Программа дополнительного образования в ДОУ Танцевального кружка Топотушки


\s
Пояснительная записка
Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепция модернизации Российского образования”).
Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам.
Актуальность данной образовательной программы  характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области танцевального искусства. Дети начинают танцевать уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
В образовательных учреждениях всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без танца концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).
Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического направления привело нас к созданию образовательной программы танцевального кружка «Топотушки»
Образовательная программа дополнительного образования детей Топотушки” предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–7-и лет в мир танца, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми жанрами, видами и стилями танца. Программа поможет дошкольникам творчески развиваться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и праздниках. Все это, несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Уровень программы – программа дошкольного образования.
Срок реализации программы – 1 год
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Данная программа  направлена на:
на приобщение детей 5–7-и лет к основам танцевального искусства;
выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;
формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,
развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;
развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.
Основная форма работы с детьми:
тематические занятия
занятия интегрированного типа.
Формы подведения итогов:
Занятия интегрированного типа;
Развлечения;
Театрализованные представления,
Календарные праздники;
Концерты ;Отзывы родителей, педагогов ДОУ
Главная  задача программы– развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучить простейшим элементам классического и народного танца;
обучить элементам музыкальной грамоты;
познакомить детей с историей возникновения и развития танца.
Развивающие:
способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
формировать интерес к танцевальному искусству;
развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
развивать художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать культуру поведения и общения;
воспитать умение ребенка работать в коллективе;
заложить основы становления эстетически развитой личности;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 6–7 лет – воспитанники подготовительной (разновозрастной) группы детского сада. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.( 37 занятия)
Формы занятий:
комбинированное занятие -2;
практическое занятие -15
игра, праздник, конкурс, -
творческая встреча
репетиция
концерт, открытое занятие. - 3
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально–групповая;
ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные, народно-тематические;
игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
задания на танцевальное и игровое творчество.
Учебно-тематический план
№ппНаименование разделов программы Количество часов по теории Количество часов по практике Общее количество часов
1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений 5 10 15
2. Партерная гимнастика 1 4 5
3. Танцевальные этюды игры, танцы 3 10 13
4 Итоговые занятия (концерты, комплексные занятия) 4 4
Итого: 9 28 37
Содержание курса.
Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
- Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- разучивание танцев
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ проученного материала родительских собраниях - концерты для детей и родителей
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю
Длительность составляет 25 -30 мин
Методы организации образовательного процесса:
словесный (устное изложение, беседа и т. д.);
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);
практический (упражнения).
Приемы:
игра;
беседа;
показ видеоматериалов;
показ педагогом;
наблюдение.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на один год. Проводится 37 занятия ,4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия  -  25 -30 мин
Количество детей в группе – 13 человек
Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
Показ танцев различных жанров(вальс, полька, русские народные, современные).
Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания танцев, используя движения и пластику
Самостоятельно придумывать и показывать импровизированные движения используя жест, мимику, пластику движений.
Уметь выражать свои эмоции языком танца
С желанием участвовать в любом виде деятельности.
Передавать полученный опыт малышам.
Материально – техническое обеспечение программы
№ п/пМатериально-техническое
оснащение количество
1         Музыкальный центр            1 шт.
2 Диски с муз произведениями 30шт.
3       Телевизор          1 шт.
4                 Видеомагнитофон          1 шт.
5       Видеокассета          10 шт.
6 Учебный диск          1 шт.
7      Усилительная колонка          2 шт.
8      Микрофон          2шт.
9      Костюмы для танцаев10      Атрибуты для танцев:
-платочки
- шапочки
-султанчики
-цветы  
-веночки
-палочки
-кубики
-ленты на палочках
-обручи
     
10 шт.
10 шт.
      20 шт.
      20 шт.
      16 шт.
      20 шт.
      20 шт.
      3 шт.
      10шт.
     
Взаимодействие со специалистами и родителями:
 Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ .Педагоги - принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители - помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к танцам;
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Список использованной литературы:
1.Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» М. «Айрис – пресс» 2005 г.                           
2. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и вне-                              школьных заведениях» Киев 1985 г.
3.Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М. «Просвещение» 1985 г.
4. Захаров Р. «Сочинение танца» М. «Искусство» 1983 г.
5.Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г.
6.Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
7.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
8. Ткаченко Т. «Народный танец» М. «Искусство» 1975 г.
9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» С-П. «Детство – пресс» 2001 г.