Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Будь здоров 1класс (ФГОС) 2016 г.


Пояснительная записка.
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1классе, в соответствиис
Федеральным государственным образовательным стандартомначального
общего образования второго поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительномунаправлению – это обучение школьников бережному отношению к своему
здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема
сохранения здоровья детей чрезвычайноважна в связи с резким снижением
процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений
складывающейся ситуации. Это инеблагоприятная экологическая
обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение
самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой
жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствиеличных
приоритетов здоровья способствует значительному распространениюв
детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе -
курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления
здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе.
Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйтииз
кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие
своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые
физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может
успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере
творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности поспортивно-оздоровительному
направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные
ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление
физического и психического здоровья. Данная программа является
комплексной программой по формированию культуры здоровья
обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному
развитию ребёнка. Включает в себя,как теоретическую (изучение полезных
и вредных привычек), так и практическую части (организацию подвижных
игр).
Путей и программ, направленных на первичную профилактику
злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено
много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё
начало в начальных классах.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную наразвитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор,
принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми.
Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций,
Обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частьюпатриотического, эстетического и
физического воспитания детей. У них формируютсяустойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,
создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно
организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние
на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,мышечной
системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
 создание наиболее благоприятных условий для формирования у
младших школьников отношения к здоровому образу жизни какк
одному из главных путей в достижении успеха.
 приобщение к занятиям подвижными играми, использование их
в свободное время на основе формирования интересовк
определённым видам двигательной активности.
Задачи программы:
 обеспечить двигательную активность младших школьниковво
внеурочное время;
 познакомить детей с разнообразием подвижных игр и
возможностью использовать их при организации досуга;
 профилактика вредных привычек;
 воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости
закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы
противостоять болезням;
 развивать: сообразительность, речь, воображение,коммуникативные
умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу,
быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
 воспитывать культуру игрового общения, ценностного
отношения к играм, как наследию и к проявлению здорового
образа жизни.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1класса - на 1 год обучения.
На реализацию курса «Будь здоров!» в 1классе отводится 34 часа- в год
(1 час в неделю). Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время (30%)
распределено на всевозможные тематические беседы, часы
здоровья,подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных
мероприятий по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение
ребёнком знаний и представлений, но и становление егомотивационной
сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и
представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя,
особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё
здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении
личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент насамостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми
сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить
специфику младшего школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения,
лёгкости и радости.
Принципы программы:
 Научности - содержится анализстатистических медицинских
исследований по состоянию здоровья школьников.
 Доступности - содержание курса составлено в соответствиис
возрастными особенностями младших школьников.
 Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт
взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
 Патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.
 При этом необходимо выделить практическуюнаправленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихсянегативного
отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение
друзей и организацию досуга.
 Обеспечение мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешнымв будущей
взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасностив
разныхситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятийпо
всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие
упражнения с разными предметами (мячи, скакалки, обручи и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежемвоздухе, в любое время года;
– активное использование спортивной площадки;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных
привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности
детей в школе;
– организация питания учащихся;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике
детского травматизма на дорогах.
Формы организации учебных занятий:
 беседы;
 игры;
 элементы занимательности и состязательности;
 викторины;
 конкурсы;
 праздники;
 часы здоровья.
Виды учебной деятельности:
1. знакомство с содержанием игры;
2. содержания игры;
3. объяснение правил игры;
4. разучивание игр;
5. проведение игр.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения –
спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, класс длятеоретических занятий.
Подвижные игры и спортивные праздники проходят, по усмотрению учителя - на свежем воздухе или в спортивном зале.
Конкурсы, беседы, викторины - в классе.
Результатом практической деятельности по программе «Будь здоров!»
можно считать следующие критерии:
 высокий уровень информированности учащихся о здоровомобразе жизни;
 среди учащихся начальных классов нет курящих детей;
 повышается активность учащихся в мероприятиях класса, школы;
 учащиеся взаимодействует со старшими учащимися, с целью
просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашая их на уроки
здоровья, сценические выступления, беседы и др.
 классный руководитель координирует проектную работу
учащихся,направленную на сбор и оформление информации по темам
укрепления здоровья(результаты представляем на классных часах и
внеклассныхмероприятиях начальных классов школы); высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения
здоровья.
Формы подведения итогов работы:
-анкетирование детей;
-мониторинг состояния здоровья детей;
-спортивные праздники с привлечением родителей.
В результате освоения программного материала по внеурочной
деятельности учащиеся 1класса должны:
иметь представление:
 о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и
повышением физической подготовленности;
 о режиме дня и личной гигиене;
 о вредных и полезных привычках;
 о народных играх;
 о различных видах подвижных игр;
 о соблюдении правил игры.
уметь:
 применять на практике приобретенные знания о правилах ведения
здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ
от вредных привычек;
 играть в подвижные игры;
 применять игры самостоятельно;
 проводить сравнение и классификацию объектов;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные отсобственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 формирование первоначальных представлений о значении спортивно-
оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешнойучёбы и социализации в обществе;
 овладение умениями организовывать здоровьесберегающуюжизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, питание, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Содержание Всего часов Дата проведения Примечания
по плану
фактически 1 Т.Б.№20.Вводное занятие.
«За здоровый образ
жизни». 1 2 «Спорт любить —
здоровым быть!» 19 2.1 Народные игры.
Русские народные
игры.
2 2.2 Подвижные игры. 6 2.2.1 Играя, подружись с
бегом. 1 2.2.2 Игры – эстафеты. 2 2.2.3 Игры с прыжками. 2 2.2.4 Кто сильнее? Игры-
Соревнования. 1 2.2.5 Мой весёлый звонкий
мяч! 1 2.2.6 Сюжетные игры. 1 2.3 Пальчиковые игры. 1 2.4 Зимние забавы. 1 2.5 Спортивные
праздники «Весёлые старты». 1 3 Игры на развитие
психических
процессов. 2 4 Что нужно знать и
уметь, чтобы
никогда не болеть?! 11 4.1 Полезные и вредные
привычки. 2 4.2 Здоровое питание –
отличное настроение. 2 4.3 Лечебная физкультура.
Приёмы самомассажа, релаксации и профилактика плоскостопия.
3 4.4 Помоги себе сам. 1 4.5 Праздники «Страна Здоровье». 1 4.6 Часы здоровья. 2 5 Итоговое занятие. 1 Итого: 34 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 раздел
Вводное занятие.
За здоровый образ жизни.
Беседы о безопасном поведении на дороге по пути
в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел
Спорт любить — здоровым быть!
Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель
данного направления - предоставить детям возможность узнать о
важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
2.1Русских народные игры: «Кот и
мыши», «Коршун», «Горелки», «У медведя,во бору», «Жмурки».
2.2Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер,
с применением инвентаря (мяч, обруч, кегли, скакалки) ,игры с заучиванием слов.
2.2.1. Играя, подружись с бегом: «Бездомный заяц», «Борьбаза
флажки», «Пустое место», «Салки».
2.2.2. Игры – эстафеты: «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда»,
«Большая круговая эстафета».
2.2.3. Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку»,
«С кочки на кочку», «Волк во рву».
2.2.4. Кто сильнее? Игры-соревнования: «Бой петухов», «Борьба
всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой».
2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу»,
«Гонка мячей», «Лови-бросай, смотри-не теряй!», «Выбивалы».
2.2.6. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые, ребята»,
«Два Мороза», «Космонавты», «Совушка».
2.3. Пальчиковые игры. Это инсценировкакаких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития
творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну
«пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую
инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики»,
«Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы писали», « Как живёшь?», «Кто
приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
2.4. Зимние забавы. Строительные игры из снега. «Клубледяных
инженеров». Эстафета на санках. Игра в снежки.
2.5. Спортивные праздники. Праздник «Весёлые старты»,
«Богатырская сила».
3 раздел Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие
психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия речи, эмоционально – волевой сферы личности)- развивают произвольную сферу
(умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Угадай, чей голосок?», «Чего не стало?», «Съедобное - несъедобное», «Испорченный телефон».
4раздел
Чтонужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть?!
4.1. Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента
обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя.
Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные и вредные лекарства.
Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие, друзья.
4.2. Здоровое питание - отличное настроение. Вредные и полезные
привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки,
конфеты, шоколад. Фрукты – лучшие продукты. « Очень вкусная еда, но не
детская она»: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты, сало, колбаса.4.3. Лечебная физкультура. Профилактика плоскостопия. Приёмы самомассажа и релаксации.
Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия
напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. «Кукушонок кланяется», «Улыбнись-нахмурься».
4.4. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детейс
понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам.
Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них.
Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Воспитывать желание помогать людям втрудных и опасных для здоровья
ситуациях.
4.5. Праздники. «Страна Здоровье», «В здоровом теле –
здоровый дух».
4.6. Часы здоровья. «О пользе завтрака», «День каши». Цель: рассказать
детям о каше, как о традиционном блюде русской кухни; её пользе дляздоровья; познакомить с правилами приготовления каши. «День соков».
Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности
Организма; необходимомколичестве жидкости в ежедневном рационе
питания человека; разнообразии и ценности напитков. «Фруктовый
карнавал». Цель: поговорить о фруктах и их значении для организма человека.
5 раздел
Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Что понравилось, что запомнилось? Закрепление курса обучения.
Материально-техническое обеспечение:
 спортивный зал;
 маты;
 коврики;
 гимнастические скамейки;
 мячи, обручи, кегли, прыгалки,канат для перетягивания;
 методические разработки праздников;
 приёмы самомассажа и релаксации;
 электронные презентации:
«Вредные и полезные привычки»,
«Фрукты и овощи на твоём столе»,
«Режим дня школьника»
Учебно-методический комплекс

Методическая литература для учителя:
1. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г., Разговор о правильном
питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
3. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995.
4. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
5. Горский В.А., Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
6. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., Просвещение,2010.
7. Ковалько В.И., Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
8.Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособиедля
учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
9.Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987.
10.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.,
Просвещение, 1988.
11.Патрикеев А.Ю. Подвижные игры1-4 класс. М.: Вако, 2007. - 176с. -
/ Мозаика детского отдыха.
12.Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной
деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М.,
Просвещение, 2011.

Методическая литература для родителей и детей:
1. Алексин Н.В., Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.
2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва,
Просвещение, 1983.
4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995.
5. Дедулевич М.Д., Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые
поединки – Мозырь « Белый ветер»,2002.
6. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособиедля
родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Чудакова Н. В., Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство АСТ –ЛТД