программа внеурочной деятельности Волшебный мир книг

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа рассмотрена
На заседании методического совета
от « 28» августа 2014г.
Протокол №1
Председатель методического совета
________/И.В. Чиган/
Принято
педагогическим советом
от « 29» августа 2014г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор ________/С.В.Поздеева/
«------» ------- 14г
Приказ № ____________




Программа внеурочной деятельности
« Волшебный мир книг»
1 «Д» класс
Учитель: Калуцкая Мария Игоревна
Дата разработки 2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоя
·тельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

Прогнозируемый результат реализации программы.

Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.



Содержание программы.
1 класс- 66 часов



Тема
Количество часов

Вид занятий
(форма, метод)

Содержание

1.
« Клуб почемучек»

6
Беседа, чтение книг учителем.
Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.


2.
«Поляна сказок»
6
Драматизация сказки, игры на основе сказок
Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


3.
Игры с буквами
4
Игровая форма занятия.
Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

4.
Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.
4


игры и хороводы
Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

5.
Где живут книги?


2

Экскурсия в библиотеку школы.

Знакомство с библиотекарем и библиотекой.
Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг

6.
Малые фольклорные жанры: загадки.
4
Детское творчество.
Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

7.
Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки».
4


беседа
игра
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.

8.
Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.
4
Игры
Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

9.
Из чего состоит книга?
4
беседа
Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.


10.
Я рисую книжку.
4
Проектная деятельность.
Изготовление книжки-малышки.

11.
Коллективная поездка в театр.
4

Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.

12.
Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»
8
Игровая программа.
Подготовка к празднику,
мероприятие.

13.
Маленький читатель.
2
Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.



14.
Писатели-юбиляры.


6

Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.
Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.





15.
Игра – викторина по прочитанным книгам.
2
викторина

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.


16.
Летнее чтение
2
беседа
Рекомендательный список произведений для летнего чтения.


Итого
66
часов






Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
























13PAGE 15


13PAGE 14615


13PAGE 15


13PAGE 14615




15