Педагогический проект на тему Осень.


Содержание: Педагогический проект «Осень».
Подготовительный этап
Актуальность проблемы: Донести до участников проекта важность данной темы.
Цель: обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Дать детям элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада);
Расширить знания о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда ;
Продолжать расширять представление о домашних животных и птицах;
Знакомить с некоторыми особенностями в поведении лесных зверей и птиц осенью;
Формировать и воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
Ожидаемый результат:
Знание детьми элементарных представлений об осени;
Знание о домашних животных и птицах;
Знание детей об особенностях поведения лесных зверей и птиц осенью
Организационный этап
Участники: Воспитатели, дети и их родители, музыкальный руководитель.
Условия:
- развивающая среда: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме: «Осень»;
- материал для продуктивной деятельности.
- перспективный план мероприятия.
Практический этап
Организация проектной деятельности во второй младшей группе, в средней группе, в старшей группе, в подготовительной к школе группе.
Октябрь 1-я неделя
Образовательные области Возрастные группы
1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная группа
1-я неделя
I блок: Непосредственная образовательная деятельность
Познание. Формирование целостной картины мира. «Падают листья»
Знакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе, учить выделять ствол, ветки и листья деревьев, обратить внимание на изменения окраски листьев, закреплять знания о красном и жёлтом цвете, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе
«Что нам осень подарила»
Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи; учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета «Прогулка в лес»
Закрепить представления об изменениях в живой и неживой природе осенью.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе
«Грибное лукошко»
Познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе
«Деревья, кустарники и растения осенью»
Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле
Экологическая сказка: «Лесной пожар» А.Смирнова, А.УстиноваПознание. Продуктивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность «Дары осени»
Рассматривание и сравнение овощей (фруктов) по форме, размеру, вкусу
Устанавливать элементарное сходство и различия.
Поощрение исследовательского интереса.
«Башенки и лесенки»
Учить осуществлять сенсорный анализ постройки. Дать представление об архитектурных постройках.
Учить изменять постройку, преобразования её в высоту, длину, ширину. Выделять части построек, рассказывать, из каких деталей состоит постройка
«Бумага, её качества и свойства»
Учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества.
О.В.Дыбина стр.16 Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине)
Продуктивная деятельность: «Грибы» - оригами
Продолжать детей знакомить с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук «Живая природа. Строение, значение, функции, видоизменения частей растения»
Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
О.В. Дыбина стр.127
Познание. ФЭМП «Подберём куклам ленточки и пройдём по разным дорожкам»
-фор-ть умение сравнивать предметы по длине; употреблять в речи слова: длинный, короткий
«Как найти дорогу к дому?»
*Закрепить умение двигаться в заданном направлении.
«Посчитай большие и маленькие ёлочки, домики»
*Объяснить ,что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5)
«Подбери слова»
*Обозначить результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький.
«Деление целого»
Научить детей делить целое на равные части, отражая в речи действия и результаты деления.
«Формы»
Научить определять формы при делении квадрата и прямоугольника. «Монетка»
Знакомить с монетой.
Различать: монета, деньги, копейка.
«Решаем задачи»
Составлять и решать задачи.
Счёт на слух.
«Ориентируемся»
Ориентир на листе бумаги.
Отношение чисел в пределах 10.
Коммуникация. Беседа: «Что ждет меня в садике»
Рассматривание сюжетных картинок: «Дети в детском саду»; «Дети играют  в кубики» Рассматривание картин на тему «Осень»
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
Составление описательных рассказов с помощью схем:  «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад» Рассматривание картины В.Серова» Октябрь».Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»
Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов,синонимов,антонимов.
О.С. Ушакова стр.90
Учить придумывать начало и конец к сюжету на тему: «Осень»
Составлять рассказ из личного опыта.
Активизировать употребление в речи названий профессий и соотносимых с ними действий.
Художественное творчество. Рисование. «Волшебный мир красок»
Познакомить с красками, кистью.
«Разноцветный ковер из листьев» Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. «Падают, падают листья – в нашем саду листопад»
Учить рисовать осенние листочки приёмом ритмичного «примакивания». Продолжать знакомить с тёплыми цветами спектра. Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным «Грибы»
Активизировать словарь детей по лексической теме «Грибы».
 Совершенствовать навык работы с тычком, штампом. Развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением.
  Воспитывать желание использовать в работе разные нетрадиционные техники рисования (поролоном, ладонью, штампом из рельефной ткани).
«Осенний букет»
Учить детей рисовать осенние цветы (астры, хризантемы и т. д. ), любоваться их красотой, самостоятельно выбирать тёплую или холодную гамму красок. Развивать у детей чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. Продолжать учить детей смешивать краски. Добиваться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее не только по светлоте, но и по цветовому тону
Художественное творчество. Лепка. «Знакомство с пластилином»
Формировать умение отламывать кусок от большого куска, разминать, раскатывать комочек пластилина круговыми движениями «Осеннее дерево»
Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Закрепить цвета - красный, желтый, зеленый.
«Рябинка»
Продолжать знакомить с видами лепки – барельеф. Учить лепить мелкие детали, понимать конструкцию грозди, ветки, листьев.
«Мухомор»
Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику «За грибами в лес осенний»
Продолжать знакомить их с нетрадиционным видом искусства – пластикой из соленого теста, используя усвоенные приемы лепки
Художественное творчество. Аппликация. Знакомство с клеем,кистью, цветной бумагой
Формировать у детей навыки работы с бумагой и клеем «Листочки на ветке»
Закреплять навыки пользования клеем, кисточкой, тряпочкой. Формировать представление о том, что клей намазывается на тыльную сторону цветной бумаги. Учить приклеивать листочки по образцу, соблюдая конструкцию ветки. Закреплять понятие: осенние листья «Березовая роща осенью»
Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники аппликации (накладная, симметричная) и показать её изобразительно;
Выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлением природы
«Грибы на лесной полянке»  (с использование природного материала)
Развивать образные мышления; закреплять умения вырезать предметы и их части округлой и овальной формы, упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника; учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию «Осеннее дерево»
Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее дерево»;
учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева);
развивать умения: аккуратно вырезать по контуру, приклеивать деталь;
воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве
Физическая культура «Наши ножки ходят по дорожке» Н.А.Карпухина(216)
Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие «Ходьба и перестроение»
Выполнять ходьбу и бег свободно, перестраиваться в круг и в колонну по одному.
«Лазать и ползать -веселее»
Развивать навыки лазанья и ползанья.
«Кто выше прыгнет»
Отталкиваться и прыгать двумя ногами.
Подвижные игры:
«Перелётные птицы», «С какого дерева листочек?»,
«Кто быстрее добежит до дерева», «Осенние листочки» «Попробуй, добрось»
Совершенствовать умение сочетать замах с броском при метании.
«Кто быстрее долезет?»
Лазанье по гимнастической скамье или стенке, меняя темп.
«В колонну становись»
Построения в колонну по одному, по двое, по трое. Физкультурное развлечение – эстафета:
«Сбор урожая картофеля»;
«Перелетные птицы»;
«Сбор урожая на дачном участке»;
формировать у детей двигательные умения и навыки в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать физические качества и потребности бережного отношения к своему здоровью
Музыка Знакомство с музыкальным руководителем. Знакомство с  музыкальными  инструментами  в  музыкальном уголке.
Слушание:
Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать и подпевать.
Пение: Развить желание петь и допевать мелодии песен
Музыкально – ритмические движения: Формировать умение двигаться под мелодию Слушание:
Приобщать детей к народной и классической музыке.
Знакомить с жанрами музыки,
Пение:
Развить желание петь и допевать мелодии песен.
Музыкально -ритмические движения: Формировать умение двигаться под мелодию.
Слушание: учить различать жанр песни.
Музыкально – ритмические движения: самостоятельно менять движения со сменой музыкальных частей. Совершенствовать танцевальные движения: полуприседания, кружение.
Слушание: учить различать жанр песни
Пение: обучать выразительному пению.
Слушание музыки: различать средства музыкальной выразительности
Пение: упражнение для развития голоса и слуха. Петь напевно, плавно в ближайших тональностях с сопровождением инструмента и без него.
Музыкально -ритмические движения: легко и ритмично бегать, передавая в движениях изящный характер музыки. Двигаться по кругу парами. Слушание: Шуман Р. «Жнецы»
Чайковский П.И.  «Октябрь»
Вивальди  А. «Осень»
«Осень к нам пришла» Е. В.  МашечковойИгра-хоровод «На дворе – листопад» Т.В. БокачХоровод «Осенние подарки» Н.Б. Караваевой
«Песня Грибов» И.Боевой (мальчики)
Музыкальная игра «Ищи»
Песня-инсценировка «Лиса и Медведь» Е. Соколовой
Пение: выразительно петь.
II блок: Режимные моменты
Здоровье Технология Красиковой И.С.:
Контроль за позой каждого ребенка и условиями его деятельности.
Профилактика плоскостопия, контроль осанки
Технология
Щетинина М.Н.( Стрельниковой )
Дыхательные упражнения,
Технология Аветисова Э.С.
Гимнастика для глаз; Технология Красиковой И.С.
Профилактика плоскостопия, контроль осанки - контроль за позой каждого ребенка и условиями его деятельности.
Технология Красиковой И.С.
Контроль за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. Профилактика плоскостопия, контроль осанки Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, умение охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае необходимости. Закреплять освоенные ранее
практические умения.
Технология Щетинина М.Н.;Стрельниковой Дыхательные упражнения, Технология Аветисова Э.С.
Гимнастика для глаз;
Гимнастика после сна. Беседа: «Режим дня» «Правила Доктора Неболейко»
Ситуация-беседа:
«Что случится, если ты не будешь чистить зубы?»
Ситуация-беседа:
«Что случится, если промочишь ноги?»
. Технология Щетинина М.Н.;Стрельниковой Дыхательные упражнения, Технология Аветисова Э.С.
Гимнастика для глаз; Технология Красиковой И.С. Профилактика плоскостопия, контроль осанки Закаливающие процедуры
Технология Щетинина М.Н.;Стрельниковой Дыхательные упражнения,
Технология Аветисова Э.С.
Гимнастика для глаз; Технология Красиковой И.С. Профилактика плоскостопия, контроль осанки . Ситуация-беседа:
«Что случится, если промочишь ноги?»
Ситуация-беседа:
«Что случится, если ты не будешь чистить зубы?»
Беседа: «Режим дня»
Закаливающие процедуры.
Психогимнастика Чистякова И.М.:
«Грязь» муз. Е. Тиличеевой
«Падающие листья» музыкально-психологический этюд под муз. вальса «Осенний сон»
Физическая культура Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки индивидуально с каждым ребёнком.
Упражнять в ходьбе на сохранение равновесия
«Наши ножки ходят по дорожке» Н.А.Карпухина(216)
Формировать правильную осанку.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки индивидуально с каждым ребёнком.
Упражнять в ходьбе на сохранение равновесия.
Формировать правильную осанку.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки индивидуально с каждым ребёнком. Развивать мелкую моторику в ходе пальчиковых игр.
Развивать умение прыгать вверх с места, перешагивании предмета
«Огород», «Листопад», "Поймай листок" Продолжить совершенствовать двигательные умения и навыки
Продолжить развивать культуру движений. Продолжить формирование правильной осанки. Упражнять в ходьбе на сохранение равновесия. Развивать умение прыгать вверх с места, перешагивании предмета.
Совершенствование навыков ориентировки в подвижных играх.
Развивать мелкую моторику в ходе пальчиковых игр. Продолжить совершенствовать двигательные умения и навыки
Продолжить развивать культуру движений. Продолжить формирование правильной осанки. Упражнять в ходьбе на сохранение равновесия. Развивать умение прыгать вверх с места, перешагивании предмета.
Совершенствование навыков ориентировки в подвижных играх.
Развивать мелкую
моторику в ходе пальчиковых игр.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: . Игры детей в уголке «Доктор»:  моя собачка поранила хвостик. Что делать» «Покормим куклу»?  
Театрализованные игры.
Настольный театр “Теремок”;. Театрализация: «Наши эмоции
с игрушками-персонажами, предметами - заместителями.
Манипуляции детей с различной мозаикой (мелкой и крупной)                         манипуляции детей на прогулке с мелкими и крупными камешками
С/ ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Дочки – матери»
Цель: Учить детей играть в разнообразные игры
Дидактические игры:
«Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало»
Подвижные игры:
«Мой весёлый, звонкий мяч», «Бегите ко мне!», «У медведя во бору», «Осенние листочки», «Воробьи и кошка» С/ ролевые игры: «Семья», « Поликлиника»,
«Детский сад», «Магазин»,
«Парикмахерская» и др.
Д/игры: «Весенние игры»,
«Найди своё место»,
«Скажи наоборот».
Цель: Учить детей играть в разнообразные игры ,проявлять творчество, сохранять доброжелательные отношения.
С/ролевая игра: «Семья»,
« Поликлиника»,
«Детский сад»,
«Магазин»- играем в профессию мамы.
П/и «Кто быстрее под грибок»
Д/игры:
«Признаки осени»
Цель: Учить детей играть в разнообразные игры ,проявлять творчество, сохранять доброжелательные отношения.
Д/и " Кто скорее соберет",  " Большой-маленький»,  "Подскажи словечко", «Съедобное - несъедобное»
С/ ролевые игры: «Семья»,
« Поликлиника»,
«Детский сад»,
«Магазин»- продолжаем знакомить с новыми атрибутами игры, дети самостоятельно
распределяют роли.
Д/игры :
«Узнай по тени», «С какого дерева лист», «Собери урожай».
«Когда это бывает?»
«Что сначала, что потом?»
Труд Формирование умения одеваться и раздеваться,
Складывать одежду,
Формирование навыков опрятности,
Привлекать к простейшим трудовым действиям. Воспитывать желания участвовать в трудовой деятельности ,развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
Побуждать к выполнению элементарных поручений.
Формировать привычки к порядку и чистоте в помещении. Всесторонне поддерживать стремление к выполнению трудовых обязанностей и включению в совместный труд. Поощрять самостоятельность в самообслуживании, самоконтроль. Формировать деловое
общение в ходе наблюдения за трудом взрослого. Учить понимать, что достойным является то поведение, которое не разрушает созданное трудом человека. Поощрять самостоятельность в самообслуживании, самоконтроль. Учить детей переносить знания о труде взрослых на собственную трудовую деятельность. Научить воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты, направленность на результат. Продолжать учить понимать, что достойным является то поведение, которое не разрушает созданное трудом человека. Поощрять самостоятельность в самообслуживании, самоконтроль. Учить детей переносить знания о труде взрослых на собственную трудовую деятельность. Научить воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты, направленность на результат. Продолжать учить понимать, что достойным является то поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.
Безопасность Беседа: «Играй и не мешай»
Как вести себя во время игры.
Ситуативный разговор о том, что во время прогулки нельзя разбегаться по сторонам, нужно играть вместе и дружно, делиться игрушками. «Небезопасные осенние забавы»;
Не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть.
«Неболейка»
Бережём своё здоровье - знакомство с профессией врача. «Посмотри и не трогай»
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред;
наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых;
не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых;
не брать на руки бездомных животных. «Остановка». Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно. Беседа с детьми: «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?» «Почему нельзя собирать ядовитые  
грибы?»
Беседы: «Болезни и лекарства»,
«Правила заботы о своём организме»,
Продолжать знакомить со строением тела человека.
Чтение художественной литературы «Целует, обнимает»
«Девочка- рёвушка» А.Барто«Сельская песня»
А,ПлещеевПродолжать вызывать у детей интерес к слушанию стихотворений, побуждать понимать их содержание.
«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина И. Бунин «Листопад», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», М. Булатова «Огуречик, Огуречик», «Петушок и бобовое зёрнышко». Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»). Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери  к зиме готовятся» Г. СнигеревП. Потёмкин «Мухомор», З.Александрова «В грибном царстве», В. Зотов«Осенний   опёнок», Я. Тайц «По грибы», С. Аксаков «Грибы»
Заучивание загадок, стихов о грибах
Чтение и обсуждение:
А.Барто «В школу»
К.Бальмонта «Сентябрь»
К.Ушинский «Осень»
И. Соколов  - Микитов «Листопадничек»
Даль «Война грибов с ягодами»
Я.Тайц «Грибы»
Музыка Музыкальная игра «Апельсин»,
Песенки: «Урожай», «Антошка», «Песенка огуречика» (из мультфильма «Приключения огуречика») и другие по плану муз.руководителя. Музыкально - дидактические игры:
«Узнай свой инструмент», «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки», «Громко – тихо», «Колокольчики»
«Осень» муз. Ю.Чичкова,
«Осень» муз.И.Кишко, сл.Т.ВолгинойТанец- «Танец с осенними листьями»
муз.А.Филиппенко.
Игра с пением «Огородная-хороводная» муз.Б.Можжевелова, сл. А.Пассовой.
Музыкальная игра «А мы по лесу шли»
Чтение и обыгрывание сказки " Под грибком" для малышей Музыкально- дидактические игры : Музыкальная игра «Соберем овощи»
Игра-хоровод «На дворе – листопад» Т.В. Бокач Игра «Прогони сорняки»
Слушание:
«Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
— «Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;
— «Журавушка» муз.Г Вихаревой, сл. А ВольскогоIII блок: Самостоятельная деятельность детей
Создание предметно-развивающей среды:
«Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...
«Семья»: игровой уголок «кухня», посуда, муляжи овощей и фруктов, спец. одежда.
Рассматривание фотографий: Как мы в садике живем!
Музыкальный уголок: дудочки, барабан, бубен
Спортивный уголок: кегли, мяч
Игровой уголок: конструктор Настольные игры: Большие паззлы
Книжный уголок:
Книги для рассматривания:
Дружинина М. «Забавные малыши»; С.Маршак «Радуга-дуга»
Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Мазин», «Больница», «Дом»
Центр строительно-контруктивных игр:
Конструктор ,Мозаика,.Кубики .Пирамидки.
Книжный уголок:
Книги для рассматривания: Сказочный счет» худ. Нечитаева; С.Маршак «Радуга-дуга»
Русские народные сказки
Песенки-потешкиРазукрашки«Сказочный счет»
худ. Нечитаева; С.Маршак «Радуга-дуга»
Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
Центр строительно-контруктивных игр:
Конструктор Лего.
Мозаика, математические палочки.
Кубики средние.
С/ролевая игра: «Семья»,
«Поликлиника»,
«Детский сад»,
«Магазин»- играем в профессию мамы.
Настольно-печатные игры:
«Лото», «Домино»,
«Пазлы», «Мозаика» и др.
Игры малой подвижности:
«Раздувайся пузырь»,
«Тише едешь-дальше будешь»,
«Море волнуется раз!»
Атрибуты к игре
Сказка В. Сутеева «Под грибом»
Предметные картинки по теме «Грибы»
Рассматривание:  фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных грибов, рисунки других детей
Настольно-печатные игры:
«Лото», «Домино»,
«Пазлы», «Мозаика» и др.
Игры малой подвижности:
«Раздувайся пузырь»,
«Тише едешь-дальше будешь»,
«Море волнуется раз!»
С/р игры
 «Путешествие в лес»;  Магазин «Овощи и фрукты»,  
Магазин «Хлебушко»;  «Семья – школа – магазин»; «Ярмарка»;  «Мы – хлеборобы»; «Семья – летние заготовки»
Рассматривание иллюстраций книг о природе осенью.
Продуктивная деятельность:
Рисование, раскрашивание картинок, зарисовка по прочитанному материалу

YI блок: Взаимодействие с родителями
Консультация:
«Адаптируемся с помощью родителей»,
Беседа:
«Помощь в обустройстве группы» «Для здоровья нужны витамины!» - продолжаем беседу по правильному питанию в семье.
Беседа: «Учим наблюдениям за природой в семье» «Разговор без умолку» - работа над речью ребёнка с помощью родителей.
Конкурс совместных работ детей и родителей
« Дары осени» - поделки с детьми из грибов и природного материала. Сочинение вместе с детьми загадок на осеннюю тематику.
Подготовка костюмов к осеннему празднику.
Сочинить с ребенком осеннюю сказку
Октябрь 2-я неделя
2 неделя I блок: Непосредственная образовательная деятельность
Познание. Формирование целостной картины мира. «Овощи»
Цель: познакомить детей с  плодами овощных культур. Закрепить знания о месте  их произрастания - огороде. Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, получающим урожай «В лесу»
Дать представление о диких животных и их детенышах. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Развивать зрительное и слуховое внимание – учить узнавать разные звукоподражания – голоса животных. «Что нам осень подарила?»
Расширять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
«Золотая осень»
Обобщать  и систематизировать представления у детей об изменениях, происходящих осенью.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщённые представления об осени, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы.
«Друзья природы»
Расширять знания о лесе и его обитателях; воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закреплять умение вести себя на природе; развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать полный содержательный ответ на них
Т.В.Вострухина стр.172
Познание
.Продуктивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность «Машины»
Развитие у детей познавательных интерес и конструктивной деятельности.
Учить располагать  кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета.
«Листья бывают разные –жёлтые, зелёные, красные»
Упражнять детей в классификации листьев по величине (большие и маленькие), по цвету (красные, зелёные, жёлтые); формировать понятие пустой и полный.
«Характерные особенности сезонов»
Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения
О.В. Дыбина стр.21
Исследовательская деятельность  
Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).Обследование и рассматривание стеблей ( дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение
(прямостоящие,свисающие, вьющиеся), листьев.
Продуктивная деятельность: «Осенние листочки»
Учить изготавливать листья из бумаги в технике оригами «Неживая природа. Вода»
Продолжать знакомить с различными жидкостями. Познакомить с круговорот воды в природе
О.В. Дыбина стр.141
Экологическая сказка:»Водяное царство»( М. Гребенёва)
Познавательные сказки Л.Н.ВахрушеваПознание. ФЭМП Формировать группы однородных предметов,
Привлечь к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи
Формировать умения различать предметы по форме. Различать, называть и использовать основные строительные детали.
Сооружать постройки по собственному замыслу.
Видеть общий признак предметов группы, сравнивать две равные и неравные.
Пользоваться приёмами наложения для выявления величины.
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
Ориентир в контрастных частях суток.
Развитие умения считать предметы на ощупь,
Закрепление умений считать до 10, сравнение рядом стоящих чисел,
Различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?»,
Формирование представлений о равенстве.
Развитие общих представлений о множестве, совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10,
Знакомство с числами второго десятка.
Коммуникация.
Беседа после проведения экскурсии на огород группы: «Что растёт на грядке?»
Формирование представлений детей об овощах Рассматривание картины «Осенью на прогулке в д/с»
Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь понять сюжет картины. Обратить внимание на одежду детей, на изменения в природе осенью. Учить отвечать полным ответом. Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы»
Систематизировать знания детей по теме «Осень».
Развивать связную речь Составление рассказов по картинке «Растения огорода»
Развивать память; использовать в речи обобщающее слово «овощи» и словосочетание «овощной суп»; закрепить названия овощей, действий. Развивать образное мышление, воображение. Обогащать сенсорную культуру через загадки - описание. Знакомить с предложением Составление рассказов по стихотворениям об осени: Учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
Художественное творчество. Рисование. «Огурец и помидор»
Закрепить навык рисования красками круга и овала
«Дорожки на огороде»
Учить детей проводить линию в разных направлениях, разной длины – короткие и длинные. Развивать фантазию, творчество. Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать желание довести дело до конца. «На яблоне поспели яблоки»
Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ « Что созрело в огороде»
Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги; закрашивать предметы по форме широкими линиями, держа кисть плашмя.
«Хоровод осенних листьев»
Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.
Художественное творчество. Лепка. «Яблоко»
Продолжать развивать навыки лепки, мелкую моторику пальцев. Учить детей лепить яблоко, использовать для лепки цветной пластилин «Фрукты»
Продолжать знакомить детей со способами лепки, Развивать мелкую моторику пальцев. Формировать у детей интерес и желание лепить. Учить передавать особенности конструкции фруктов, подбирать цвет пластилина в соответствии с цветом объекта. «Урожай»
Продолжать знакомить детей   со способами лепки овощей и фруктов. Учить использовать цвет пластилина, как выразительное средство.
Магазин «Овощи»
Учить детей лепить из соленого теста различные хлебобулочные изделия в качестве атрибутов для сюжетных игр; развивать навыки лепки из составных частей; учить раскрашивать поделки для придания изделию законченной формы. «Овощная ярмарка»
Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания
Художественное творчество. Аппликация. «Помидор»
Формировать умения пользоваться клеем. Развивать ориентирование на листе бумаги, понимать значение слов: середина, центр. «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
Учить наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы). Закрепить представления о фруктах, их цвете, форме.
«Урожай»
Продолжать учить строить композицию из готовых форм. Побуждать к творчеству. Закреплять технические навыки аппликации. Учить детей пользоваться ножницами. Формировать умение соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
Учить делать прямой надрез на полоске бумаги.
«Дары деревьев»
Дать детям знания о значении деревьев для человека и живых существ. Познакомить детей с пословицами о деревьях, с традициями предков. Закрепить знания о знакомых деревьях. «Осенний ковёр»
Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листьев для украшения группы. Учить детей вырезать симметричные листья из бумаги, сложенной пополам. Формировать чувство цвета, композиции. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе совместной деятельности
Физическая культура «Через ручеёк»
Ходьба и бег,
«Доползи до погремушки»
Ползание
«Прокати мяч»
Бросание и ловля мяча
«Мой весёлый звонкий мяч»
Подпрыгивание. «С кочки на кочку»
Развивать умение прыгать толчком.
«Бегите ко мне!»
Двигательная активность
Подвижные игры:
«Собери урожай», «Овощи и фрукты», «Съедобные
-несъедобные грибы», «Перелётные птицы», «С какого дерева листочек?»,
«Кто быстрее добежит до дерева», «Осенние листочки», «Догони свою
пару!», «Ручеёк», «Вороны и собачка!», «Солнышко и дождь», «Кто
быстрее обежит лужи «Лягушки-квакушки»
Развивать умение прыгать на правой и левой ноге, забрасывать мяч в корзину
Лазанье — «Пролезь в обруч», «Проползи и не задень» (ползание между кеглями, кубиками на четвереньках). Прыжки «На одной ножке по дорожке» (прыжки на правой и левой ноге между шнурами), на двух ногах до флажка (кегли). Равновесие «Пройди по мостику» (Ходьба между линиями, по доске, по скамейке).
Подвижные игры: «Мышеловка», «Ловишки» Подвижные игры: 
«Кто быстее всех найдет свой калач»
«Назвался груздем, полезай в кузовок»
«Грибы и грибники»
«Осенний наряд»
«Осенние бусы»
Эстафета
Музыка Слушание:
«Птички», «Где ты зайка», «Кошечка», «Лошадка»
Пение:
«Кря-кря», «Цыплята», «Ладушки»
Музыкально-ритмические движения:
«Постучим пальчиками», «Скачет зайка», «Вот как мы пляшем» Слушание: «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Игра в лошадки» П. И. Чайковского, «Упрямый братишка» Д. Б. Кабалевского, «Верхом на лошадке»
Пение: «Ходит осень», «Дождик», р. н. м., обработка Т. ТопатенкоМузыкально-ритмические движения: «Ножками затопали» М. Раухвергера; «Хоровод», р. н. м., обработка М. Раухвергера; «Упражнение с листочками» Слушание:
«Музыка весны», «Бабочка», «Жаворонок»
Пение: «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. СемернинаМузыкально-ритмические движения: «Платочек» - русский народный хоровод
Слушание:
Т.Ломова «Осень просим», М.Еремеева «Осень милая, шурши»
Музыкальная игра «Найди листок».
Хоровод «Рябинушка» (русская народная мелодия».
Танец «Рябинки» (музыка, слова и описание движений Г.Вихаревой Слушание:
«Времена года - весна», «Песня жаворонка», «Пляска птиц», «Весна и осень», «Менуэт» Пение:
«Осень к нам пришла» Е. В.  МашечковойХоровод «Осенние подарки» Н.Б. Караваевой
«Песня Грибов» И.Боевой Музыкально-ритмические движения:
«Падающие листья» музыкально-психологический этюд под муз. вальса «Осенний сон»
II блок: Режимные моменты
Здоровье Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Формировать представления о пользе овощей и фруктов.
Беседа: «Как нужно одеваться в группе?»
Привлечь внимание к одежде по сезону. Учить одеваться по сезону на улицу и в помещении
Беседа: «Овощи-лекари»
Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей
Беседа: «Здоровье и болезнь»
Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, умение охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае необходимости. Беседа: «Части тела»
Рассматривание плаката.
Физическая культура Подв/игры:
«Птички и кошка» - развитие быстроты и ловкости. «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»
Подв/игра:
«На полянке» - развивать умение быстро бегать, прыгать, упражняться в ловкости.
«Ура, ура пришла осенняя пора»,
- участие детей в физкультурных досугах, соревнованиях, развитие спортивного азарта, соблюдение правил в игре.
Инд. работа: развитие движений - закрепить навыки двигаться в кругу синхронно парами Подвижные игры: 
 « Кто скорее соберет»«Автомобили на уборке урожая»
«Пирог»
Социализация Рассказывание воспитателя «Любуемся красотой осени». Д/и «Найди и назови»»(знакомые овощи, фрукты), «Найди такой же» (овощи, фрукты)
Игры в строительном уголке: построить гараж с забором для машин
Игры в дидактическом уголке: шнуровки, вкладыши, пирамидки.
Подвижные  игры: «Мой веселый звонкий мяч»
«Идем в гости к бабушке» - С/ролевая игра: Прививать доброжелательное отношение к членам семьи.
Дидактические игры:
«Оденем куклу на прогулку»,
«Отгадай на ощупь», «Собери целое», «Собери бусы».
Игровая деятельность:
«Покажи такой же»,
«Отгадай», «Что звучит, кто кричит»,
«Подбери листик».
с/р «Пойдем, погуляем».
«Отдыхаем на природе»
Учить подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевой игры, делать их самостоятельно.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
- «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »
- «Собираем урожай»
- «С чьей ветки детки?»
- «С какого дерева листок»
- «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты)
Сюжетно-ролевая  игра: Магазин «Продуктовый»
Подв/игра:
«Найди себе пару» - развивать умение договариваться в игре.
Дидактические игры:
«Загадай, мы отгадаем» ,«С какой ветки детки?»
«Найди дерево по семенам», «Найди лист такой, какой покажу»
    «Береза»,  «Листья»,  «Дождик»,«Опиши дерево»
«Круглый год» «Собери картинку» - развитие зрительного внимания и памяти)
«Продолжи ряд» (развитие внимания)
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты )«Перепутанные картинки» (наложенное изображение ) «Четвёртый лишний» «Что нужно для супа»
Сюжетно-ролевая игра:
«Овощной магазин»
Закрепление  знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения
Дидактические игры:
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
«Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »
«Собираем урожай»
«С чьей ветки детки?»
«С какого дерева листок»
«Четвёртый лишний» (ягоды, овощи, фрукты)
Подвижные игры:
«Листопад»,
«Огородник»,
«Пугало»,
«Репка»
Совершенствовать  дви-
гательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с  речью
Труд «Песочный колобок»
Игры с выносным материалом: - развитие навыков конструирования из песка.
«Кто больше веток уберет?»
Развитие навыков трудовой деятельности.
«Дары осени»
Сбор природного материала на прогулке
«Полюбуйся на себя»
Замечать и устранять непорядок во внешнем виде
«Порядок»
Поддерживать порядок в группе
«Убери за собой»
Самообслуживание «Перекопаем землю»
Перекапывание земли на огороде и в цветнике,
«Порядок»
Поддерживать порядок в группе
«Убери за собой»
Самообслуживание
Безопасность Беседа: о том, что рвать любые растения и есть их нельзя.
Беседа: «Будь внимательнее»- Развивать умение различать и называть опасные ситуации в группе, на участке, в целях безопасности своей жизни и здоровья.
Беседы: «О правилах поведения в группе», «Безопасность в нашей группе». Беседа с детьми:  «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»  « Почему опасно бегать с палками?»
Беседа: «Жизнь без опасностей»
Дать понятие об источниках опасности в квартире и подъезде и как их избежать.
Чтение художественной литературы Чтение стихотворения Агнии Барто «Мячик».   Чтение А.Барто  «Уронили мишку на пол» Чтение русской народной сказки: «Репка». . Чтение сказки  ««Колобок»  
Чтение сказки «Теремок»
«Песенки – потешки» :«Заинька, попляши..», «Сорока, сорока…», «Травка – муравка…», «Курочка – рябушка…»
Русские народные сказки:
«Рукавичка»,
«Коза – дереза», «У солнышка в гостях», «Петух и лиса»
Поэзия:
В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; С. Маршак «Радуга»; М. Яснов «Дождик»
Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:
- А. А. Грицай «Листопад»; И. Остроухов «Осенние поля»; И. Остроухов «Золотая осень»; Е. Волков «Октябрь»; И. Вельц «Начало зимы» Чтение стихотворений, рассказов и сказок  Л.Н.Толстой,  
«Дуб и орешник»,  Соколов-Микитов, «Осень».Е. Трутнева,  
«По лесным тропинкам», Н. Сладков, «Осень на пороге».
 Рассматривание картины В. Поленова «Золотая осень». Чтение и обсуждение:
М.Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
В.Приходько «Дом зерна»А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел»
Я. Аким «Хлеб»
Н. Семенова «Хлебушко»
 С. Дрожжина «Каравай»
Музыка Слушание::«Кошка» А. Александрова, «Ах вы сени» (р.н.м.).
Движение:Гопачок (укр.н.м.), «Ходим-бегаем» Е. Тиличеева, «Свободная пляска» (р.н.м.), «Ирга с мишкой» М.Раухверг.
Пение:«Да-да-да» Е. Тиличеева.
Осень.
Слушание: «Весело – грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка»
Пение: «Ходит осень», «Танец мухоморчиков», «Танец огурчиков» Т. Ломовой
Музыкально-ритмические движения: «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнесиной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны.
«Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко.
«Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. ФлотоваСлушание: И.П.Чайковского «Времена года»Разучивание песен об осениРазвлечение «Приключение мухоморчика»Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла» , «Первый заяц». Слушание:П. Чайковский «Времена года»,
Инд.работа: движения танца - развитие синхронных движений.
Слушание:
«Осенний хоровод» О. Чадовой«Песенка Сорняков»  О. ЧадовойИнд.работа:
движения танца - развитие синхронных движений.
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Сюж/рол. игры:
«Магазин» - «Овощи- фрукты»- закрепление названий овощей (фруктов), различать их; распределение ролей: «продавец», « покупатель»
«Семья» - «Готовим суп (борщ)», «Варим компот» для кукол.
«Транспорт» - «Везём урожай», «Доставка овощей (фруктов) в магазин».
Обыгрывание сказки" Репка
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»,
«Птички летают»
Рассматривание иллюстраций к сказке  «Колобок»   Теремок» : «Репка».
Манипуляции детей с различной мозаикой (мелкой и крупной)                         манипуляции детей на прогулке с мелкими и крупными камешками
Сюж/рол. игры:
«Детский сад», «Дочки и матери»
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Пузырь», «Мышиловка»,
Рассматривание картинок на осеннюю тему- закрепить представления о времени года
Рассматривание детских книг, иллюстраций с изображением природы, животных Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка». Игра «Что нам осень принесла»Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Сюжетно-театрализованная игра: «Фея осени» - закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Подвижные игры:«Пузырь», «Мышиловка», «Хитрая лиса»Сюж/рол. игры: «Магазин», «Парекмахерская», «Семья» Подвижная игра:
Цель: развитие игровой деятельности и сотрудничества в паре.
«Пузырь», «Мышиловка», «Хитрая лиса»
Сюж/рол. игры: «Магазин», «Парекмахерская», «Семья», «Детский сад»
Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы»
YI блок: Взаимодействие с родителями
Беседы  о режиме дня ребёнка
Беседа с родителями «Одежда для детского сада» Папки   передвижки: «Адаптация вашего ребенка»  «Возростные особенности детей 2-3 лет» Беседа- диалог:
«Любовь к природе - не только шашлыки!»
Принести поделки из даров осени (сделанные совместно с детьми). Предложить рекомендации по организации наблюдений изменений в природе.
Предложить родителям игры на природе
Консультация: ”Как организовать поисково-исследовательскую деятельность в домашних условиях»
Конкурс совместных работ детей и родителей  из листьев.
Беседа- диалог :«Зачем нужны детские проекты и педагогические эксперименты?»
Октябрь 3-я неделя
3 неделя I блок: Непосредственная образовательная деятельность
Познание. Формирование целостной картины мира. «Осень золотая»
Цель: познакомить детей  с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать радость от общения с природой. «Раз – грибок, два – грибок, вот и полный кузовок»
Обогащать представления детей о дарах осени в лесу. Закрепить знания детей о нормах поведения в лесу  «Дождь и снег»
Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо). Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.Обогащение словаря: октябрь

«Пернатые обитатели осеннего парка»
Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им; закреплять знания о перелётных и зимующих птицах, знакомить с особенностями их жизни, питания, поведения
Т.В.Вострухина стр. 51 «Лекарственные растения»
Дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение
Т.В.Вострухина стр.180
Познание.Продук-тивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность «Строим домик для матрёшки»
Развитие у детей познавательных интерес и конструктивной деятельности.
Учить делать постройки из кубиков, устанавливая один кубик на другой, обучать умению строить по образцу
Игра-эксперимент с песком (на прогулке )Растворится ли песок в воде?
«Деревья»
Закреплять понятие о квадратной форме бумаги. Учить детей складывать лист уголок к уголку.
Развивать глазомер и аккуратность. Учить ориентироваться в лицевой и изнаночной стороне бумаги.
«Птичка»
Продолжать учить детей складывать из бумаги квадратной формы.
Формировать навык складывания  по образцу.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Исследовательская деятельность:
находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;
-  развивать память, мышление,  наблюдательность, любознательность;
-  воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им
Продуктивная деятельность:» Птица»
Учить детей выполнять поделку в технике оригами, складывать из квадрата базовую форму- воздушный змей. Учить украшать поделку, рисовать глаза, клюв «Неживая природа. Воздух»
Выявить, что воздух обладает упругостью.Понять, как может использоваться сила воздуха.
О.В. Дыбина стр. 143
Познание. ФЭМП Дидактические игры: «Какой больше»,
«Кто в домике живёт», «Волшебные превращения» (геометрические формы).
«Утро и вечер».
•Подвижно-дидактическая игра «Солнышко»
«Путешествие по экологической тропе.Осень»
Д/ игры: «Чудесный мешочек», «У кого больше», «Кто знает, пусть дальше считает», , «Весёлый счёт»
Закреплять умения определять цвет, величину, форму, вес предметов. Учить сравнивать предметы. повторение времени суток, учить ориентироваться в пространстве, повторение времени года, месяцев, повторение и закрепление  умения строить здания с помощью дополнительных деталей в постройке «Сосчитай-ка», «Найди одинаковые», «Четвёртый лишний», «Собери узор», - и. у. «Выложи по порядку», - составление геометрической картины «Весна».
Коммуникация.
Рассматривание картины «Осень»
Учить рассматривать и понимать содержание картины.
(развитие диалогической речи) «Идём в лес за грибами»
Закреплять знания детей о грибах. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом «Осенние листья»
Закрепить знания детей о приметах осени, о качественных признаках осенних листьев.
Учить составлять описательные, творческие рассказы.
Учить подбирать правильные антонимы.
Совершенствовать двигательные умения.
«Куда улетают птицы?»
Активизировать словарь: перелетные, зимующие, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, размножение). Закрепить представления о птицах (внешний вид, среда обитания), их разнообразии
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах
Художественное творчество. Рисование. «Листья жёлтые летят»
Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой «Идет дождь»
Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать «Разноцветные листочки»
Развитие умения передавать колорит «золотой» осени цветовыми пятнами, рисуя на силуэте листочка жёлтой, красной акварелью в технике «по - сырому», располагая пятна по всему листу. Обратить внимание детей, что при слиянии на листе двух цветов получается смешанный цвет: оранжевый. Дифференциация трёх цветов: жёлтого, красного, оранжевого. Радоваться яркости полученного изображения. «Перелётные птицы»
Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.
Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом.
Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах.
Воспитывать бережное отношение к птицам
«Вкусные дары щедрой осени»
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать фрукты, овощи. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Способствовать формированию понятия «натюрморт». Обратить внимание на многоцветие окружающего мира. Познакомить с понятием «тональность»
Художественное творчество. Лепка. «Румяный витамин»
Лепка округлых форм. «Грибочки для белочки»
Учить передавать форму предмета в лепке, скатывать пластилин в шар, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук (создание палочки-ножки), соединять отдельные части, прижимая и примазывая их друг к другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; прививать интерес к лепке, развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к животным «Птицы улетают»
Учить детей лепить птицу в полёте.  Использовать ватные палочки для  подставки под готовую фигуру птиц. Закреплять умение соблюдать пропорцию и конструкцию. «Зимующие птицы»
Учить последовательно выполнять действия по лепке заданного предмета;
закреплять умение работы со стекой;
развивать мелкую моторику рук;
развивать чувство пропорции;
воспитывать доброту, сострадание, желание помочь птицам, которые в холодное время года нуждаются в поддержке человека
«Овощи – фрукты» (витрина магазина)
Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции. Учить детей отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей. Показать новые приемы лепки (получение двух- и трехцветного образа); развивать композиционные умения  – пропорциональные соотношения между предметами и их расположение в пространстве
Художественное творчество. Аппликация. «Падают листья»
Вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем листьев и приклеивания «Грибы в корзине»
Продолжать учить строить композицию. Закреплять технические навыки работы с клеем, учить соблюдать технику безопасности при работе с клеем. Прививать аккуратность. « Золотые подсолнухи»( аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза)
Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из различных материалов, продолжать формировать аппликационные умения, воспитывать художественный вкус «Ежик делает запасы на зиму»
Создание картины из бросового материала; привлекать ребят к работе с броосовым материалом развивать мелкую моторику, усидчивость;воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготолениии поделки «Осенний натюрморт»
Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов ( яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм
Физическая культура Комплекс упражнений «Рыбки»
Подвижная игра
«Зверята» Мой веселый, звонкий мяч.
•Упражнения с мячом
Спортивные упражнения: «Игры с мячом»,
«Попробуй – догони»,
«Пролезь и не задень» Спортивные упражнения: «Кто быстрее?»,
«Будь метким»,
«Перелезь препятствие» Спортивные упражнения – эстафеты:
«Зверюшки - навострите ушки»,
«Тише едешь – дальше будешь»
Музыка Слушание:
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».
Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра Музыкально-ритмические движения:
«Скачет зайка», «Вот как мы пляшем»
По плану музыкального руководителя. и рекомендациям.
Пения - «Баю», М. Раухвегера, «Ладушки  Сборник «Ладушки»
Слушание: «Воробей»,
Пение:
«Птичка», «Осення песенка»
Музыкально-ритмические движения: «Музыкальное путешествие»
Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. Слушание:
«Отгадай какая музыка? »
П. Чайковский «Времена года»,
Пение: :«Песенка о весне», «Солнышко». Музыкально-ритмические движения: : «Платочек» - русский народный хоровод Упражнения на развитие дыхания:
Без звука: «Вдох-выдох».
Звуковое: «Воздушный шар»
Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями
Слушание:
Шуман Р. «Жнецы»,
Чайковский П.И.  «Октябрь»,
Вивальди  А. «Осень»

Музыкально-театральная миниатюра «Осеннее рондо» И. Боевой
«Осенний хоровод» О. Чадовой«Песенка Сорняков»  О. ЧадовойМузыкальная игра «Соберем овощи»
II блок: Режимные моменты
Здоровье Беседы на тему «Чистота рук – залог здоровья».
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Рассматривание предметных картинок с гигиеническими принадлежностями (мыло, полотенце, расческа и др.) Беседа: «Витамины здоровья»
Учить правильно питаться Беседа: «Прогулка для здоровья»
Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима
Проблемные ситуации:
«Я промочил ноги, что делать», «Почему у Саши поднялась температура? », - и. с. «Мишка заболел».
- Альбом: «Я здоровым быть хочу»; - сюжетные картинки с проблемными ситуациями Альбом: «Я здоровым быть хочу»; - сюжетные картинки с проблемными ситуациями.
Беседа:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Физическая культура Шагают наши ноженьки по узенькой дороженьке.
Общеразвивающие упражнения
Игра «Подбери правильно»
Физкультурный досуг «Есть у нас огород»
Подвижные игры «Апельсин», «Горячая картошка», «Огуречик-огуречик».
Игра малой подвижности « Огород у нас в порядке» Игра-упражнение «Едем на паровозе»
Физкультминутка «Буратино».
Подвижные игры:
«Осенние листочки», «Разноцветная карусель», «Кто быстрее добежит до елочки», «Вороны и собачка», «Перелет птиц», «Где солнышко?», «Ветер-ветерок», «Дождь колючий»
Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок».
Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце» Подвижные игры: 
«Собираем урожай»
 «Огород у нас в порядке»
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Зайкин огород», «Кукла идет гулять»
Дидактические игры: «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?»,
«Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?» Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в парк», «На лесную полянку» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
«Что растет на грядке?», «Что растет на дереве? »
«Собираем урожай»

Игра – драматизация: «Маша и медведь»
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие в лес», «Поездка на море», «На даче», «На природе всей семьей», «На экскурсию»
Дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Угадай растение по названию», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, орех», «Найди пару»
Игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «На пруду
Драматизация сказки: «Лиса – лапотница»
- Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Так бывает или нет? », «Береги природу»
Театрализация: кукольный театр «Репка»,
Драматизация:
«Под грибом»
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»
Труд Убираем листья, палочки на площадке
Воспитывать интерес к труду взрослого.
- поддерживать желание помогать взрослым «Уборка леса на участке».
Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить весело убирать веточки и бумажки на участке дет.сада..Сбор урожая на огороде группы.
Совместное изготовление поделок из овощей и фруктов
Сувениры из бумаги, «Оригами»
Коллективный труд:
«Порядок на веранде»
«Уборка веток» Сувениры из бумаги, «Оригами» Коллективный труд:
«Порядок на веранде»
«Уборка веток»
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария
Безопасность Беседа «Опасные растения, грибы»
Знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы Дидактические игры «Это опасно»,
«Хорошо-плохо»,
- Беседа: «Какие опасности таятся на улице? (дорога, дождь, лужи, ветер и т. п.) », Беседа «Как вести себя в лесу»
Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание, взаимопомощь, внимательность, осторожность
- решение проблемных ситуаций: «Что будет, если ты … »
дидактические игры «Это опасно», «Хорошо-плохо», «Так и не так», «Убери на место», «Сто бед»;
Чтение художественной литературы Русские народные сказки: «Репка», «Мужик и медведь»; стихотворения: Тувим Ю. «Овощи», Барто A. «Морковный сок», Коркин B. «Что растет на нашей грядке?», Сутеев В. «Мешок яблок», загадки про фрукты, овощи и др.
 Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов.
Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад»
К. Бельмонт «Осень»

«Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. СкребицкийЗаучивание стихотворений.Про осень.Н.Плещеев «Осень наступила». Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Толстой, «Дуб и орешник». Соколов-Микитов, «Осень».
Чтение: Э. Машковская «Дедушка – дерево», С. Козлов «Такое дерево», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад»,
С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок»
Чтение рассказов:
М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".
Коркин B. Что растет на нашей грядке?
Трутнева E. Урожай, урожай!
Маршак С. Синьор Помидор.
Аким Я.Яблонька.
Токмакова И. Яблонька.
В.Сутеев «Мешок яблок»
К. Ушинский «История одной яблоньки»
Загадки о фруктах и овощах.
Разучивание примет и поговорок об осени
Музыка Игра «Дождливо - солнечно».
Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
Пение песни Н. Метлова «Осень»
- А. Александров «Осенняя песенка»
- танец с листочками
Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Стрекоза замерзла» , «Первый заяц»
Игра «Дождливо - солнечно»
Слушание:
Муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко “Листопад”; Пение “Зайка”, муз В. Карасевой, сл. Н. Френкель; упражнение с осенними ветками “Вальс”, муз. А. Дворжака; музыкальная игра “Не выпустим”, муз. Т.Ломовой) Игра «Бай-качи-качи-качи» Р.н.п.
Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой; развивать отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей.
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Предметные картинки по теме «Овощи» «Фрукты»
Книги для чтения и рассматривания:
«Дочки-матери»
«Детский сад»
«Семья»
«Магазин»
Учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.
Создать условия для выкладывания для осени жёлтых и красных шарфиков.
- внести сюжетные картинки с изображением осенних пейзажей
«Домики для домашних питомцев»
-строительные наборы, - схемы – образцы построек, - игрушки для обыгрывания. Игра «Продавцы – покупатели»,
Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.
Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
«Овощной базар«
Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.
YI блок: Взаимодействие с родителями
Привлечь родителей к изготовлению дома вместе с детьми осенних листочков.
Выставка рисунков: «Дары осени»
Рекомендовать родителям прививать детям навыки рисования, лепки,
Рекомендации родителям
поговорить с ребенком об овощах и фруктах;
- познакомить с работой в саду, огороде;
- изготовить поделки из овощей и фруктов;
- проговаривать правила взаимодействия с растениями
Конкурс рисунков «Осень золотая» Домашнее задание «Составление мини-эссе «Почему я люблю осень» Домашнее задание
, «Почему улетают птицы»
Детский проект
4. Подведение итогов.
Выставка рисунков «Я и осень», «Веселые овощи» (совместная работа детей и родителей )Праздник «Осень»старший возраст, подготовительная к школе группа. Развлечение «Осень» младший возраст, средний возраст.
Презентация проекта.
Презентация детских проектов.