букву Р не говорит.
Я учу её спросонок:
ТРактоР, гРуша, Рыба, паР...
А на крыше воронёнок
Дразнит нашу Раю:- Кар-р!

Ну, а что мы видим здесь?
Знают почемучки,
В каждом слове букву С -
Будто Серп. Без ручки.

Если знаешь, что такое
ТесТо, Тыква, караТе,
Никого не беспокоя,
Ты отыщешь букву Т.

Улей, Улица, рагУ,
Да и в слове “кУкла”
Приютилась буква У,
Вот такая буква: У!

Говорит вдруг папа Коле:
- Посмотри на это поле.
Как пустились буквы в скач,
Все они играют в мяч.
А точнее - в букву О.
Победит здесь кто - кого?
Букву У? Букву Я?
Буква Ф у них судья.
А ворота Л и П.
Пусть потешатся себе!

Даже в слове ЧЕПУХА
Есть такая буква Х.
Вот она, как ножницы,
Что никак не сложатся.

Цыплёнок, Цирк, кольЦо, Цветастый...
В начале слова и в конце
Мы слышим часто, очень часто
Знакомый Цокот буквы Ц.
ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА!
Весело и вертко
Танцевала буква Ч
С цифрою четвёркой.
Ну, а вместе с буквой Ч
Ты станцуешь ЧА-ЧА-ЧА?

Слышишь шелест камыша?
Ах, какие прелести!
Расшуршалась буква Ш
В шорохе и шелесте.

Это- буква Щенка,
Щуки, Щепки, леЩа.
И плаЩа, и борЩа -
Настоящая Щ!

Кто тут гордый, кто не гордый,
Разобрать не просто так...
Слева - мягкий, справа - твёрдый,
Твёрдый знак и мягкий знак...

Всё понятно всем. Однако,
Здесь помыслим вместе мы:
Столбик рядом с мягким знаком,
Это значит - буква Ы.

Кто-то знает, кто-то - нет
Этот маленький секрет:
В Букваре давно живёт
Буква Е наоборот: буква Э.

Долго думали, решали, говорили разное:
Что же это? Круг, как шарик,
К палочке привязанный?
Юра крикнул: - Узнаю
Букву собственную – Ю !

Буква Я: Пусть она и последняя в общем ряду,
Но повсюду, всегда и везде на виду.
Эта буква, малыш, и твоя, и моя,
Потому что мы все начинаемся с Я.
Букварёнок: Ну что, ребята, понравилось вам? А ведь буквы наши не только интересные и важные, но и какие они красивые. И это все благодаря нашей художнице Анне, которая для каждой буквы нарисовала портрет
Буква Я: Ребята, а вы любите рисовать?
Букварёнок: Тогда запишем домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, дома – портрет буквы, которая стоит первой в вашем имени. А узнать первую букву, при необходимости помогут вам мама и папа.
Буква Я: Бабушка или дедушка.
Букварёнок: Старшие брат или сестра.
Буква Я: И на следующей неделе принесите в нашу библиотеку. Я с радостью размещу ваши рисунки на «Выставке Букваренка».
Букварёнок: Ребята, вы знаете, что наши буквы очень СПОРТИВНЫЕ и поэтому они никогда не болеют.
Буква Я: Я знаю почему! Они всегда делают зарядку.
Букварёнок: И сейчас – «Зарядка от Букварёнка»

«Зарядка от Букварёнка»
Звучит современная подвижная музыка.
1-й: - Зарядка эта проста.
2-й: - Последовательность упражнений – известна. Это АЛФАВИТ.
1-й: - Как их показать - это зависит от вашей фантазии и изобретательности.
2-й: - А вот что получилось у нас.
Два человека показывают буквы, используя два обруча.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Буква Я: Вот какая веселая зарядка у нас получилась. Понравилось вам?
Букварёнок: Ребята, в нашем родном городе Донецке живут поэты и писатели, которые для вас пишут веселые рассказы, сказки и стихотворения. И мы должны с ними обязательно познакомиться. Это:

Иосиф Курлат. Родился в 1927 году. Он автор книг для детей «Село облако на крыше», «Гостеприимная песенка», «Беспокойный сосед», «Кому что снится», «Звездный мальчик», «Хороший рисунок», «Машенька – Ромашенька», «Счастливый поезд», «Мы сами с усами». Его стихи печатают в детских журналах и отдельных сборниках, а написаны для того, чтобы росли в твоей душе человеческие качества: доброта, смелость, любовь к природе и животным, доброжелательность, отзывчивость.

Светлана Куралех. Ее стихи невозможно читать наспех, к ним хочется возвращаться еще и еще раз. Сейчас Светлана Куралех работает заведующей литературной частью Донецкого Областного театра кукол, то есть выбирает самые интересные сказки и потом показывают вам, ребята.

Виталий Иванович Юречко. Известен далеко за пределами Донбасса. Им написаны детские книги: «Букваренок», с ней мы сегодня с вами познакомились, «Арбузенок», «Тобик», «Кошкимышки», «Кулема или приключения Ивана Андреевича», «Медвежонок косолапый», «Рассказки», «Тормозок», «Сонные сказки», «Веселая прогулка».

Валерий Ильич Герланец личность многогранная, влюблённая в свою работу, в город, ставший ему давно родним - ведь родился он на Урале. Его стихи и сказки, статьи и рецензии, опубликованные во множестве газет, журналов, написаны книги «Хочу котёнка», «Новая рукавичка», «Сказка о золотой чешуйке», «Невероятные приключения медвежонка, Гагагава и Молли». В газете «Вечерний Донецк»по его инициативе раздел детского творчества «Рукавичка», где публикуют свои первые стихи и истории юные таланты. По инициативе Валерия Ильича в рамках государственной программы «Діти України» стал проводиться областной литературный конкурс «Казковий пролісок». В 1999 году за вклад в духовное воспитание детей Валерий Герланец стал лауреатом международного фестиваля «Золотий скіф ».
Книги наших земляков сегодня представлены на выставке.
Букварёнок: Сейчас, повторяя Азбуку, мы познакомимся с весёлыми стихотворениями, написанными для вас, ребята!

Весёлая азбука
Звучит музыка – проигрыш ритмичной музыки, под которую выходят и передвигаются в дальнейшем чтецы, которые сидят на сцене с игрушками. Используются элементы театрализации стихотворений.
А
Арбуз С. Коган

Ах, арбуз!
Он громко хрустнул,
Словно крякнул,
Удивленный.
До чего же
Был он вкусный,
Точно медом
Подслащенный.
Налетайте все,
Кто хочет,
Всех соседей
Позовите,
Будет каждому
Кусочек:
Тоне, Тане,
Мите, Вите,
Мише, Грише,
Мане, Миле.
Притащили
Куклу Машу,
При дележке
Не забыли
Даже Мурку,
Кошку нашу.
Поделили
Без ошибки:
Все считали,
Все старались.
В очень сладкие
Улыбки
Наши лица
Расплывались...
Было сладко,
Стало горько...
Молча
Бабушка Алена
Собрала
В свое ведерко
Горку корочек
Зеленых.
Посмотрела
И спросила:
- Что, ребятки,
Приуныли?..
Мы молчали -
Стыдно было:
Мы о бабушке
Забыли.
Б
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Моя бабушка С. Коган
Кто расстелит
Мне кровать?
Моя бабушка.
Кто меня
Уложит спать?
Моя бабушка.
Надо многое
Успеть
Моей бабушке,
Надо песенку
Мне спеть:
- Баю - баюшки!..
По весне
В лесу ручьи
Точат камушки.
Ручейком
Звенит в ночи
Голос бабушки.
Вместе
С солнышком
Встает
Моя бабушка,
Мне на завтрак
Подает
Два оладушка.

Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт с игрушкой Бегемотик.
Счастливчик Бегемотик В.Герланец
В далекой Бегемотии
Жил крошка Бегемот
Внушительно-вместительный
Был у него живот.
Свободно помещались в нем
И завтрак и обед.
Стол с разноцветной скатертью,
Три стула, табурет.
Кастрюли, ложки, миски,
Торшер, магнитофон.
Диван со спящей киской
И новый телефон.
Трамваю с пассажирами
Хватало места в нем.
Там помещался даже
Многоэтажный дом!
Туда могли б вместиться
Спокойно без хлопот
Все звери, рыбы, птицы
И даже!.. Бегемот,
Который в Бегемотии,
В далекой Бегемотии,
Как жил, так и живет.
В
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Когда вставать И. Курлат
Посмотри в оконце
Не взошло ли солнце?
Если солнышко взошло,
Время встать и нам пришло.
Если солнышко не встало,
Значит, спать сначала!
Г
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Гордый гриб И. Курлат
Что хочет грибок,
У дороги растущий?
Чтоб ты, человек,
По дороге идущий,
Пусть даже усталый,
Не поленился
И низко бы
В пояс
Ему поклонился.
Иначе грибок,
Уваженье любя,
Не удостоит
И взглядом
Тебя.

Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт
Осенний дождь И. Курлат
Скребется лапой
Дождь в окошко,
Как будто он
Не дождь, а кошка!
Ё
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт с бритвой Ёжик И. Курлат
Ой, какой колючий ёж
Возле печки греется!
Бритву я ему принёс:
Может, он побреется?
Ж
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Зазнайка поневоле И. Курлат
Жирафу бедному с укором
Осел и тот с утра твердит,
Что, возвышаясь над забором,
Он сверху вниз на всех глядит.

Жираф, как выскочка, зазнался,
Его давно пресечь пора:
От коллектива оторвался
На метра эдак полтора!

А ты не заражайся злобой.
Гляди: в глазах его тоска
С такою шеей сам попробуй
Глядеть на мир не свысока!

З
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Зеленое лето И. Курлат

Зеленый на скрипке
Играет кузнечик.
Зеленый на грядке
Лежит огуречик.
Зеленую травку
Зайчишка грызет.
Зелёная к озеру
Змейка ползет.

Зеленые губы.
Зеленые руки.
Зеленые платья.
Зеленые брюки.

И каждое утро
Стучит нам в оконце
Зеленою веткой
Зеленое солнце.
И
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Рыба-игла И. Курлат
Хоть разок увидеть мне бы,
Как, когда редеет мгла,
Пришивает к морю небо
Синей ниткою игла!

К
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Заокошкино кино И. Курлат

Начинается кино:
Солнце глянуло в окно.

На столбе фонарь потух.
Кукарекает петух.

Стадо топчется у брода,
На него пастух орет,
И, взобравшись на ворота,
Кошка лапой моет рот.

Дождь покапал – и прошел.
Витька с удочкой пришел.

Прохлаждаться мне негоже,
Ждут меня дела давно:
Я хочу сниматься тоже
В заокошкином кино!

Звенит звонок.
Буква Я: Что это?
Букварёнок: Это звонок на перемену.
Буква Я: А что такое перемена? Это какие то перемены?
Букварёнок: Да, после урока, когда ребята хорошо потрудились, наступает время для отдых, которое называется – перемена.
Буква Я: Знаю, когда я был в школе то виделНо некоторые на перемене бегают, прыгают, толкаются, дерутся
Букварёнок: И это очень плохо! Вот представь: Твой лучший друг, которого ты толкнул – упал, сломал руку или ногу и поэтому пропустит занятия, не узнает чего-то нового, интересного. Да и тебе скучно без него!
Буква Я: Да Ничего хорошего!

Букварёнок: А чтоб подобного не было – я предлагаю заняться чем – нибудь интересным, «Ведь лучший отдых – это смена занятий ». Я вам предлагаю «Гимнастику для пальчиков». А чтоб было веселее давайте придумаем рассказ ,сопровождая его движеньями. А назовем мы его
«Во дворе ». Будьте внимательны – я начинаю. Приготовили ручки. Повторяйте за мной.

С детьми работает несколько человек в разных частях комнаты, помогая выполнять движения Букварёнка.


«Во дворе »
Вот «Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел».
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)).

А внутри стоит стол «У стола четыре ножки. Сверху крышка как ладошка».
( Левая рука в кулачок. Сверху на кулачек опускается ладошка )
А рядом стоит стул «Ножки, спинка и сиденье, вот вам стул на удивленье».
(Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок ,большим пальцем к себе.)
На нем любит сидеть дедушка. « Дедушка очки одел - наши буквы разглядел».
( Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. )
А возле ног его трется котенок. «А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в ее норушке ».
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх )
А в норушке действительно живет мышка. «Серенький комок сидит и ушами шевелит ».
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)
А во дворе живут:
Лошадь « У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво».
(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. )
Коза «У козы торчат рога. Хочет забодать она».
(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим )
Гусь «Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет».
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. )
Петушок «Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой».
(Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.)
Курочка «Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо».
(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются драг на друга в полусогнутом положении.)

Скворец «Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет».
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.)
Жук «Жук летит, жук жужжит, жук усами шевелит».
(Пальчики в кулачек. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)
А сторожит их всех собака « У собаки острый носик. Есть и шейка. Есть и хвостик».
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

Звенит звонок.
Букварёнок: Прозвенел звонок. Значить начался урок. Все успокоились и слушаем внимательно. Мы остановились на букве Л.
Звучит музыка – проигрыш ритмичной музыки, под которую выходят и передвигаются в дальнейшем чтецы, которые сидят на сцене с игрушками. Используются элементы театрализации стихотворений.
Л
Лягушка И. Курлат
Высушило солнышко
Ручеёк до донышка.

Улетели мушки,
Рыбки – ни одной.
Лишь сидит лягушка
Грустно под сосной.

Всё сидит и квакает,
Глядя на кусты:
Ждёт, пока закапает
Дождик с высоты.

М
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт.
ДВЕ КОРЗИНКИ В. Юречко

У Маринки - две корзинки -
Новые, красивые.
В левой - красная малинка,
В правой - сливы синие.

Я помог нести Маринки,
Мы такие сильные!
Ей - корзинка, что с малинкой,
Ну, а мне - со сливами!

Долго шли мы по тропинке
И совсем не грустные.
Хоть и нет уже малинки,
Сливы тоже вкусные!

Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт.
И. Курлат
Бесконечный мост
Мы идём по мосту
Вот уж целую версту.
Мостик, мостик,
Покажи свой хвостик!

Н
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт с игрушкой медведь.
НЕПОНЯТИЦА В. Юречко
Медвежонка звали Мишей.
Медвежонком звали Мишу.
Медвежонок, ну, ответь:
Мишка ты или Медведь?

О
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт с игрушкой обезьянка.
Обезьяны И. Курлат
Нам сказали: в этой клетке
Проживают наши предки,
От которых в давний век
Род свой начал человек.

Но они ничем хорошим
Не порадовали нас:
То шумят, то корчат рожи,
То затеют дикий пляс.
То язык покажут вдруг,
То плюют на всё вокруг

Невоспитанно и скверно
Все они себя вели.
От таких, друзья, наверно,
Шалуны произошли.

Остальные не от них –
От каких - ни будь других!
П
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт с подушкой Подушка В. Юречко
Я возьму подушку,
Покладу под ушко.
А она - из пуха,
Мягко будет уху.
Я закрываю глазки,
И не надо сказки:
Сразу друг за другом
Закружатся пухом
Сны, что спят под ушком
В тёпленькой подушке!

Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Петушок В. Юречко
Саша, Сашенька, Сашок
Спрашивал - расспрашивал.
- Петр Петрович Петушок,
Кто тебя раскрашивал?
Как из радуги твой хвост,
Белых ушек бусы,
Ярко - алый гребешок -
Будто из арбуза.
Не ответил Петушок,
Кем он так раскрашен.
Прокричал - “КУ-КА-РЕ-КУ”
И сбежал от Саши.

Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Пирожок и Света В.Юречко
Жил на свете
пирожок.
Проглотил он
Творожок.
А его за это
Проглотила
Света.
Р
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Руки И. Курлат
Положите ручки,
Покажите ручки!
Всё про вас я знаю,
Я вам погадаю.

Эти руки белые
Ничего не делают,
Только хлеб ко рту несут,
Деньги на кино берут,
Целый день лежат в карманах,
Как лентяи на диванах.
Нет, изнеженным рукам
Рук своих я не подам!

Эти ж, загорелые,
В ссадинах коричневых,
И уроки делают,
И к труду привычные.
Видно, руки эти в поле
Сорняки нередко полют.
Видно, дружат с ними вилы,
Молотки, лопаты, пилы.
От работы крепкие,
В мускулах литых –
Я всегда с охотою
Пожимаю их!





Звенит звонок.
Букварёнок: Ребята, у нас опять перемена. Давайте потанцуем. А так как у нас мало места, да к тому же в библиотеке не положено шуметь, то мы будем танцевать ручками. Покажите мне свои руки – поднимите их вверх. Какие они у вас красивые. Чистые? Трудолюбивые? Тогда начинаем. Повторяйте внимательно все движения за мной.
Звучит музыка с фонограммой для солнца – моря – чаек – ветер – ураган – море спокойное – солнышко.
«У моря»
Букварёнок:
Встало СОЛНЫШКО. Перед нами раскинулось СПОКОЙНОЕ, НЕОБЪЯТНОЕ МОРЕ. Пролетела ЧАЙКА. В море плавает много РЫБОК.
По морю ходят ПАРОХОДЫ. Не далеко от берега колышутся рыбачьи ЛОДКИ. Вдруг подул ВЕТЕР. ВЕТЕР УСИЛИЛСЯ. Поднялись ВОЛНЫ. БОЛЬШИЕ ВОЛНЫ. ВОЛЫ С ПЕНОЙ. Но вот ВЕТЕР УТИХ. УСПОКОИЛОСЬ МОРЕ. Снова засияло СОЛНЫШКО.

Звенит звонок.
Букварёнок: Перемена окончена. Все успокоились. Начинается урок.
Буква Я: Буква С.

Звучит музыка – проигрыш ритмичной музыки, под которую выходят и передвигаются в дальнейшем чтецы, которые сидят на сцене с игрушками. Используются элементы театрализации стихотворений.

С
Старушка и лягушки С. Коган

Всю ночь
На болоте
Лягушки поют,
Лягушки старушке
Уснуть не дают.
Старушка вздыхает,
Старушка ворчит,
А хор лягушачий
Все громче звучит.
Старушка бормочет:
- Ну что за напасть!
Ах, чтоб вам
На вашем болоте
Пропасть!
Я очень устала,
Я еле жива,
Я просто оглохла
От этого ква!..
И чудо случилось:
Все стихло вокруг,
Как будто лягушки
Все поняли вдруг.
Не треснет сучок
И не вздрогнет листва.
Лягушки молчат -
Ни единого ква.
Старушка,
Вздыхая,
Лежит на спине:
Уснуть
Невозможно
В такой тишине.

Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт с игрушкой слонёнок.

Слонёнок А. Герланец
Все зовут слонёнка крошкой
Даже года нет ему,
И за день совсем немножко
Он съедает потому:

Три фабричные хлебины,
Ящик свежих огурцов,
Всяких фруктов две корзины
И полпуда леденцов.


А ещё дают в зверинце
Дети слонику гостинцы:
Кто - банан, а кто - конфету.
Слоник пищу ест и эту.

И слониха над корытом
Вертит радостно хвостом.
Что с подобным аппетитом
Скоро станет сын слоном!

Т
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Тапочки В. Юречко
Я стоял и молча слушал.
Спрашивала Танечка:
- Кто заставил плавать в луже
Бабушкины тапочки?
И ответил ей Павлуша:
- Не расскажешь мама,
Я принёс их только к луже.
А уплыли - сами!

Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт с зонтиком.
Три зонтика С. Коган

Гуляет
Зонтик-папа
Под струями воды:
Ботинки, плащ
И шляпа
И кончик
Бороды.
Шагает
Зонтик прямо,
У ног бурлит
Поток...
А рядом -
Зонтик-мама:
Сапожки, плащ,
Платок.
А рядом -
Зонтик-дочка
(Нетрудно угадать),
Всего лишь
Два цветочка
На зонтике
Видать.




У
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Умывание С. Коган
Ты видел,
Как котенок
Умывается?
Котенок,
Умываясь,
Улыбается.
Он так усердно
Трет загривок
Лапкою,
Как будто
Ест варенье
Очень сладкое.
А кто-то
По утрам встает
И морщится,
Кому-то
Умываться
Так не хочется.
Он кончик носа
Вяло трет
Ладошкою,
Как будто ест
Горчицу
Чайной ложкою.

Х
Звучит музыка , под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Новогодние хлопушки И. Курлат
Мы весёлые подружки,
Новогодние хлопушки.
Нас не дёргают за ушки,
А то выстрелим из пушки!

Ш
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт.
Шушу С. Куралех
- Месье Шушу,
я Вас прошу
учесть, что я стихи пишу:
шуршанье,
шелест,
шепот,
шум
терзают мой пугливый ум.
Я шорохов не выношу,
месье Шушу...

Но где Шушу?
Дом пуст,
как белая страница,
и не зачем теперь браниться.
И мы Шушу напрасно ждем -
опять ушел шататься,
шушукаться с ночным дождем
и с листьями шептаться.

Я
Звучит музыка, под которую один чтец садится, а другой встаёт.
После прогулки В. Юречко
Наша дверь опять закрыта.
Стук-тук-тук - рука моя.
Мама спрашивает: - Кто там?
- Папа, саночки и Я!

Букварёнок: Ребята, а вы не заметили, что наши буквы ведут по-разному.
Буква Я: Да, Я заметил. Одни – поют
Букварёнок: Это – гласные буквы - А О У Ю Е Ё Э Я
Буква Я: Другие – жужжат и звенят.
Букварёнок: Это – звонкие – Ж З Б В Г Д
Буква Я: А если буквы шипят – это шипящие?
Букварёнок: Правильно.
Буква Я: Тогда мы с ребятами пошипим. ( шшшшш )
Букварёнок: - А теперь я предлагаю вам поиграть с буквами в игру. Я называю буквы, а вы мне на эту букву – слова. Итак, начнем:

Б – бублик, батон, баран, барабан, бусы
Р – рыба, рак, рябина, роса, роза, ручка.
А – арбуз, автобус, апельсин, афиша
В – виноград, вата, ваза, вода, ватрушка
О – оса, осел, орел, озеро, окно

Буква Я: Ребята, кто был внимательным и вспомнит буквы, на которые мы придумывали слова, тот отгадает слово-код Правильно.
Если никто не угадал, то показываем буквы, вспоминая их заново.

Букварёнок: Давайте скажем «браво» нашим учителям и воспитателям, которые привели вас в гости к Букварёнку.
(Браво! )
Буква Я: Разве мы можем не сказать «браво» сотрудникам библиотеки, которые каждый день создают уют в библиотеке и с встречают нас радушно? (Браво !)
Букварёнок: Я думаю, что ваше браво заслуживают студенты ДУК библиотечного отделения
(Браво!)
Буква Я: А теперь давайте все дружно скажем себе «браво», за то, что мы познакомились и подружились с буквами!
Букварёнок: Молодцы! Я думаю, что вы не забудете нарисовать портрет первой буквы своего имени и принести ее в библиотеку на выставку?
Буква Я: А сейчас до свидания!
Букварёнок: До новых встреч!
Звучит детская песня «Если с другом вышел в путь». Все расходятся.

Список литературы к выставке
«Веселая азбука»

І раздел «Интересная Азбука»

Крюхова Т. Азбука. – М.: Лабиринт, 1998. – 64с.: ил.
Сапгир Г. Букварь. – М.: Росмэн, 1997. – 126с.: ил.
Азбука в картинках /худож. В. Куркулина. – М.: Лит.-худ. изд. для мл. возр., 2001. – 90с.: ил.
Харченко В. Українська абетка. – К.: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 1992. – 18с.: ил.
Степанов В.А. Азбука в загадках. – М.: Омега, 1997. – 84с.
Павлова Н. Азбука. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 79с.
Коновалова Г.В. Азбука. – С.-Пб: Кристалл, 1999. – 103с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука. – М.: АСТ, 1998. – 176с.
Азбука / Авт.-сост. Н.Н. Павлова. –М.: АСТ, 1998. – 80с.

ІІ раздел «Донецкие писатели - детям»

Герланец В. Невероятные приключения Медвежонка. Гагава и Моли. – Донецк: Юго-восток, 2000. – 154с.
Герланец В. Хочу котенка. – Донецк: Донеччина, 1995. – 16с.
Курлат И.Б. Скрипачи весны: стихи. для мл. шк. возр. – К.: Веселка, 1982. –32с.: ил.
Коган С. Солнышко над городом встает. – Симферополь: Таврия, 1976. – 36с.
Курлат И. Песня доброго утра. – К.: Веселка, 1977. – 95с.
Курлат И. Настоящие мальчишки. – М.: Дет. лит., 1969. – 95с.
Курлат И. Школа под открытым небом: Стихи. – М.: Дет. лит., 1983. –95с.
Курлат И. Вечерний разговор: Стихи. – М.: Дет. лит., 1976. – 94с.
Юречко В.И. Буквотека.- Донецк, 1999.












Список литературы, которая использовалась
для написания сценария
«Весёлая азбука»

Герланец В. Невероятные приключения Медвежонка. Гагава и Моли. – Донецк: Юго-восток, 2000. – 154с.
Герланец В. Хочу котенка. – Донецк: Донеччина, 1995. – 16с.
Курлат И.Б. Скрипачи весны: Стихи. Для мл. шк. возр. – К.: Веселка, 1982. –32с.: ил.
Коган С. Солнышко над городом встает. – Симферополь: Таврия, 1976. – 36с.
Курлат И. Песня доброго утра. – К.: Веселка, 1977. – 95с.
Курлат И. Настоящие мальчишки. – М.: Дет. лит., 1969. – 95с.
Курлат И. Школа под открытым небом: Стихи. – М.: Дет. лит., 1983. –95с.
Курлат И. Вечерний разговор: Стихи. – М.: Дет. лит., 1976. – 94с.
Юречко В.И. Буквотека.- Донецк, 1999.














13PAGE 15


13PAGE 142115