Программа краеведческого клуба Поиск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтайская основная общеобразовательная школа №3



Программа краеведческого клуба
«ПОИСК»
2012-2015







Автор: руководитель краеведческого
клуба «Поиск» Е.Б. Попова



С.Алтайское
2012 г.

Пояснительная записка.
Программа краеведческого клуба «Поиск» разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М ГОУ ЦРСДОД, 2002г., Программы воспитательной работы общеобразовательного учреждения МБОУ АООШ №3.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Именно  поэтому одной  из  важнейших  задач   образования  является   введение  растущего   человека   в  поле родной   культуры,  в  духовную   атмосферу  того   места,  с  которого   начинается   его  судьба.  Изучение   родного  края, национальных, этнокультурных   традиций  и   обычаев - вот  основные  направления   краеведческой  деятельности.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната – музей.









Цель: воспитание детей знающих и любящих свою малую родину, обладающих чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее; формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию страны.
Задачи:
1. Образовательные:
Сформировать у обучающихся систему знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
развивать навыки сбора, анализа, структурирования собранного краеведческого материала;
формировать навыки оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея, презентации на школьной краеведческой конференции, публикации в школьном литературно-краеведческом альманахе.
3. Воспитательные:
формировать нравственную позицию школьников через использование воспитательного потенциала краеведения;
формировать у подростков объективный  подход к историческим  событиям в жизни страны.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном краеведческом музее.
В основе программы лежит метапредметный подход. Программа предусматривает использование экспонатов и документального материала, собранных членами клуба на уроках и во внеклассной работе
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы
10-15 лет.
Сроки реализации программы – 3 года (204 часа).
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого музея:
экспозиций – 5;
экспонатов основного фонда – 245, вспомогательного – 36;
стеллажи – 7;
стенды – 2;
экспозиционные ящики– 3.

Формы занятий
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в архивах.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
пешие экскурсии по селу;
посещение концертов фольклорных коллективов;
сбор материалов;
оформление материалов экспедиции;
оформление экспозиций в школьной музейной комнате;
участие в школьных, муниципальных, региональных краеведческих конкурсах;
публикация в школьном краеведческом альманахе, СМИ;
проведение экскурсий для учащихся школы, гостей.
Режим занятий.
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год

2 часа
1 раз
2 часа
68 часов

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
через знания по истории и культуре родного села происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и региональных краеведческих конкурсах, конференциях.
Содержание программы
Тема «Музей и история родного края» – 8 часов.
Теория: знакомство с историей основания села Алтайское, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.
Тема «Документоведение» –8 часов.
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Тема « Поисково-исследовательская деятельность» – 12 часов.
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Этнография родного края» – 13 часов.
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 11 часов.
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «История нашего села» – 15 часов.
Теория: изучения история родного края, изучение истории села Алтайское, основных вех его развития.
Практика: написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ.
Учебно-тематический план.
Раздел
 
 
 


теория
практика
всего

I. Введение.
1
-
1

II. Музей и история родного края.
2
4
6

III. Документоведение.
4
4
8

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.
3
8
11

V. Этнография родного села.
3
10
13

VI. Поисково-исследовательская работа.
2
10
12

VII. История нашего села.
5
10
15

VIII. Итоговое занятие.

2
2

Всего
20
48
68

Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема
Кол-во часов
Дата

1
Планирование на 2013-2014 учебный год
1
05.09

2
Работа с материалами школьного музея «История села»
2
12.09

3
Проект «Это гордое имя - учитель» (работа по сбору информации о ветеранах педагогического труда)
4
19.09
26.09

4
Классификация музейной документации.
4
03.10
10.10

5
Проект «Забытые имена». (Сбор информации о ветеране педагогического труда П.М. Инжеваткине)
3
17.10
24.10

6
Проект «Это гордое имя -учитель» (оформление данных в электронном варианте)
4


24.10
14.11
21.11

7
Проект «Забытая старина» (Сбор информации о свадебных обрядах жителей Мордвы)
3
21.11
28.11

8
Секреты хорошего экскурсовода
3
05.12
12.12

9
Проект «Забытые имена»
3
12.12
19.12

10
Проект «Забытая старина»
2
26.12

11
День открытых дверей
Экскурсия «Музей в чемодане»
3
16.01
23.01

12
«В мире кукол» (изготовление куклы-берегини)
4
23.01
30.01
06.02

13
«В мире кукол» (изготовление куклы «День-ночь»)
4
06.02
13.02
20.02

14
Православие. Создание экспозиции «Православие»
2
27.02

15
Экскурсия «Музей в чемодане»
4
06.03
13.03

16
«Не позволяй душе лениться» (Сбор материала о героях социалистического труда)
4
20.03
03.04

17
Проект «Этот день Победы»
Составление классного часа

Проведение классного часа «Этот день Победы»

4

2

10.04
17.04
24.04

18
Проект «Люди в белых халатах» (Сбор материала о медицинских работниках районной больницы)
6
08.05
15.05
22.05

Библиографический список
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

Заголовок 115