Психолого-педагогическая характеристика подростков с задержкой психического развития


Психолого-педагогическая характеристика подростков
с задержкой психического развития
К группе детей с задержкой психического развития исследователи относят тех, у кого не имеется локальных поражений речи, нет слуховых или зрительных нарушений, не обнаруживается слабоумия, асоциального поведения и, несмотря на это, многие из них испытывают большие затруднения в обучении и оказываются стойко неуспевающими учениками. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы детей – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой работы, часто возникают головные боли (21). Мотивационная сфера детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие стороны его психики, дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами» (25).
Снижение работоспособности и неустойчивость внимания у детей этой категории могут иметь разный характер. Так, у некоторых подростков максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, а у других сосредоточение внимания наблюдается лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания. Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой распределенностью и концентрации. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.
У подростков с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они подчеркнуты или накладываются друг на друга (39).
Установлено, что подросткам с ЗПР по сравнению с их успевающими сверстниками из массовой школы необходим более длительный период времени для приема и переработки информации. Ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации. Наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный. Отличительной особенностью нарушений при ЗПР является поврежденность одних сторон памяти при относительной сохранности других; небольшой объем памяти и низкая скорость запоминания; произвольное запоминание неточное.
Говоря об особенностях мышления необходимо отметить, что у большинства подростков с ЗПР, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи (25). Наибольшие затруднения вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным в наименьшей степени (39).
Подростки с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития. Дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения. Количество ошибок в письме подростков с ЗПР намного выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Преобладают такие ошибки, как пропуски букв, слогов, смешение букв, обозначающих акустически и артикуляционно-сходные звуки, а также ошибки, обусловленные не усвоением и неумением использовать грамматические правила. Отмечаются нарушения координации движений и ручной моторики (43;25).
У всех подростков с ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость, ведущая к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.
Лабильность эмоций проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих (34).
Значительным своеобразием отличается развитие личности подростков рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру к самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении.
У подростков с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у подростков с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте (18).
У подростков с ЗПР расстройства в аффективной сфере значительно более часты, чем у нормально развивающихся сверстников. Давая общую характеристику подростков с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.
Низкая потребность в общении у подростков с ЗПР в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют существенную разобщенность, скудность и конфликтность контактов.
Эмоциональная незрелость подростков с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы (15).
Лабильность эмоций проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача. Нередко у подростков возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих (10).
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение как неадекватный способ выхода из конфликта чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т. д.), которые быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов (15).
Среди подростков с задержкой психического развития церебрально-органического генеза И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости:
1. Дети шумные и подвижные: на переменах и прогулках громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны.
2.Наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы. (19).
Для всех подростков с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе. Мотивационная, нравственная незрелость определяет тенденцию данных подростков к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им. Подростки с ЗПР очень внушаемы, ведут себя не критично (14).
Подростки с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Ввиду тягостной и непосильной школьной ситуации они часто прибегают к наиболее доступному способу — избеганию, то есть часто прогуливают, убегают из школы (15).
Некритичность самооценки может проявляться в склонности детей с ЗПР к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния, влияния. Оценка окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл (15).
Для подростка с ЗПР оказываются недоступными способы продуктивного устранения своих недостатков (плохая учеба — буду внимательным, буду выполнять домашнее задание; плохое поведение на уроке — буду сидеть тихо и т.д.). Для него характерны приемы, не требующие длительного волевого усилия (избегание, побеги, прогулы, конфликты). Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; жажда получения удовольствия, впечатления — путем бродяжничества (14).
Благотворное влияние на подростков с задержкой психического развития оказывает процесс обучения. Это подтверждается исследованием И. А. Коневой (2002) по сравнению формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в специальной школе и классах коррекционно-развивающего обучения при обычной школе.
У подростков, которые обучаются в специальной школе, не обнаруживается склонности к негативным самохарактеристикам, не появляются установки на активные формы поведения, мысли о смерти, нет ориентации на применение силы, что обнаруживается у подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (18).
Итак, для всех подростков исследуемой категории характерно: ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, нарушение работоспособности, быстрая пресыщаемость деятельностью, трудности фонетико-фонематического анализа, наличие аграмматизмов, недостаточность моторики и пространственного восприятия.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, выражается в эмоциональной лабильности, импульсивности, несамостоятельности, повышенной внушаемости. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Также следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, импульсивность, несамостоятельность и внушаемость, низкую критичность и устойчивость самооценки, личностную незрелость в целом.