Доклад Реализация компетентностного подхода в обучении математике

Преподаватель математики Шленкина Т.А.
ГБОУ РХ СПО ЧМТТ, г.Черногорск
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Компетенция – это совокупность учебных умений и навыков, которые необходимы человеку для решения практических и теоретических задач в дальнейшей жизни.
Компетентность- это когда человек владеет этой компетенцией и умеет ее применить за счет своих личностных качеств для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода компетенций, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Реализация компетентностного подхода в обучении математике позволяет преподавателю применять более современные педагогические технологии: проектную деятельность; информационно – коммуникационные технологии; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение; предполагается обучение через практику, работу студентов в малых группах.                       Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
. Остановлюсь на некоторых компетенциях:              
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Студент овладевает навыками добывания знаний непосредственно из реальности. Здесь можно предложить решение задачи по теории вероятностей:
Имеется 100 деталей, из которых возможны 4% бракованных. Какова вероятность того, что взятая наугад деталь – бракованная?
При изучении новой темы студенты под руководством преподавателя сами формулируют тему, ставят цели и задачи изучения темы, составляют план, определяют её практическую значимость. В процессе решения учебной задачи или проблемы выдвигают гипотезы, оценивают начальные данные и предполагаемый результат, учатся давать самооценку своей деятельности
Используется промежуточный, текущий и итоговый контроль, тесты с выбором ответов и требующие развернутого ответа.
Информационная компетенция. В ходе изучения математики, у студентов возникает потребность в получении новой информации. Поэтому я использую компьютерные презентации, которые выполняют студенты, например, при изучении раздела «Стереометрия» Создание учебных презентаций - это, прежде всего, приобщение студентов к исследованиям, призванное активизировать их познавательную деятельность При использовании информационных технологий повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов техникума является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы среднего профессионального образования.
Коммуникативная компетенция. Это знание необходимых языков, в том числе математического, а также способов взаимодействия с людьми непосредственно и на расстоянии, навыки работы в группе (например, выступая на научно – практической конференции, участвуя в защите проекта).
Компетенция личностного самосовершенствования.
Это умение студента адаптироваться к изменяющимся условиям обучения и труда является важной составляющей профессиональной компетентности специалиста среднего профессионального образования.
Под математической компетентностью будущего специалиста технического профиля следует понимать целостное образование личности, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты.
Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку следует выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.
«Компетентные задачи» содержат практическую направленность. Цель решения таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в получении нового метода, способа решения, приема, с возможным переносом на другие предметы.Обучающиеся по специальностям «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет» видят практическую значимость предмета, на примере решения такой задачи:
Для оклейки стен комнаты c размерами 4 x 6 x 2,5 м нужно приобрести обои, причём обои покупаются с запасом в 10 % от оклеиваемой площади. Размеры двери 0,75 x 2 м, размеры окна 2 x 1,5м, размеры рулона обоев 1,5 x10 м, цена одного рулона обоев 900 руб. Определите стоимость обоев, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка.    
Студенты специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» на примере задачи:
Кабель диаметром 42мм заключается в свинцовую оболочку толщиной 2мм. На изготовление оболочки израсходовано 1т свинца. Какова длина кабеля, если известно, что плотность свинца -11,4г/куб.см.    
    Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
 Поделиться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // Оценка качества образования – 2008, №4, с. 17-23.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // Оценка качества образования – 2008, №5, с. 18-24.

Литература.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г. Список использованной литературы:
5. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2003.- №10.-С.8 – 10
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2004.
7. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании/ Э. Ф. Зеер // Образование и наука.- 2000.- №3(5).- С.90 – 102
10. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: Национальный фонд подготовки кадров. 2001. – 194 с.
11. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода / О.В. Темняткина – Екатеринбург: ИРРО,2009.-78.
12. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов/ А.В. Хуторский.- М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. – 19 с.
13. Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость/С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.- №2.- С.58



15