Презентация «Приоритеты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»


Приоритеты инклюзивного образования детей с ограниченным возможностями здоровья Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 10% от общей численности детского населения имеют «функциональные нарушения»(В России примерно шестьсот пятьдесят восемь тысяч человек) Дети с ограниченными возможностями здоровья Это дети от 0 до 18 лет с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования и социального включения Конвенция о правах ребенка Статья 23.. ребенок, имеющий физические или умственные проблемы «…должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества» Ковенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года)Принцип: «Ничего о нас без нас» 7 апреля 2009 года президент Д.Медведев дал обязательства:Создать безбарьерную средуЗакрепить права на образование, медицинское обслуживание, на работу Право на полноценное участие в общественной жизни Социальное включение детей с ОВЗ в Росии Совет при президенте РФ по делам инвалидов (с 1997 года координационный совет при Губернаторе СПб) Задачи- выработка предложений по социальной политике и определение способов, форм и этапов её реализации- совершенствование законодательства Д.А. Медведев из Послания Федеральному собранию.12.11.2009 года …..обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. …вообще все нужно делать с учетом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребенке» Программа действий - «Образование» Татьяна Голикова ценность человека не зависит от его способностей и достижений;каждый ребенок способен чувствовать и думать; каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могутразнообразие усиливает все стороны жизни ребенка Законодательство Прописаны правила дифферецированного обучения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровьяОтсутствуют:- Понятие инклюзивного образованиянормы, которые бы обеспечивали интеграцию или «инклюзию детей» нет четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных и медицинских услуг конкретным категориям детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения- не предусмотрено введение помощников педагога (тьюторов) и профильных специалистов Интеграция и инклюзия Система образования подстраивается под каждого ребенка, учитывает все его особенности и создаются условия для его полноценного развития Адаптация ребенка к требованиям системы образования, которая при этом остается неизменной. Ребенок :адаптируетсянет Инклюзивный подход Обеспечивает доступ к социальным правам на равных условиях с другими детьмиМаксимизирует участие всех детей в жизни детского сообщества и взаимодействияСоблюдает интересы каждого ребенкаСпособствует созданию условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и доступной среды в широком понимании : медико - психолого – педагогический комплекс мероприятий Письмо Министерства образования № АФ-150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»Выявление и своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте для подготовки его к обучению в общеобразовательном учреждении.создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии Различные модели интеграции обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) группах в образовательных учреждениях общего типа. обучение детей с ограниченными возможностями в одной группе с детьми, не имеющими нарушений развития ( инклюзивное образование, количество таких детей 3-4)Цель: создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОб образовании в Российской Федерации Глава 1. Общие положения . Статья 6 пункт 5 5. В целях реализации права каждого на образование уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления:1) создаются необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, посредством организации интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию; Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования 5) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего …для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (за исключением образования, получаемого в федеральных государственных образовательных организациях); Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты. Статья 35. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 3) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; Статья 42. Охрана здоровья обучающихся 5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные организации, в том числе санаторные. Образовательный процесс для таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организован образовательными организациями на дому или в лечебных учреждениях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и письменное обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.При обучении детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов в образовательной организации ею проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Статья 57. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для обучения по основной общеобразовательной программе компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статья 84. Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья 2. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования указанными лицами, а также в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ коррекционной направленности. 3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах), в которых реализуются основные общеобразовательные программы коррекционной направленности.  ФГОС III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; 5) Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 3.4.4. При организации инклюзивного образования:при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, для работы с данными ограничениямиимеющие соответствующую квалификацию здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации6, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию. 3.6.3. Финансирование специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено),