Я живу в Югре авторская программа


Что за край?
Откройте атлас синий:
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России
ЮГРА – РОДИНА МОЯ.




Рабочая учебная программа
учебного курса
«Искусство»
(изобразительное искусство «Я живу в Югре»)
5-7 классы
Пояснительная записка

1. Нормативная основа программы.
Рабочая учебная программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089.
примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству 5-9 классы и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2005 г.),
сборника нормативных документов «Изобразительное искусство и художественный труд».М.:«Просвещение»,2005г.. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Составитель народный художник России, академик РАО Б.М.Неменский. М.:«Просвещение», 2005г..
учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ №1 города Радужный.

2. Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет изобразительное искусство «Я живу в Югре» входит в состав образовательной области «Искусство». Как предусмотрено в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, программа рассчитана на 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на ступени основного общего образования (базовый уровень) в 5,6,7 классах по 1 часу в неделю.
Программа курса изобразительное искусство «Я живу в Югре», которая учитывает художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России. В ритме современной жизни в нашем обществе теряется связь поколений, снижается интерес к национальной культуре, её традициям. Традиционное искусство народов Севера позволяет воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, национального искусства, быть готовым видеть диалог культур разных эпох и народов мира.










3. Цель программы: «Я живу в Югре» – формирование целостного представления об окружающей природе, социальной среды родного края, культуры, искусства и роли человека в ней.
4. Задачи программы:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративного искусства;
сформировать интерес к живому творческому ремеслу народных мастеров;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению;
развивать чувство восприятия красоты природы родного края, национального своеобразия, выражающегося в предметах быта, в окружающей жизни;
усвоить знания об орнаментальном искусстве, орнаменте одежды, обуви, сувениров (аппликация, коллаж);
формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края;
воспитывать чувство уважения к своей малой Родине.


































Межпредметные связи
В ходе реализации данной программы особое внимание уделяется реализации межпредметных связей: с одной стороны, программа готовит учащихся к восприятию таких предметов, как «География Ханты–Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» в старших классах, а с другой стороны, программа основана на элементарных знаниях учащихся, полученных в классах I ступени образования на уроках краеведения и природоведения.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах изобразительного искусства, краеведения, природоведения и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
Понятийные межпредметные связи это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсе изобразительного искусства относятся, например, конструировать объемно-пространственные композиции, модулировать архитектурно-дизайнерские объемы (в графике и объеме);
Данная программа предусматривает и временную (хронологическую) связь между учебными предметами, т.е согласование во времени прохождения программы различных предметов.
Межпредметные связи раскрываются и в общности используемых методов исследования (экспериментальный метод изобразительного искусства, краеведения и природоведения.).
Для реализации межпредметных связей в рамках программы планируется проведение уроков изобразительного искусства двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов (приемы осуществления межпредметных связей: домашние задания по повторению ранее пройденного материала по смежным предметам) и обобщающие уроки (приемы осуществления межпредметных связей: свободный диспут, проект).
Для осуществления межпредметных связей предусмотрено использование материалов, предусмотренных программой для одного учебного предмета, на уроках смежных предметов (наглядных пособий, материалов ЦОР, фрагменты из фильмов и т.п.)

























Новизна, особенности программы

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству «Я живу в Югре»:
1. Программа предусматривает адаптацию процесса изучения изобразительного искусства к условиям работы городской опорной площадки по реализации регионального проекта «Школа адаптации»;
2. В ходе реализации рабочей учебной программы особое внимание уделяется организации работы с детьми - мигрантами, детьми - ионофонами с целью расширения их общего словарного запаса, усвоения научной терминологии;
3. Программа, наряду с задачами обучения предмету, предусматривает также акцентирование внимания на профориентацию* за счет использования методов и приемов, направленных на выявление и развитие индивидуальных особенностей личности: ученикам предоставляется возможность на уроке, в привычной для них обстановке и окружении, попробовать себя в различных видах деятельности, формировать умения также совместной деятельности;
4. Для реализации п. 2-3 преимущественно используются уроки итогового повторения











____________________________________________________________________
* Система мероприятий по профориентационной работе на уроках изобразительного искусства «Я живу в Югре» предполагает формирование интереса к выбору профессии и устойчивых познавательных интересов, воспитание творческого отношения к труду, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность и самостоятельно пополнять знания; формирование у школьников адекватной самооценки, внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс, использование межпредметных связей, решение задач практической направленности.














Общая характеристика учебного курса
Актуальность программы обусловлена эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение (культура, обычаи и традиции народа). Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связанны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир – вот источник для поддержания жизненных и духовных сил Югорских народов.
Сама идея объединения краеведения и «изобразительного искусства» не нова, она обсуждалась в методической литературе, но новизна программы состоит в использовании произведений фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т. д.), произведений местных поэтов и писателей как основного материала программы «Мы живем на Югорской земле». Материал вызывает интерес учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично, тематика близка детям по содержанию и логически взаимосвязана. Этнографические знания и апробация их в собственной деятельности дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, и достигается это прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировались на территории нашего края.
Приобщаясь к истокам культуры коренных народов, учащиеся учатся осознавать себя неотъемлемой частью человечества, открывают для себя путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе и мире, об искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности, обусловленный теми эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение; знание реалий родного края в наши дни не только актуально, но и политически востребовано обществом;
принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, а также их логическую преемственность в процессе изучения;
принцип системности, предполагающий постоянный характер формирования определённых умений и навыков на основе многократного повторения, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности – прежде всего через уважение к народам Севера, культуры которых сформировались на территории нашего края.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий). Использование именно этих технологий обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов. Личность ребенка, согласно данными технологиям, не только объект, но и приоритетный субъект процесса обучения.
Таким образом, личностно–ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.









Результаты освоения программы
5 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
виды портрета, автопортрет;
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;
особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в самостоятельной творческой деятельности;
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
6 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
виды портрета, автопортрет;
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;


особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);
первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Югры и основах этого многообразия, о единстве эмоционально- ценностных отношений к явлениям жизни;
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в самостоятельной творческой деятельности;
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
7 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
виды портрета, автопортрет;
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;
особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);





первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Югры и основах этого многообразия, о единстве эмоционально- ценностных отношений к явлениям жизни;
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в самостоятельной творческой деятельности;
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

















Содержание программы учебного курса.

5 -ый класс
Данная программа является аналитической по своему характеру, так как ориентирована на процесс обучения и строится на основе творческих заданий, выполняемых учащимися, и вместе с тем структурной по своему типу, поскольку в основу разработки положен структурный подход, основанный на системном описании с учетом национально-регионального подхода. Отобранный содержательный материал располагается в логической последовательности, которая определяется такими факторами, как частотность, степень вероятности того, с чем обучаемые столкнутся в реальных жизненных ситуациях.
Программой предусмотрено 35 часа занятий по четырем темам:
- раздел «Истоки Югорского искусства» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Югорская земля» (1 час);
«Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветного оформления зданий»
(2 часа);
«Осень на Югорской земле» (2 часа);
«Зори Югры» (2 часа);
«Жители нашего округа как основа автопортрета. Дети Радужного» (2 часа).
- раздел «Каждый народ художник» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси» (1 час);
«Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни» (1 час);
«Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи
игрища» (2 часа);
«Национальная одежда: элементы и основные каноны орнамента» (2 часа);
«Национальная одежда: аксессуары» (1 час);
«Предметы быта хантов: «Лоскутное одеяло» (1 час).
- раздел «История Югорской земли» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Растительный и животный мир Югры» (1 час);
«Промыслы и ремесла Югорской земли» (1 час);
«Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности» (1 час);
« Импровизация на тему «Северная лайка» (2 часа);
«Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город
Ханты-Мансийск» (2 часа);
«Природное явление» (1час).









- раздел «Искусство объединяет народы» предполагает формирование знаний о воспевании материнства в культуре коренных народов, красоте явлений жизни, здоровых отношениях и традициях в семье, что, в свою очередь, служит воспитанию любви к близким, формирует умение аргументировать свою точку зрения (11часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Тема материнства в культуре коренных народов севера» (1 час);
«Хантыйская красавица» (2 часа);
«Украшение одежды по мотивам вышивки бисером» (2 часа);
«Воспевание мудрости старости в культуре Хантов и Манси» (2 часа);
«Сопереживание – великая тема искусства» (2 часа);
«Искусство народов Югры» (2 час).

6 ой класс
Программой предусмотрено 35 часа занятий по трем темам:
- раздел «Культура коренного северного народа» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (10 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания» (1 час);
«Древние ритуальные образы» (2 часа);
«Традиционные и современные праздники народа ханты» (3 часа);
«Хантыйское нагрудное украшение» (2 часа);
«Красота лесных даров» (2 часа).
- раздел «Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (12 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» (1 час);
«Национальные традиции в культуре народа» (1 час);
«Хантыйская сумка» (3 часа);
«Деревянные хантыйские нарты» (2 часа);
«Национальная хантыйская кукла» (3 час);
«Религиозно-мистические традиции в жизни хантов» (2 час).
- раздел «Народное и профессиональное искусство западной культуры» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (13 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Югорская земля глазами художника» (1 час);
«Декоративные природные формы родного края в оформлении пространственной среды» (3 час);
«Красота в жизни хантов и в искусстве» (3 час);
« Ритм оленьего бега» (4 часа);
«Легенды и были таежного края» (2 часа);









7-ой класс
Программой предусмотрено 35 часа занятий по двум темам:
- раздел «Народное искусство как часть художественной культуры.
Сказки бабушки Аннэ» предполагает знакомство с биографией сказочницы, о природе, животном мире, добре и зле, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к сказкам, воспитание чувства восхищения красоты, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (18 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой» (1 час);
«Твои любимые сказки» (4 часа);
«Иллюстрации сказок бабушки Аннэ» (13 часа);
- раздел «Как мир хорош в своей красе нежданной» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту природы. (17 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
«Северная фантазия» (2 час);
«Олененок быстроногий» (2 час);
«Живая зябь» (2 часа);
«Радость моя, земля» (4 часа);
«Поле зыблется цветами» (4 час);
«Легенды и сказки о священных деревьях обских угров» (3 час).
Таким образом, работа по данным направлениям способствует более эффективному усвоению школьниками программного материала.
Основным принципом организации материала в данной программе является направленность на конечный образовательный продукт, то есть на формирование навыков и умений реализации своих идей в поисково-творческой работе




























5-ый класс
Раздел 1. Истоки Югорского искусства (8 часов)
Югорская земля, природа, ремёсла, промысла народов Югры – истоки родного искусства. Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветового оформления зданий. Красота природных явлений Югорской земли. Житель нашего округа как основа автопортрета.
Умения и навыки: изображение архитектурных зданий, подбор цветовой гаммы, передавать многоплановость в сюжетной композиции, колорит зимнего утра, создавать совместный творческий проект.
Практические занятия: коллаж «Город глазами детей», флористика «Осенний пейзаж», совместный творческий проект.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Каждый народ – художник (8 часов)
Корни культуры хантыйского и мансийского народов. Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни. Духовная сущность национальной культуры, её проявление в искусстве. Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день» и «Медвежьи игрища». Национальная одежда: виды и основные правила создания орнамента. Характер предметов быта и национальных построек как отражение природы посредством использования различных природных материалов.
Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание тематических композиций с использованием знаний народного костюма, создание собственного орнамента согласно правилам, тематическая композиция «Аксессуары коренных народов», создание лоскутного одеяла на хантыйский мотив.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, тематическая композиция «Аксессуары коренных народов», аппликация лоскутного одеяло на хантыйский мотив.
Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.


Раздел 3. История Югорской земли (8часов)
Знакомство с картой, растительным и животным миром Югры. Промыслы и ремесла Югорской земли. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества. Общий характер и архитектурное своеобразие Югорских городов. Особенности каждого города, их характер и своя судьба. Природные явления Югорской земли (северное сияние).
Умения и навыки: выполнение композиционного панно стойбища, подбор и систематизация материала для проекта, лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом, создание национального архитектурного здания в технике оригами, изображение в пейзаже природного явления – северного сияния.
Практические занятия: панно стойбища, лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом, архитектурное здание в технике оригами, пейзаж «Северное сияние».
Материалы: пластилин, белая и цветная бумага, гуашь, клей, акварель, большие и маленькие кисточки.
Раздел 4. Искусство объединяет народы (11часов)
Воспевание темы материнства в культуре коренных народов, отражение темы матери в искусстве народов Севера. Богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Хантыйская красавица. Красота внешняя и внутренняя, значимость внутренней красоты, красота духовной жизни. Цель искусства - вызвать сопереживание зрителя.
Умения и навыки: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг другу, создание аппликации хантыйского орнамента;



вышивание бисером на изделия; изображение портрета оленевода-стремление выразить его внутренний мир; рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором.
Практические занятия: портрет матери и дитя, аппликация хантыйского орнамента, вышивка бисером, портрет оленевода, рисунок с драматическим сюжетом.
Материалы: разноцветный бисер, лоскуток из ткани, нитки, иголка, белая бумага, акварель.
6-ой класс
Раздел 1. Культура коренного северного народа (10  часов)
Орнамент-отражение глубоких слоев народного сознания. Древние ритуальные образы. Традиционные и современные праздники народа ханты. Хантыйское нагрудное украшение. Красота лесных даров.
Умения и навыки: изображение «ритуальной маски», подбор цветовой гаммы, передавать многоплановость в сюжетной композиции, колорита красоты лесных даров; создавать многообразие традиционных и современных праздников народа ханты.
Практические занятия: конструирование «ритуальная маска», композиция «Народный праздник», натюрморт «Лесной».
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве (12 часов)
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве. Национальные традиции в культуре народа. Хантыйская сумка. Деревянные хантыйские нарты. Национальная хантыйская кукла. Религиозно-мистические традиции в жизни хантов.


Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание хантыйской куклы; создание композиции деревянных нарт; тематическая композиция традиции в жизни хантов; создание сумки на хантыйский мотив.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, рисование макета деревянных хантыйских нарт, композиция «кукла акань», «Танец шамана» Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.
Раздел 3. Народное и профессиональное искусство западной Сибири(13часов)
Югорская земля глазами художника. Декоративно природные формы родного края в оформлении пространственной среды. Красота в жизни хантов и в искусстве. Ритм оленьего бега. Легенды и были таежного края.
Умения и навыки: выполнение композиции по мотивам икебаны, подбор и систематизация материала для проекта, лепка из пластилина фигурки северного оленя и роспись национальным орнаментом, создание сюжетно-тематической композиции по легендам хантыйского Божества Торуме.
Практические занятия: композиция «Внутреннее убранство чума»,лепка из пластилина фигурки оленя, сюжетная композиция.
Материалы: пластилин, белая и цветная бумага, гуашь, клей, акварель, большие и маленькие кисточки.












7-ой класс
Раздел 1. Народное искусство как часть художественной культуры. Сказки бабушки Аннэ. (18 часов)
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой. Твои любимые сказки. Иллюстрация сказок бабушки Аннэ.
Умения и навыки: изучение биографии сказочницы, изображение и иллюстрация сказок.
Практические занятия: чтение и изучение сказок, иллюстрация сказок бабушки Аннэ.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Как мир хорош в своей красе нежданной (17 часов)
Северная фантазия. Олененок быстроногий. Живая зябь. Радость моя, земля. Поле зыблемая цветами. Легенды и сказки о священных деревьях обских угров.
Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание тематических композиций с использованием знаний о красоте живой природы, знакомство с легендами и сказками обских угров.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, создание коллективного панно «Земля пробуждается», пейзаж в половодье, графические зарисовки с натуры или по памяти, изучение и построение строений деревьев нашего региона и приемов их изображения.
Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.































Учебно–тематический план
5 класс



п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических

1.

Истоки Югорского искусства.
8

4
4

2.
Каждый народ – художник.
8
4
4

3.
Истоки Югорской земли.
8
3
5

4.
Искусство объединяет народы.
11
4
7


Всего:
35
15
20


6 класс


п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических

1.

Культура коренного северного народа.
10

5
5

2.
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.
12
6
6

3.
Народное и профессиональное искусство западной Сибири.
13
4
9


Всего:
35
15
20



7класс



п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических

1.

Народное искусство как часть художественной культуры.
Сказки бабушки Аннэ.

18

5
13

2.
Как мир хорош в своей красе нежданной.
17
6
11


Всего:
35
11
24




Календарно-тематический план

5-ый класс


п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата

Раздел 1 ИСТОКИ ЮГОРСКОГО ИСКУССТВА



1
Югорская земля.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)


2-3
Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветного оформления зданий.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1
Коллаж по теме «Город глазами детей»
Текущий
(коллективная работа)


4-5
Осень на Югорской земле.


1
1
Флористика. Осенний пейзаж из засушенных растений и листьев.
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)



6
Зори – Югры.


1
Пейзаж разными средствами изобразительного искусства.
Текущий
(индивидуальная работа)



7-8
Жители нашего округа как основа автопортрета. Дети Радужного.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1

Совместный творческий проект
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)


Итого: 8 часов (теоретических 4, практических 4).

Раздел 2 КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК



9
Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Подборка материала для тематического альбома.
Предварительный
(устное собеседование)


10
Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни.


1
Краткий аналитический отчет о художественных достоинствах картин.
Текущий
(экскурсия на выставку местных художников)


11-12
Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи игрища».

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1
Сюжетная композиция понравившегося эпизода.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)


13-14
Национальная одежда: элементы и основные каноны орнамента.


1
1
Создание собственного орнамента согласно правилам.
Текущий
(индивидуальная работа)



15
Национальная одежда: аксессуары.


1
Тематическая композиция «Аксессуары коренных народов"
Текущий
(индивидуальная работа)



16
Предметы быта хантов: «Лоскутное одеяло»


1
Лоскутное одеяло на хантыйский мотив (аппликация)
Текущий (коллективная
работа)



Итого:8 часов (теоретических 4, практических 4).

Раздел 3 ИСТОРИЯ ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ.



17
Растительный и животный мир Югры.


1
Подбор материала для будущего проекта.
Предварительный
(тестирование)


18
Промыслы и ремесла Югорской земли.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Систематизация материала для проекта
Текущий
(фронтальный опрос)


19
Национальные постройки
коренных народов, архитектурные особенности.


1
Панно стойбища.
Текущий
(групповая работа)




20-21
Импровизация на тему «Северная лайка»


1
1
Лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом.
Текущий
(индивидуальная работа)



22-23
Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город Ханты - Мансийск.


2
Национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.
Текущий (коллективная работа)



24
Природное явления «Северное сияние»


1
Пейзаж природного явления «Северное сияние»
Текущий
(индивидуальная работа)


Итого:8 часов (теоретических3, практических 5).

Раздел 4 ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
11ч


25
Тема материнства в культуре коренных народов Севера.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг другу.
Текущий
(индивидуальная работа)



26-27
Хантыйская красавица.


2
Аппликация хантыйского орнамента.
Текущий
(индивидуальная работа)



28-29
Украшение одежды по мотивам вышивки бисером.


2
Вышивка бисером на изделиях.
Текущий
(индивидуальная работа)



30-31
Воспевание мудрости старости в культуре Хантов и Манси.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
2
Портрет оленевода. стремление выразить его внутренний мир.
Текущий
(индивидуальная работа)



32-33
Сопереживание - великая тема искусства.


2
Рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором.
Текущий
(индивидуальная работа)



34
35
Искусство народов Югры.


2
Итоговая выставка работ учащихся.
Итоговый
(индивидуальная работа)



Итого: 11 часов (теоретических – 4, практических – 7)


Итого:
35 часа






6-ой класс

п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата

Раздел 1.КУЛЬТУРА КОРЕННОГО СЕВЕРНОГО НАРОДА.
10 ч.


1
Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания.


1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)


2-3
Древние ритуальные образы.


1
1
Конструирование «Ритуальная маска»
Текущий
(индивидуальная работа)


4-6
Традиционные и современные праздники народа ханты.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
2
Композиция «Народный праздник» аппликация из ткани, кожи, меха.
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)



7-8
Хантыйское нагрудное украшение.


1
1
Эскиз хантыйского нагрудного украшения.
Текущий
(индивидуальная работа)



9-10
Красота лесных даров.



1
1

Натюрморт «Лесной»
Текущий
(индивидуальная работа)


Итого: 10 часов (теоретических 5, практических 5).

Раздел 2. НАРОДНЫЕ ТАДИЦИИ ХАНТЫ В ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
12ч.


11
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Подборка материала для тематического альбома.
Предварительный
(устное собеседование)


12
Национальные традиции в культуре народа.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Краткий аналитический отчет о художественных достоинствах картин.
Текущий
(экскурсия на выставку местных художников)


13-15
Хантыйская сумка.


1
2
Сюжетная композиция понравившегося эпизода.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)


16-17
Деревянные хантыйские нарты.


1
1
Рисование макета деревянных хантыйских нарт.
Текущий
(индивидуальная работа)



18-20
Национальная хантыйская кукла.


1
2
Тематическая композиция «Кукла акань
Текущий
(индивидуальная работа)



21-22
Религиозно-мистические традиции в жизни хантов.


1
1
Декоративная композиция «Танец шамана»
Текущий (коллективная
работа)



Итого:12 часов (теоретических 6, практических 6).

Раздел 3 НАРОДНОЕ И ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЗАПОДНОЙ СИБИРИ,
13 ч


23
Югорская земля глазами художника.

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1

Подбор материала для будущего проекта.
Предварительный
(тестирование)


24-26
Декоративные природные формы родного края в оформление пространственной среды.


1
2
Пространственная композиция по мотивам икебаны.
Текущий
(групповая работа)




27-29
Красота в жизни хантов и в искусстве

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
2
Композиция «Внутреннее убранство чума»
Текущий
(групповая работа)




30-33
Ритм оленьего бега


1
2
Лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом.
Текущий
(индивидуальная работа)



34-35
Легенды и были таежного края


2
Национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.
Текущий (коллективная работа)



Итого:13 часов (теоретических 4, практических 9).


Итого:
35 часа





7-ой класс


п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата

Раздел 1 Народное искусство как часть художественной культуры. Сказки бабушки Аннэ.
18ч



1
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой

использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)


2-5
Твои любимые сказки.


1
3
Создание иллюстративной-книжки сказки
Текущий
(индивидуальная работа)



6-18
Иллюстрации сказок бабушки Аннэ.


3
10
Иллюстрации сказок.
Текущий
(индивидуальная работа)




Итого: 18 часов (теоретических 5, практических 13).

Раздел 2. Как мир хорош в своей красе нежданной
17ч


19,
20
Северная фантазия.


1
1
Создание декоративной вазы.
Текущий
(индивидуальная работа)



21, 22
Олененок быстроногий.


1
1
Изготовление из пластилина олененка.
Текущий
(индивидуальная работа)




23,
24
Живая зябь.


1
1
Пейзаж в половодье.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)


25-28
Радость моя, земля.


1
3
Создание коллективного панно «Земля пробуждается»
Текущий (коллективная
работа)



29-32
Поле зыблется цветами.


1
3

Графические зарисовки с натуры или по памяти.
Текущий
(индивидуальная работа)



33,
35
Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.


1
2
Изучение и построение строений деревьев нашего региона и приемов их изображения.
Текущий
(индивидуальная работа)



Итого:17 часов (теоретических 6 , практических 11).


Итого:
35 часа












ГЛОССАРИЙ
нээ – женщина;
маа – Земля;
нянь – хлеб;
тарум – небо, космос, погода;
тор – бог грома с тяжелым молотом в руках;
ити – ночь;
массу – лус – лесной бог звероловов у ханты;
эт – най – богиня ночи у манси;
харлув – лучшая жертва богам;
лыли – душа предков;
акань – хантыйская кукла;
моос – дух болезни у манси;
масе – духи земной поверхности и воздуха;
холла – ер – сторона мёртвых;
хар – жеребец;
лув – лошадь, конь;
янк – вода по-хантыйски; по-масийски – лед;
эви – девушка по-хантыйски;
адам – девушка по-мансийски;
атям – отец;
коса – длинная узкая отмель;
торн – трава;
кэр – печь;
мань – малый;
кайил – шаманство;
кол – умереть;









Учебно-методические средства обучения
Литература основная:
АВТОР
НАЗВАНИЕ
ИЗД-ВО
Год

Анисимкова М.К.
Ёганское огнище: Сказы народов Обского Севера
Худож. З.Ф. Лаврентьев– М.: Сов. Россия
1988.

Грибовская А.А
Детям о народном искусстве.
–М.: Просвещение
2004.

Художник А. Кузьминский.
Раскраски по мотивам национальной одежды народов Севера.
– СПб.: Историческая иллюстрация
2003.


Дополнительная литература:
АВТОР
НАЗВАНИЕ
ИЗД-ВО
Год

Неменский, Б.М
Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя Б. М. Неменский.-М.
Просвещение, Учебная литература
2005

Неменский, Б.М
Бумажная пластика: книга учителя / Б. М. Неменский.-М.: Просвещение
Просвещение, Учебная литература
2009




Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса
1. www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российское образование" Федеральный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. www.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]www.mathvaz.ru - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Документация, рабочие материалы для учителя математики 5. www.it-n.ru[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. www .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  
Оборудование и приборы
Компьютер,
печатные пособия (набор репродукций и фотографий, посвященных по темам, иллюстрации, рисунки сделанные руками учителя и ученика);
информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы);
экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеокассеты);
традиционные ТСО (магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор);
учебно-практическое оборудование в полном комплекте












































Программа «Мы живем на Югорской земле»

13PAGE 15












Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515