ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «Путешествие в мир профессий от А до Я»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в мир профессий от А до Я»
Цель классного часа:
расширить знания выпускников о мире профессий
развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему
Задачи:
создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
развитие творческого потенциала личности
развитие артистических способностей личности
формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
воспитание коммуникативной культуры
уважения к профессии.

«Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причём задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть много факторов»
Л.А.Головей
Оборудование:
1.Стенгазеты о профессиях
2.Раздаточный материал для учащихся (тесты, задания, памятка)
3.М/медийная презентация
4.ноутбуки
5.интерактивная доска
Ход классного часа:
1 часть
На сцену выходят 3 учителя и читают стихотворения.
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд! (показывает табличку на казахском языке)

Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд! (показывает табличку на английском языке)

Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он? Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд! (показывает табличку на русском языке)
Ведущий: Наше путешествие в мир профессий хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии вообще есть на свете. В мире насчитывается около 50 тысяч профессий (Слайд 3). Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
Видеоролик о профессиях
Ведущий: А путешествовать в мире профессий мы будем играя. Вы разделились на 3 команды. Сейчас мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие и начнём с небольшой разминки.
Первое задание.
На карточках написаны буквы: К, Р, П
Надо придумать профессии, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше? Предлагаю по очереди называть профессии. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество профессий..
Контролер Разведчик Проводник
Киноартист Рыбак Плотник
Крановщик Редактор Пилот
Кочегар Радиоведущий Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Полицейский
Космонавт Радист Парашютист
Кабельщик Репортер Пограничник
Кровельщик Режиссёр Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной

Вы замечательно справились с этим заданием, а теперь мы прибываем на первую станцию, она называется «Самая-самая».
Нужно ответить на вопросы с элементами юмора. Определим самую-самую профессию.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Самая тяжёлая ( грузчик, крановщик)
Самая красивая ( модельер, фотомодель, художник, фотограф)

Следующая станция – «Ключевые слова».
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
1) (Слайд) Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2) (Слайд) Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
3) (Слайд) Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
4) (Слайд) Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)
5) (Слайд) Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
6) (Слайд) Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

Слайд станция «Народная мудрость» (проводит учитель казахского языка).
О какой профессии говорят эти казахские пословицы и поговорки?

Портной. (Слайд 26)
1. Не игла шьет, а руки.
2. Где шьют, там и порют.
3. Как скроишь, так и тачать станешь.
Кузнец. (Слайд 27)
1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
2. Куй железо, пока горячо.
3. Не огонь железо калит, а мех.
Повар. (Слайд 28)
1. Что в котел положишь, то и вынешь.
2. Кашу маслом не испортишь.
3. Не котел варит, а стряпуха.
Военнослужащий. (Слайд 29)
1. Береги землю родную, как мать любимую.
2. Жить – Родине служить.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Станция «Музыкальная». По музыкальным отрывкам вы должны отгадать профессии, которым посвящены песни (проводит учитель музыки)
(Трек 1) Врачи
Строители
Шофёр
Повар
Учитель
Монтажник
Станция «Языкознание» (проводит учитель русского языка)
1. Анаграммы-профессионалы
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. (на доске)

РВАЧ = В - - - (мед.работник)
СОПЛО = П – - - - (дипломатический представитель)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
ДЕКОР = Д - - - - (портовый рабочий)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный» рабочий)

АВДОТКА = А - - - - - - (юридическая профессия)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший мед. работник)
ТРАВИНКА = А - - - - - - - (продавец старины)
КРЕДИТОР = Д- - - - - - - (руководитель предприятия)
2. Омонимы – профессионалы
Задание: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии. Кто быстрее поднимет сигнал готовности – тот первым и отвечает.

1. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотёр)
2. Не только вещество, хорошо проводящее эл.ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)
3. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
4. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счёт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
5. Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)

3. Профессии- синонимы (проводит учитель английского языка)
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. Команды поочерёдно друг за другом выполняют задание (на раздумывание времени не даётся)

Педагог - (учитель, преподаватель),
Врач - (лекарь, доктор),
Стоматолог - (дантист, зубной врач),
Портной, портниха - (швец, швея),
Сторож - (охранник),
Воспитатель - (наставник),
Лётчик - (пилот),
Космонавт - .(астронавт),
Шофёр -.(водитель),
Голкипер- (вратарь),
Солдат - .(военный),
Менеджер -. (управленец),
Парикмахер - .(цирюльник),
Дрессировщик -(укротитель),
Фокусник -(иллюзионист, факир),
Художник -(живописец),
Экскурсовод -(гид),
Паяц -(клоун),
Дровосек -(лесоруб),
Балетмейстер -(хореограф),
Кельнер -(официант),
Адвокат -(защитник),
Государственный обвинитель-(прокурор),
Толмач - (переводчик),
Секьюрити -(охранник),
Вокалист -.(певец),
Каскадёр -(трюкач).

Ведущий: ПРОФИ-ВИКТОРИНА (с залом)
Задание: зрители отгадывают вопросы-загадки.
1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
2. Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба-Яга)
3. Кого и жарким летом можно увидеть на катке? (асфальтоукладчика)
4. Кто на работе играет и получает за это зарплату, а не выговор? (актёр, музыкант)
5. Архивариус – это имя бога или профессия? (профессия – кладовщик документов)
6. Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (без дроби)
7. Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место в яме»? (музыканты – в оркестровой яме).
8. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (кузнецом)
9. кем по профессии был герой киноленты «Белое солнце пустыни» Верещагин, исполнивший в фильме песню «Ваше благородие»? (таможенник)
10. Кто обслуживает корову и ЭВМ? (оператор)
Ведущий: Подсчитаем жетоны. Выявим команду-знатока по профессиям. Среди зрителей определим лучшего знатока (награждение дипломами).

2 часть
1. Ведущий: Ребята, в вашей жизни наступила особо ответственная пора. Некоторые из вас закончив 9 класс продолжат обучение в школе, кто-то, выбрав профессию, поступит в профессиональные училища, техникумы, колледжи. Это очень ответственный выбор, который во многом может определить всю вашу дальнейшую жизнь, ведь профессия человека, его профессиональный рост во многом определяют качество жизни человека. Цель сегодняшней помочь вам понять, что необходимо осознанное отношение к своему профессиональному самоопределению.
2. Стихотворение о профессии (читают учащиеся 9 класса):

КЕМ БЫТЬ? Совсем не знаю я.. Профессия...кем быть тогда.. Сижу и долго размышляю.. Профессию я выбираю. Чтоб денег много мне платили.. Квартиру дали ....не пилили.. Командировки за границу.. Зарплата в долларах-- сгодится. Чтоб очень рано не вставать.. И поздно не ложиться спать.. И на обед.чтоб отпускали.. Талончики.чтоб мне давали.. Чтоб на работу транспорт был.. Водитель личный.чтоб возил.. Костюмы были и прикид.. Чтоб джентельменский был мой вид.. И девушки кругом ходили.. С подносом кофе приносили.. Чтоб отпуск ..месяца так два.. И на КАНАРЫ....острова.. Профессию я выбираю... Так долго думаю...мечтаю.. Какую выбрать...подскажите.. Ну.хоть немного..намекните
3.Ведущий –психолог школы: Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.

А) Типичные ошибки при выборе профессии (рассказ по слайдам презентации).
1. Выбор профессии «за компанию».
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Такой выбор профессии редко бывает удачным (точнее, случайно может стать удачным), потому что, только «примерив» профессию к себе, именно к своим способностям и интересам, можно повысить вероятность успешного выражения самого себя в труде, вероятность удачного выбора.
2. Выбор престижной профессии.
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей.
4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.
5. Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.
Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту. Принимая решение о выборе профессии, не забудь проконсультироваться с врачом, если даже ты, казалось бы, здоров.
6. Выбор профессии под давлением родителей.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
7. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.
Незнание динамики развития профессии в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
8. Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.
Это дело не такое простое, как порой, кажется. Кроме того, многие ребята боятся узнать о себе, возможно, и неприятную истину; для этого надо иметь мужество, большое стремление к правде и достаточно практический ум, который поможет предупредить от ошибок незнания. Помочь в самопознании могут и товарищи, и книги о самовоспитании, и близко знающие вас взрослые, и, безусловно, специалисты по профконсультации.

Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.)

Б) Задание№1 Найди ошибку.
Перечислены критерии выбора профессии. Выберите, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три.

1.Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве

2.Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют

3.Основываю свой выбор на своих способностях

4. Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

5.С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

6.Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

7.Основываю свой выбор на своем интересе

8.Возможность учится, и работать с друзьями

9.Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами

В) .Ориентиры при выборе профессии (вспомним просмотренный видеоролик)
Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«надо» - запросы рынка труда, потребность в кадрах;
«хочу» - желания, профессиональные интересы и склонности;
«могу» - возможности личности, т.е. знания, способности, психологические особенности, особенности здоровья.

Г) Типы профессий

А)Чтобы ориентироваться в мире профессий, их условно разделили. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда
Ч-Ч – «Человек-человек»
Ч-Т – «Человек-техника»
Ч-З.с – «Человек-знаковая система»
Ч-Х.о – «Человек-художественный образ»
Ч-П – «Чловек- природа»

Д) Качества, которыми должен обладать человек, относящий себя к определённому типу профессий
«Человек – человек». Профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, оказанием правовой помощи, бытовым обслуживанием. Профессии этого типа предполагают умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. (слайд-инспектор налоговой полиции учащиеся называют свои варианты профессий)
Н-р: Гувернантка Дефектолог
Администратор торгового зала Контролёр сберкассы
Продавец-консультант Парикмахер
Менеджер Инспектор налоговой полиции
Зубной техник Учитель
Юрист
«Человек – техника». Включает в себя профессии, связанные с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Этот тип профессии требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомлённости, хороших двигательных навыков, ловкости.(слайд-строитель, учащиеся называют свои варианты профессий)
Н-р: Инженер-строитель Автомеханик
Часовщик Маляр
Газосварщик Водитель автомобиля
Пилот Электромонтёр
Литейщик металлов и сплавов Бурильщик скважин

«Человек – знаковая система». Объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, обработкой информации, чертежами, картами, схемами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. (слайд- авиадиспетчер, учащиеся называют свои варианты профессий),
Н-р: Делопроизводитель Банковский служащий
Инженер-программист Агент по ценным бумагам
Диспетчер управления движением Архивариус
Бухгалтер Фармацевт
Конструктор Библиотекарь
Философ

«Человек – художественный образ». Включает в себя профессии, связанные с созданием. Проектированием, изготовлением различных изделий по образцу, эскизу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (слайд-хореограф, учащиеся называют свои варианты профессий)
Н-р: Артист Композитор
Режиссёр Дизайнер
Фотограф Кондитер
Модельер Косметолог
Художник

«Человек – природа» объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. С уходом за животными и растениями. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цель в зависимости от условий, выносливости и терпимости к отсутствию комфорта. (слайд- ветврач, учащиеся называют свои варианты профессий)
Н-р: Эмбриолог Метеоролог
Ветврач Биохимик
Озеленитель Тренер лошадей
Садовник Взрывник
Лесник Оператор птицефабрик

Задание№2 Загадка – синквэйн
Попробуйте по загадкам – синквэйн определить – о какой группе профессий идет речь?
Синквэйн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка – название синквэйна
2-я строка – два прилагательных,
3-я строка – три глагола,
4-я строка – фраза на тему синквэйна, характерная особенность профессии,
5-я строка – существительное.

Например: 1. Учитель- угадать
2. Терпеливый и деликатный.
3. Решает, проверяет, воспитывает
4. Счастье находит в детях.
5. Свет.
А) Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист – бухгалтер)
Б) Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер – художник)
В) Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(механик – инженер)
Г) Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь – милиционер)

Е) Тестирование (задания проектируется на интерактивную доску и выдается каждому ученику)
Предложены 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас»
 
1а.
Ухаживать за животными.
или
1б.
Обслуживать   машины, приборы (следить, регулировать).

2а.
Помогать больным.
или
2б.
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а.
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б.
Следить за состоянием и развитием  растений.


4а.
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и др.).
или
4б.
Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а.
Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б.
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а.
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б.
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо  действий  (трудовых, учебных, спортивных).

7а.
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные
или
7б.
Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.

8а.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
или
8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а.
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б.
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а.
Лечить животных
или
10б.
Выполнять вычисления, расчеты.

11а.
Выводить новые сорта растений.
или
11б.
Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а.
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б.
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок.

13а.
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б.
Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а.
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б.
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

15а.
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
или
15б.
Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях

16а.
Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б.
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а.
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
17б.
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а.
Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б.
Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а.
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б.
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а.
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б.
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов (проектируется на доску)
 













 

 


 


 


 

 

 

10а
 
 
10б
 

11а
11б
12а
12б
13а

13б
14а
14б
15а
15б

16а
 
16б
 
17а

 
17б
18а
 
18б

 
19а
 
19б
 

20а
 
 
20б
 

Сумма Ч-П-
Сумма Ч-Т-
Сумма Ч-Ч-
Сумма Ч-З-
Сумма Ч-Х-

 
Обработка результатов
После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и проставьте полученные суммы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).
Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа «человек-природа», во втором – «человек-техника», в третьем – «человек-человек», в четвертом – «человек-знаковая система», в пятом – «человек-художественный образ»

Ж) Задание№3 День из жизни (дополнительно в случае наличия времени)

Условия игры: вам необходимо общими усилиями с помощью слов (имён сущ., нариц, в имен. падеже) составить рассказ на тему «Обычный день из жизни профессионала».

Например, день из жизни водителя автобуса: будильник – кофе – автопарк – дорога – остановка – дорога – остановка – прокол – телефон – ремонтники – колесо – благодарность и т. д.»

Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Рекомендации по выбору профессии (текст проектируется на интерактивную доску и выдается каждому ученику)

Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Ведущий:
Кем бы ни пришлось
По жизни стать вам:
Ученым, инженером иль врачом –
Вложи в профессию свою ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты –
Работа пусть приносит только радость
И в жизни будет больше доброты.


Желаем удачи!





15