Развитие речемыслительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи.


Развитие речемыслительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи. Речемыслительная деятельность - единый процесс порождения мысли и речи.Учитель- логопед первой квалификационной категории В.Н. Деликатнаяпгт. Новоаганск, 2015 г. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО)». Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества:когда взаимодействует с другими его членами,когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации,когда осуществляется полноценный обмен этим опытом,когда устанавливаются межличностные контакты. Речемыслительная деятельность, как процесс формирования и развития следующих умений и навыков:навыки порождения и восприятия речи;навыки осмысления и преобразования внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение определённой цели, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности;навыки речемышления. – «сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось как движение через ряд внутренних планов, как переход от одного плана к другому» (Л.С. Выготский). развитие всех видов речевой деятельности навыки формирования функциональной грамотности навыки коммуникативной компетентностинавыки совершенствования лингвистического мышленияразвитие чувства языка и языкового вкусаумение точного выражения мыслейнавыки мобильного оперативного поиска и использование нужных сведений в процессе общениянавыки контроля внутреннего программирования речевого высказывания и его редактированиенавыки формирования индивидуального стиля речи языковой личности и навык познания мира через общение Примерные игры и игровые упражнения, способствующие развитию речемыслительных процессов:“Угадай игрушку”Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.“Про кого я говорю”Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.“Скажи какой”Цель: учить выделять и называть признаки предмета. “Разложи картинки”Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.“Кто что умеет делать”Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных., птиц, людей (разных профессий). “Картинки с наложением”. Цель: рассмотреть и назвать «спрятавшиеся» предметы, изображения.., развитие зрительного восприятия, соотнесения контуров предмета с реальным изображением;“Собери целое”. Цель: формирование процессов синтеза.“Найди отличия”. Цель: формирование умственных действий сравнения, развитие зрительного сосредоточения, отображать результаты в речи“Рассеянный художник”, «Так бывает или нет». Цель: формирование планомерного поиска закономерностей; назвать и объяснить ошибки художника; развитие логического мышления. …… Приемы наглядного моделирования: Пиктограммы (пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова). Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков; Заместители(замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными). В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели.Мнемотаблицы. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи и речемыслительной деятельности . В реализации данной технологии решаются следующие задачи:– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;– развивать мелкую моторику у детей Игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;образно представить структуру слова;научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,определять место звука в слове (в начале, середине, конце);определять последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове;изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, гласные;сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;отработать навык послогового чтения. Таким образом, система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению. Спасибо за внимание!