РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ


РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ
Козырева Е.В.
ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида
Согласно данным отечественной литературы, больным олигофренией свойственны попытки выполнить задание методом проб и ошибок, причем ориентировочные реакции, текущее планирование и коррекция, собственно интеллектуальный контроль действий выражены минимально [1, 2]. У детей с олигофренией эффективен обычно только наглядный показ способов действий. Следовательно, направленное формирование конструктивной деятельности является актуальной проблемой для педагогов, работающих с этим контингентом детей. Это требует углубленного исследования общих и специфических ее особенностей у детей с отклонениями в развитии [1].
Целью работы является поиск эффективных путей развития конструктивной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 10-12 лет.
При исследовании конструктивной деятельности ребенку предлагают следующие задания: а)  конструирование объемных построек из цветных кубиков одинаковой величины с помощью образца рисунка; б)  выкладывание по рисунку определенных плоскостных фигур из цветных кубиков с выкрашенными в разные цвета сторонами; в) задания по конструированию по методике Косса (используются пять первых вариантов этой методики) [2].
Оценка проходила по сумме балов трёх выше приведённых заданий. В исследовании принимали участие 8 человек 10-12 лет с интеллектуальными нарушениями, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
В экспериментальной группе к стандартной методике были добавлены игры конструктивной направленности с предметами: с массажными мячами, гелиевыми эспандерами, кубиками и счётными палочками. Исследование проводились в течении месяца, было проведено 13 занятий. В начале исследования учащиеся контрольной и экспериментальной групп в сумме набрали 49 и 51,4 %, соответственно. Максимально возможная сумма была 14 баллов. После включения игр конструктивной направленности в занятия по лечебной гимнастике в экспериментальной группе показатели улучшились на 22,6 % и составили 71%, контрольная группа занималась по стандартной методике и в контрольном измерении получила результаты 50,7 %.

Вывод. В результате проведенного исследования у детей с недостатками в интеллектуальном развитии после применения подвижных игр отмечается улучшение показателей конструктивной деятельности. Все это показывает эффективность применения подвижных игр у детей 10-12 лет с интеллектуальными нарушениями. Поэтому игра становится одним из ведущих средств развития конструктивной деятельности, так как повышает мотивацию и позволяет более длительно удерживать внимание на выполняемых действиях.
Список использованной литературы:
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.