Практическая работа У Черного моря (4 класс)


4 класс.
Тема урока: У Чёрного моря
Тема практической работы: У Чёрного моря
Цели:
*Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
*Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
*Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1)Постановка учебной задачи  2) Составление плана и последовательность действий - нет 3) Прогнозирования нет 4) Контроля нет 5) Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и результата.  6) Выделение и осознание учащимися усвоенного и что нужно усвоить 7) Способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
Познавательные УУД:
Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.
Коммуникативные УУД:
Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Личностные УУД:
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание  приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать  свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды  деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена  общества, способность к самооценке своих действий, поступков
Ресурсы:

Для учителя: конспект урока, презентация,

Для ученика: учебник, контурная карта, атлас, гербарий, карточки с изображением животных.
Вид практической работы: (работа с натуральными объектами природы; работа с карточками, картами , гербарием)
Основные термины и понятия:
Субтропики, субтропическая зона, магнолия, кипарис, национальный парк «Сочинский»

Оборудование: карта природных зон, карточки – «помогайки», гербарий, карточки с изображением животных, учебник,энциклопедии


Список использованных источников:

Вершинин А. Жизнь Черного Моря. Москва: "МакЦентр", 2003; Второе издание - Москва, Краснодар: "Когорта", 2007. - книга, на основе которой создан этот сайт.
Вылканов А., ред. Чёрное Море. Ленинград: "Гидрометеоиздат", 1983. - объемный, доступный неспециалисту, обзор черноморской природы, сделанный болгарскими учеными.
Згуровская Л.Н. Диковинки Черного моря. Симферополь: "БизнесИнформ", 2004. - Рассказы о живой природе Черного моря для детей.

Энциклопедии:

Жизнь Животных, в 7-ми томах, Москва: "Просвещение", 1983. - классическая энциклопедия, отправная точка в поиске информации о любых животных.

Я познаю мир.Растения.Москва :Просвещение 1990г.
 
Произведения русских писателей о Черном море.
 
Паустовский К.Г. Черное море. Собрание сочинений, т.2. Москва: "Художественная литература", 1957.

Ход урока:
I.Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.

II.Изучение новой темы.
Что же, друзья, в дорогу пора , Ждут с нетерпением нас: Чудный берег, море, и пляж, Но мы отправляемся не отдыхать , А зону субтропиков изучать.
-Обратимся к помощнице-карте, что она нам расскажет? (Эта удивитель-ная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье). В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В субтропическом.) Как думаете, что обозначает приставка «суб»? (В переводе с латинского это значит «под». Субтропический пояс расположен южнее умеренного пояса, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.)
-В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы (С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море)
-Приведём простой пример: вы любите купаться? А когда вода теплее – днём или вечером? (вечером)
-Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Как думаете, какие это горы по высоте? (Это высокие горы)
-Да, это молодые высокие горы, будут ли они преграждать путь холодному северному ветру? (Да будут) Поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Море большое? Много ли с его поверхности испаряется воды? Раз много воды испаряется, много ли осадков выпадает? (Выпадает много осадков. Зимой идут дожди, а снег если и выпадает, то быстро тает)
-Для того, чтобы исследовать животный, растительный мир и деятельность людей мы создадим научные группы. Как называются учёные, которые исследуют животный мир? (Зоологи) Как называются учёные, исследующие растительный мир? (Ботаники) Как называются учёные исследующие влияние деятельности людей на природу? (Экологи)
-Предлагаю ребятам образовать научные группы. Каждой группе раздаю карточки-помогайки и дополнительные материалы.
Материалы для ботаников

Карточка для ботаников.
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
Используя учебник (С. 133-134), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы:
1.Какая отличительная особенность растений субтропиков.
2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
3.Подтвердите ответы демонстрационным материалом.


Материалы для зоологов

Карточка для зоологов.
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли животный мир этой зоны?
Используя учебник (с. 134-136), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:
1.Обитателях суши,
2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,
3.Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.


Материалы для экологов
Карточка для экологов:
Проблемный вопрос:
Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
Используя учебник (с. 136-139) найдите ответы на вопросы:
1.Чем является для человека Черноморское побережье?
2.Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?
3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу Росси
III.Физминутка
Рыбка рыбке говорила, Плавничками шевелила: «Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять. Раз, два, три, четыре, пять. Два подскока, три хлопка, головою два кивка!»

После непродолжительной подготовки, заслушиваются ответы ребят (ответы сопровождаются показом фотографий растений и животных)
Закрепление изученного материала.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”
1. Черноморское побережье Кавказа расположено .
а) в лесной зоне страны б) в субтропической зоне страны в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это
а) обширная зона в центре страны б) обширная зона на востоке страны в) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан б) лиственница, брусника в) ольха, липа
4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча б) кобылки, жуки-чернотелки в) жук-скоробей, водомерки
5. В Черном море обитают:
а) крокодилы, анаконды, тюлени б) медузы, дельфины, камбала в) акулы, морские котики, черепахи
6. В субтропической зоне:
а)умеренно жаркое лето и теплая зима б)жаркое лето и умеренно холодная зима в)умеренно теплое лето и холодная зима.
IV. Итог урока.
(включить музыку «Шум моря»).
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
А.С. Пушкин
V. Рефлексия, самооценка
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов.
Своей работой на уроке я доволен / недоволен
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен


VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.