Статья Развитие личности младшего школьника посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.


Развитие личности младшего школьника посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.
Развитие учащихся, создание условий для самореализации и осознанного личного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами провозглашено ведущей целью обучения в российской школе в соответствии с новыми ФГОС.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. По мнению М.М. Кольцова, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Ни один учебный предмет не даёт возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд.
Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; его корректировку.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Исходя из сказанного, мы определили цель курса «Технология»: общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим – развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Предполагаем решение следующих задач:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка;
- развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- развитие технического мышления , воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности.
Работы, которые мы предлагаем ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному условию; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.
Мы вводим значительный объём познавательных сведений , вводим термины, овладение которыми является важным вкладом в развитие речи детей.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности.
Расширяя познавательную деятельность, используем материалы музеев, выставок (чаще интерактивные путешествия), экскурсии на природу.
Преподавание предмета «Технология» выводим далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности.
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Организуем выставки, конкурсы, показы и ярмарки, размещаем работы детей на сайтах.
Работа в малых группах обеспечивает благотворные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности наши ученики реализуют свои умения и получают признание.
На каждом уроке мы создаём в разных формах ситуацию поиска неизвестного, организуем работу по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Ребёнок учится создавать свои проекты, идя от материала к образу, и, наоборот, от образа к материалу и технологии.
Работу с каждым видом материала строим на основе «спирально-концентрического принципа».
Поскольку технология – составная часть комплекса учебных дисциплин, она оказывает существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках.
На протяжении всего курса мы предусматриваем тематические пересечения с такими дисциплинами, как литературное чтение, математика, окружающий мир (углубляя знания в области истории, обществоведения, экономики).
Таким образом, посредством курса «Технология», мы обеспечиваем развитие различных структурных компонентов личности учащихся (интеллект, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное, физическое).