Статья на тему Особенности диагностики сформированности целостного внутреннего мира личности младшего школьника


ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Измеряй измеримое и делай неизмеримое измеримым.
– Галилео Галилей
Введение. Актуальность проблемы статьи заключается в том, что уже более 15 лет назад шагнул в свои права XXI век, век научно-технического прогресса: наука превратилась в производительную силу, а материальное производство – в технические результаты научных достижений, техника изменила свою роль на интеллектуального помощника человека, появились информационные ресурсы; а взрослые, в т.ч. и педагоги, так и не могут ответить на вопрос «Что там, за этими ясными глазами ребёнка?».
Нечто тайное? Ранее не изведанное? Внутренний мир? А каков он: беден или богат? Целостен или разрознен? Как его измерить у Ани, Васи, Руслана? Как педагог может способствовать целостному формированию внутреннего мира младшего школьника? Именно этой цепочкой так часто задаваемых педагогом самому себе вопросов и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью статьи является раскрытие особенностей диагностики сформированности целостного внутреннего мира личности младшего школьника.
Анализ литературных источников и их систематизация показывает, что проблемой соотношения внешнего и внутреннего миров, а точнее варианты её решения неоднократно предлагали такие ведущие психологи и философы как К.А.Абульханова, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.Ф.Гумбольд, П.Жане, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.К.Мамардашвили, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Г.Г.Шпет и др.
Изложение основного материала. В предыдущей публикации нами было уточнено, что внутренний мир – это отдельная область жизни человека, которая раскрывает его содержание, глубину, сущность и душу [1]. Этот феномен включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент [2].
В соответствии с этим и был разработан опросник, позволяющий диагностировать сформированность целостного внутреннего мира личности младшего школьника. Данный опросник включает в себя 3 блока соответственно структурным компонентам внутреннего мира ребёнка.
Цель предлагаемой методики заключается в выявлении уровня сформированности внутреннего мира на основе разработанных шкал. Опросник является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения проблем.
Оснащение: опросник, ручка.
Ход опыта. Испытуемый получает опросник, состоящий из трёх блок.
В I блоке «Что я знаю?» учащийся 3-го класса демонстрирует свои знания по предмету «Окружающий мир». Блок предполагает собой решение 5-ти заданий на установление соответствий. Каждое задание включает в себя 4 логических пары. Каждое задание оценивается в 2 балла (1 соответствие – 0,25 балла)
Во II блоке «Что я чувствую?» младшему школьнику предлагаются тестовые задания, характеризующие 10 основных эмоциональных качеств личности.
А таблица III блока «Что я делаю?» заполняется учителем. Он, проигрывая в классе все ситуации, отраженные в вопросах второго блока, и наблюдая за детьми, ставит определённое количество баллов в соответствующую графу. Максимальная оценка за каждое качество – 2 балла.
В заключение подсчитывается количество баллов по каждому компоненту внутреннего мира и выявляется уровень сформированности личности в общем.
Опросник – диагностика сформированности целостного внутреннего мира учащегося 3-го класса
БЛОК 1. ЧТО Я ЗНАЮ?
1.Укажи стрелкой правильное действие для каждого опасного случая.
1.в доме возник пожарА)немедленно проветрить помещение
2.в квартире произошлаБ) спускаться по лестнице,
авария водопровода не пользуясь лифтом
3.в комнате ощущается В) занять безопасную позицию
запах газа в доме
4.задрожали стёкла, чувству-Г)завернуть вентиль,
ются толчки землиперекрывающий воду
2. Укажи стрелкой соответствие типа дорожного знака и его внешнего вида.
1.запрещающиеА)белый круг с красной окантовкой
и чёрным рисунком
2.предписывающиеБ)белый треугольник с красной каймой
3.предупреждающиеВ)синие прямоугольники с белым квадратом и чёрным рисунком
4. знаки сервисаГ)синий круг с белым рисунком
3. Укажи стрелкой соответствие видов животных к определённой группе
1.Бабочка, стрекоза, муравей А)Рыбы
2.Лошадь, свинья, дельфин Б) Птицы
3.Индюк, сова, иволгаВ)Насекомые
4.Сельдь, щука, карасьГ) Млекопитающие
4. Укажи стрелкой соответствие названий растений определённой группе
1.Люцерна, клеверА) Зерновые
2.Лен, хлопчатник Б) Кормовые3. Роза, петунияВ) Прядильные4. Пшеница, рожьГ) Декоративные5. Укажи соответствие глав государства собственным резиденциям.
1.Президент РоссииА) Белый дом
2.Президент СШАБ) Дворец Великого герцога
3. Королева ВеликобританииВ) Московский Кремль
4. Герцог ЛюксембургскийГ) Букингемский дворец
БЛОК 2. ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?
1.Если в классе появился новичок, тогда:
а) ты сразу начнёшь с ним общаться, дружить;
б) ты присмотришься к тому, каков он.
2.Если твои одноклассники не согласны с твоим мнением, тогда:
а) ты меняешь своё мнение на мнение большинства;
б) ты продолжаешь стоять на своём.
3. Как ты ведёшь себя на перемене?
а) ты осторожен в своих движениях;
б) ты бегаешь, роняешь предметы на пол, задевая их.
4. Когда учитель выбирает твоего одноклассника для работы, которую ты сам хотел сделать, тогда:
а) ты долго хранишь обиду;
б) ты быстро об этом забываешь.
5. Какое дело ты выберешь:
а) дело, которое тебе не «по зубам»;
б) будешь заниматься тем, что у тебя хорошо получается.
6. Какая из профессий тебе нравится больше?
а) лётчик;
б) художник.
7. Когда ты слышишь грустную историю, то:
а) на твои глаза наворачиваются слёзы;
б) ты абсолютно спокоен.
8. Если на улице большое движение транспорта, то:
а) ты спокойно переходишь дорогу;
б) ты немного волнуешься.
9. Составляешь ли ты план работы дел на день или на неделю?
а) да
б) нет.
10. Если в автобусе тебя кто-то толкнула и не извинился, тогда:
а) ты сильно рассердишься;
б) сохранишь спокойствие.
БЛОК 3. ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Фактор оценивания Количество баллов
Общительность Уверенность в себе Возбудимость Склонность к самоутверждению Склонность к риску Ответственность Чувствительность Тревожность Самоконтроль Нервное напряжение Уровни, критерии и показатели сформированности внутренного мира личности по шкале опросникаУровни Критерии Показатели
I Высокий уровень
(8-10 баллов) Интеллектуальный Все задания на выявления соответствий выполнены правильны, допускаются 2 неточности.
Эмоционально-ценностный Школьник эмоционально-тёплый, общительный, весёлый, доверчивый, приспособлен социально. Он проявляет уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность. Также проявляется способность к творческому мышлению.
Деятельностно-поведенческий Школьник с высоким чувством ответственности, проявляет открытое, общительное и дружественное поведение. Он целеустремлённый, добросовестный, аккуратный, непринужденный и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми.
II Средний уровень
(4-7 баллов) Интеллектуальный Учащийся способен выявлять закономерности, соотносить группы и явления, но допускает ошибки с близких по значению или по смыслу категориях.
Эмоционально-ценностный Ребёнок менее эмоционален, мало общителен, плохо приспособлен социально. Он проявляет слабую уверенность в себе и, соответственно, среднюю стабильность. Ребёнок менее спокоен и возмутим. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, стабильность.
Деятельностно-поведенческий Проявляет частичную подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Наблюдается средний уровень чувства ответственности, целеустремлённости, добросовестности, аккуратности. Любит общаться, но чаще стесняется вступать в контакт. Обладает средней социальной приспособленностью.
III Низкий уровень
(1-3 балла) Интеллектуальный Учащийся не может соотносить группы и понятия, не владеет навыками анализа и классификации, выделения общего и различного в предметах.
Эмоционально-ценностный Ребёнок отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, капризностью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм, острая реакция на неудачи. Оценивает себя как менее способного по сравнению со сверстниками, не контролирует свои эмоции.
Деятельностно-поведенческий Школьник испытывает трудности в приспособлении к создаваемым условиям, пренебрегает своими обязанностями. У него отмечается обособленность, холодность, отчужденность. Проявляет равнодушие к людям, не умеет контролировать своё поведение в отношении социальных нормативов. В его поведении преобладает нервное напряжение. Для такого ученика характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Наблюдается конформное мышление.
Выводы. Таким образом, несмотря на то, что внутренний мир – отдельная область жизни, вмещающая в себя сознательное и духовное, он поддаётся измерению. На основе его структуры был разработан опросник, состоящий из трёх блоков соответственно его структурным компонентам. Он помогает диагностировать сформированность внутреннего мира личности младшего школьника.
Диагностика сформированности внутреннего мира личности младшего школьника направлена на изучение результатов развития личности ребёнка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Т.к. целью педагогической диагностики является получение представлений о возможностях, способностях, интересах и уровне развития, творческого потенциала детей, то, познав те или иные стороны личности ребёнка, педагог может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранять.Использованная литература:
1.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азъ, 1997. – 944 с.
2. Гуссерль Э. В сетях феноменологии / Э.Гуссерль. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – 365 с.
3. Кузьмина Р.И. Психолого-диагностическая практика в школе / Р.И.Кузьмина, С.Б. Капидинова. – Симферополь: Кримнавчпеддержвидав, 2009. – 234 с.
4. Леонов И.Г. Познай себя и других / И.Г. Леонов. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. – 400 с.