План — конспект открытого занятия РАЗВИТИЕ РЕЧИ, темаРабота над скороговорками


МУ ДО «Центр детского творчества»
Ленинского района
Г. Саратова
План – конспект открытого занятия
«Развитие речи»
Тема: «Работа над скороговорками»
Составила:
Педагог дополнительного образования
Мордвинкина Ольга Николаевна
2016 г.
Возраст учащихся: 8 - 10 лет
Год обучения: 1 –ый год обучения
Раздел программы: «Развитие речи»
Тип: комбинированное занятие
Время занятия: 45 минут
Цель:
Формирование чёткой правильной речи у обучающихся.
Задачи:
Обучающая: научить правильному произношению скороговорок, закрепить пройденный материал.
Развивающая: развить память, внимание, скорость реакции.
Воспитательная: воспитать уважительное отношение детей друг к другу, к партнёру, умение работать в коллективе.
Технологии:
- Здоровьесберегающие,
- Игровые технологии,
- Дифференцированный подход,
- Развитие личности.
Дидактические средства и техническое обеспечение:
- карточки со скороговорками,
- иллюстрация (картины со скоморохами),
- листочки и ручки для записи скороговорок,
- цветные карточки смайликами для рефлексии,
- музыкальный центр,
- карта памяти с записью музыки,
- мячи, скакалки,
- элементы костюмов скоморохов (русские рубашки, колпаки, шаровары, кушаки).
План занятий:
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Целеполагание (1 сек.)
3. Разминка (5 мин.)
4. Повторение пройденного материала (4 мин.)
5. Домашнее задание (5 мин.)
6. Изучение нового материала. Работа над сложными скороговорками (15 мин.)
7. Закрепление материала (10 мин.)
8. Подведение итогов. Рефлексия (4 мин.)
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Учащиеся рассаживаются полукругом. По традиции улыбаются соседу справа и соседу слева.
Вступительная речь педагога:
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада новой встречи с вами. Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их. Здравствуйте, коллеги.
2. Целеполагание.
Ребята, наше занятие посвящено развитию сценической речи. Мы с вами уже знаем, что артист должен обладать чистой, чёткой, правильной речью. Что бы этого достичь, мы делаем специальные упражнения на развитие речи, учим скороговорки, чистоговорки. Мы уже научились проговаривать простые скороговорки. Сегодня мы выучим сложные скороговорки и научимся проговаривать их. Но, сначала, как всегда, разминка.
3 Разминка.
- артикуляционная гимнастика,
- упражнения на дыхание «Мяч», «Лыжи», «Чудо лесенка»,
- тренировка согласных,
- скороговорка «Хрюшки».
4. Повторение пройденного материала.
Педагог: Разминка окончена. Всем спасибо. Дорогие ребята, на прошлом занятии мы говорили с вами о значении выразительной речи, познакомились с разделами сценической речи. Кто нам напомнит эти разделы?
Дети отвечают: Разделы сценической речи:
- постановка голоса,
- дыхание,
- орфоэпия,
- логика,
- дикция.
Педагог: Что такое «Дикция»?
Дети отвечают: Дикция – правильное произношение гласных и согласных звуков. Выразительная речь.
Педагог: Спасибо. Одним из приёмов работы над дикцией являются скороговорки. Вашим домашним заданием было найти и выучить и отработать скороговорки с мячом или со скакалкой, в которых встречаются имена людей.
5. Домашнее задание.
Дети по очереди проговаривают свои домашние скороговорки (с мячом или со скакалкой).
Перед выполнением упражнения ребёнок проговаривает правила работы с предметами.
Дети: Я беру мяч, работаю с ним так, где никому не мешаю, никого не задеваю. Я беру скакалку, работаю с ней там, где никому не мешаю, никого не задеваю.
Примерные скороговорки с именами людей:
1. «Пошла Поля полоть в поле»,
2. «Лена искала булавку,
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день».
3. «Съел Слава сало, да сала было мало».
4. «Укатил Костя в Кострому в гости».
5. «Играл Егорка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком».
Педагог: Спасибо всем. Знаете, ребята, я сейчас открою вам один секрет.
6. Изучение нового материала. Работа над сложными скороговорками.
Педагог: Пройдёт немного времени, и нас ждут новогодние праздники. Одними из героев новогоднего представления будут весёлые скоморохи. Они будут проводить игры и конкурсы. Роли скоморохов ещё не распределены, и у вас есть возможность попробовать себя в этой роли.
Но трудность заключается в том, что скоморохи будут вставлять в слова роли ещё и скороговорки. Но не простые скороговорки, а сложные. Примерно такие.
(Педагог раздаёт детям карточки со сложными скороговорками).
Попробуйте сейчас, сразу, без подготовки, прочесть эти скороговорки.
(Дети пытаются прочесть предложенные сложные скороговорки)
Скороговорки:
1. «У бабушки – бабули
Две внучки крохотули.
Модница Марьяшечка,
КУДРЯШКОЗАВИВАШЕЧКА,
НАРЯДЫПРИМЕРЯШЕЧКА,
НИЧЕМНЕЗАНИМАШЕЧКА.
И умница Наташенька,
КВАРТИРУПОДМЕТАШЕНЬКА,
ПОСУДУВЫТИРАШЕНЬКА,
ПОВСЮДУУСПЕВАШЕНЬКА».
2. «Скорошоворун, скороговорил, выскороговаривал,
Что все скороговорки он перескороговорит, перевыскороговорит.
Но, заскороговорившись, Скороговорун выскороговорил,
Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить».
3. «Роботу всякое дело нравится.
Робот с любою работаю справиться.
Робот умело мотор собирает.
Режет металл и на скрипке играет.
Робот на всех языках говорит.
Робот игрушку себе мастерит.
Робот умеет верно служить.
Робот, а можно с тобою дружить?»
4. «Здание реконструировали,
Проходы забаррикадировали,
Жителей эвакуировали,
Время зафиксировали,
Результат запротоколировали,
Всё, как запланировали,
И запрограммировали.
Педагог: Вы видите, ребята. Оказалось, что произносить сложные скороговорки сразу, трудно. Я сейчас раздам вам листочки, на которых нарисована линейка. На ней написано: ПЛОХО, ХОРОШО, ОТЛИЧНО.
Подумайте и оцените, как вы выполнили это задание. Для этого возьмите ручки и поставьте «галочку» на этой линейке. Спасибо. Я вижу, ребята, что вы поставили «галочки», между «плохо» и «хорошо». Ребята, а как вы думаете, почему у вас не получилось сразу проговорить эти скороговорки?
Дети отвечают: Потому что, над скороговорками нужно работать.
Педагог: Правильно, ребята. Над скороговорками нужно работать. Поэтому, хочу вам ещё раз напомнить, что тема нашего занятия «Работа над скороговорками». Прежде чем начинать работу над скороговорками, надо знать правила. Какие?
Дети отвечают:
1. Медленно и чётко прочесть скороговорку.
2. Определить паузы и логические ударения в скороговорке.
3. Прочесть скороговорку ещё раз, постепенно убыстряя темп.
4. Прочесть скороговорку в быстром темпе.
Педагог: А теперь, ребята, одну из предложенных сложных скороговорок прочтём вместе с вами по всем правилам.
7. Закрепление материала.
(Дети, вместе с педагогом, отрабатывают одну из сложных скороговорок)
Педагог: Вот теперь виден результат нашей работы над сложными скороговорками. Так кто же будет Скоморохами на новогоднем представлении? Мы это решим в процессе занятия. Для начала надо разбиться на три команды.
(Дети делятся на три команды)
Уважаемые члены команд, попробуйте угадать и озвучить скороговорку после моей подсказки. Скороговорки нам с вами известны. Мы их учили.
- В этой скороговорке говорится о том, как важно во время прогулки есть хлебобулочные изделия.
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
- В этой скороговорке говорится о том, как опасно торговать на базаре. Можно получить травму головы.
«Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал перепёлку, понёс продавать.
Просил полтинник, получил подзатыльник».
- В этой скороговорке говорится о том, как опасно опускать руку куда попало.
«Ехал грека через реку.
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап».
- В этой скороговорке говорится о том, как мы узнали, что продаётся в магазине.
«Рассказать вам про покупки?
Про какие, про покупки?Про покупки, про покупки, про покупочки мои».
Педагог: Спасибо. Молодцы, ребята. Следующее задание. Вы должны сейчас выбрать из своей команды своего Скомороха.
(Дети выбирают по одному Скомороху от каждой команды)
Выбрали? Отлично. Следующее задание. Вам надо быстро и аккуратно одеть вашего Скомороха.
Дети, по команде педагога, одевают своего Скомороха в заранее подготовленные элементы костюма (русская рубашка, колпак, шаровары, кушаки).
Педагог: И с этим заданием справились. Давайте сравним ваших Скоморохов с теми, что нарисованными на картинках. Похожи?
Дети отвечают: Да.
Педагог: Следующее задание. Придумайте и запишите свою скороговорку. Возьмите листы бумаги и ручки. Можно приступать.
(Дети придумывают и записывают скороговорки).
Педагог: А теперь, попробуйте всей командой проговорить свою скороговорку.
(Дети проговаривают свои скороговорки всей командой)
Педагог: И, наконец, последнее задание. Наши Скоморохи должны появиться под музыку перед почтеннейшей публикой во всей красе. Показать своё мастерство и актёрский талант. А, кроме того, презентовать свою, придуманную командой, скороговорку. Задание понятно? Тогда начали.
(Звучит русская народная музыка. Скоморохи появляются на публике, пляшут и по очереди проговаривают свою скороговорку).Педагог: Я в растерянности, ребята. Все Скоморохи мне очень понравились. Все были артистичны. А вам, ребята?
Дети отвечают: Да.
Педагог: Что ж, думаю, что новогоднюю программу могут вести все три Скомороха. А других персонажей новогоднего представления мы выберем на следующем занятии. А сейчас, я прошу опять достать ваши линеечки, в которых вы в начале занятия отметили «галочкой» свой результат работы над скороговоркой. Подумайте, и поставьте кружок там, где он, по вашему, должен стоять сейчас.
(Дети выполняют задание).
Я вижу, ребята, что у многих кружок оказался между «хорошо» и «отлично». Я с вами согласна. У вас скороговорки стали получаться значительно лучше.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: А теперь, ребята, я прошу вас, очень кратко, по очереди, ответить на вопросы: «Что понравилось на занятии?» и «Чему научились?»
(Идёт опрос детей).
Педагог: Ребята, наше занятие окончено. Всё, что мы с вами запланировали, выполнено. Я вами очень довольна. Большое спасибо, что помогли мне, провесим это занятие интересно и с выдумкой. У меня к вам, ребята, последняя просьба. На моём столе лежат смайлики разного цвета: зелёные, оранжевые, голубые, фиолетовые. Подумайте, как вы оцените свою работу и своё настроение на занятии, если:
- зелёный смайлик – я доволен собой,
- оранжевый смайлик – хорошее настроение,
- голубой смайлик – был очень активен,
- фиолетовый смайлик – плохое настроение.
А теперь, повести ваши смайлики на рисунок к нашим скоморохам. Занятие окончено. Нам осталось сказать наше традиционное пожелание в конце каждого занятия: «Желаем себе и вам всего самого доброго. До свидание!»