Разработка урока на тему А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Жанровое своеобразие произведения. Нравственная проблематика баллады »

А. С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге». Жанровое своеобразие произведения. Нравственная проблематика баллады
Цели урока:
предметные – раскрыть своеобразие баллады как лиро-эпического жанра; организовать наблюдение за ИВС баллады;
личностные – воспитывать внутренне свободного, активного, творческого человека, способного эмоционально откликаться на художественное слово;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, обоснование своей позиции, приведение системы аргументов).
Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование занятия: учебник литературы 7 класс, под редакцией В.Я.Коровиной, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал ( карточки).
Словарная работа:
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Волхвы – название языческих жрецов у славян.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Теория литературы: лирика, эпос, жанр, летопись, поэма, ода, баллада.

Ход урока
I.Организационный момент.
Сегодня на нашем уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения и определить его жанр. Но чтобы лучше справиться с этим, обратимся к домашнему заданию.
II.Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальная работа по карточкам. ( Даётся в начале урока).
Карточка 1
Определите размер и рифму поэмы «Медный всадник»
Карточка 2
Вспомните, что называется олицетворением, и найдите их из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».
Карточка 3
Вспомните, что называется эпитетом, и найдите их из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».
2. Беседа (15 минут)
- С какими поэмами А.С. Пушкина мы познакомились с вами?
- Что называется поэмой?
- Поэма - один из жанров лиро-эпических произведений: в поэме есть
сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и
открытое выражение автором своих чувств, своего отношения
к описываемому, как в лирике .
-Я предлагала вам представить жанр поэмы в виде кластера. Кто хочет представить
свой вариант?(обсудить возможные варианты, если никто не сделал дать задание на уроке).
- Докажите, что в поэме «Медный всадник» есть сюжет.
- А теперь вспомним, какие чувства переживает автор, описывая во вступлении к поэме град Петров?
Ученики:
В 1 строфе - грусть, печаль, задумчивость (унылый пейзаж).
2- уверенность, решимость, 3– гордость и решимость, 4 – любовь. (Пушкин восхищён великолепием города.)
Чтение наизусть отрывков из поэмы «Медный всадник» на фоне слайдов с изображением Петербуга.

- А кто помнит, как поэт сумел выразить причастность к историческим событиям в поэме «Полтава».
Вспомните, какие замечательные строчки А.С. Пушкина нас помнить историю своего отечества.
Два чувства дивно близки нам  В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его Животворящая святыня! Земля была без них мертва
III. Изучение новой темы.
-Запишите, пожалуйста, тему урока.
Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
(Разобраться, какова главная мысль этого произведения? Определить жанр ( на доске запись) и его особенности; понять, какие нравственные уроки (запись) мы можем извлечь из этого произведения?)
-На минутку вернёмся в наши дни, в 21 век. Прочитайте внимательно обе ситуации, прежде чем отвечать на 1 вопрос. (на экране)
Ситуация первая:
– Вам сказал посторонний человек, что ваш давний друг способен вам навредить. Ваша реакция?

Ситуация вторая:
– Не исключено, что ваша прочная дружба с кем-то может стать для вас источником какой-либо угрозы для вас. Ваше поведение?
-Как вы думаете, почему я начала изучение новой темы с обсуждения данных ситуаций.
Да, сегодня мы с вами узнаем, что проблема эта была такой же актуальной и почти 11 веков назад.
Прежде, чем знакомиться с новым произведением, вы очень быстро заполните таблицу, которая поможет вам в конце урока оценить свои достижения. Перед вами (на экране) литературные термины и устаревшие слова. Распределите их за 3 минуты в разные колонки. А также их можно и нужно пополнять в течение урока.
Я это знал
+
Я это не знал
-
Меня это дивило
!
Хочу узнать больше
?

 
 
 
 


Итак, познакомившись с поэмами А. С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава», мы убедились, что поэт живо интересовался историей русского народа. Также в своём творчестве он обращался к далекому прошлому славян и неоднократно перечитывал старинную летопись под названием «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
-Подскажите, что такое летопись и к какому периоду литературы относится
этот жанр?
Ученики:
– К древнерусской литературе. Летопись - это повествование о событиях в хронологической последовательности.
Больше всего А.С. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи. А в 1820 году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Вот и захотел поэт о нём написать. Так появилась «Песнь»
Но сначала мы послушаем группу историков, которые поведают нам много интересного.о
«Олег и его время»
Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч,
· город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.
Учитель:
-Как сам поэт назвал своё произведение?
Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Песнь – древний способ прославления.
- Тогда, какой вопрос возникает?
За что же славит поэт князя? ( на доске ученик записывает вопрос)

Сейчас мы прослушаем «Песнь о Вещем Олеге» в исполнении замечательного актёра Олега Ефремова.
(Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? ) По ходу чтения следите за текстом и самостоятельно знакомьтесь с новыми словами.
Фонозапись ( 1 ключевой эпизод)
- Как можно озаглавить ?
1) Встреча Олега с кудесником (запишите в тетради)
-Теперь мы можем ответить на вопрос, за что же славит поэт князя?(«Победой)_
-А какой слог использует для этого автор? (высокий слог).
- А как читает актёр?( торжественно, неторопливо )
Традиции какого жанра классицизма напоминают нам все эти черты? (ода)
Можем предположить, что ода? (запишем на доске)
- Образ князя Олега вступает в “Песню” торжественно, величаво.
- Как здесь назван Олег? (вещий)
- Как понимаете значение этого слова? (предвидящий будущее)
- За что называет поэт князя? (за ум и проницательность, за военные победы).
Как назван кудесник? (вдохновенный)
-К людям какой профессии чаще всего употребляют эпитет «вдохновенный»?
Диалог – один из важных элементов композиции в произведении. Помогает ли он дать характеристику героям и вфыяснить, на чьей стороне автор, кому ближе по духу?
Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца?
Докажите свою мысль, используя ИВС.
Олег властен, снисходителен, недоверчив. ( текст)
Ученик: - Кудесник спокоен, смел, горд и независим, (правдив и свободен)
- Именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт. По его мнению, поэт независим, творит по велению Бога и сердца. Докажите.
– Какую правду открыл кудесник князю?
- Что интересует князя: вопрос государственного характера или личного? А что являлось предметом содержания од Ломоносова? (служение государству, гимн разуму, науке.)
-Так может быть это стихотворение одой? (нет)
Но историзм произведения отрицать нельзя.
Тогда вспомните, какой ещё лиро-эпический жанр основан на историческом событии. (Баллада)
-А предсказание кудесника по-вашему это исторический факт или легенда?
Другая особенность жанра баллады таинственный, иногда фантастический ход событий. Есть это? (кудесник и его предсказание, но пока мы не знаем , сбудется ли оно)


(Гипотеза) Как вы думаете, сбудется ли предсказание волхва?
Какое решение примет князь Олег?
Фонозапись ( 2 ключевой эпизод)
2) Прощание с конем (запишите в тетради)
- Как можно озаглавить? Докажите обоснованность заглавия ключевыми словами.
Какой постоянный эпитет, помогает нам понять, почему Олег так любил коня?
- Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов.
-Имел ли князь основания сомневаться в друге? Мог ли такой конь причинить вред хозяину?
(Гипотеза)
- Как вы думаете, встретится ли князь с конём?
Фонозапись ( 3 ключевой эпизод)
3) Смерть Олега (запишите в тетради)
Назовите, какой троп помогает понять, что прошло уже много лет с того дня, когда Олег расстался с конем?( уже “кудри их белы, как утренний снег”)
Почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости? (мучает совесть за предательство друга)
-Какие эпитеты помогают понять, насколько он опечален известием о смерти коня. («Могучий Олег головою поник») . Что мучает князя?
Сбылось ли предсказание кудесника?
Соответствует ли содержание «Песни» 2 –ой особенности жанра (таинственный, иногда фантастический ход событии)? (кудесник обладал таинственным, чудесным даром предвидения).
Мы можем утверждать, что «Песнь о » - это баллада?
Что же такое баллада?
Баллада - лиро-эпическое произведение с историческим или таинственным, фантастическим сюжетом. Часто в балладах ведущую роль играет диалог. И это мы уже доказали.
- Как вы думаете, почему Олег принимает смерть от коня?
Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
(.)
Зная об отношении Пушкина к лицейским друзьям, о том, что дружба –это святое, можно предположить, что наказан он за последнее. Разве не подвергал себя опасности Иван Пущин, посетив друга, находящегося в ссылке в Михайловское, или Пушкин, отправляя послание сосланным в Сибирь друзьям, в том числе Пущину? И как друг, и как поэт, несмотря ни на какие запреты, Пушкин не мог отвернуться от друзей.
В каких строчках, по-вашему, кудесник выразил взгляд Пушкина на поэта и поэзию? Кто из поэтов-классицистов ратовал за свободное творчество?
-Итак, к какому выводу мы с вами пришли?
- Поэзия должна быть независимой от власти царей, а поэт мечтает быть духовно свободным.
Какие ещё уроки нравственности извлекли вы для себя из нашего урока? Кто не высказался, записать на листочках.
Рефлексия. Заполните таблички и сдайте.
Д/З Выучить отрывок наизусть или приготовить выразительное чтение летописи стр.81, выписать устаревшие слова, тот, кто сможет, разделит их на две группы. К каким из них можно подобрать к ним синонимы.
























13PAGE 15


13PAGE 14115