Современный урок литературы «Литературный салон»


Современный урок по ФГОС в помощь учителю
Технология деятельностного подхода на уроках
«Литературный салон»
Цель
Развитие устной и письменной речи.
Развитие коммуникативных навыков.
Чтение.
Этапы
Подготовительный:
Выбор произведений (до 10 произведений - на демонстрационном столе, обязательно по 2-3 одинаковых; учащиеся выбирают понравившуюся книжку – образуется группа по интересам – создано несколько (4-5) групп).
Каждая группа читает самостоятельно свое выбранное произведение ( время: несколько дней). В итоге прочитано одно произведение.
Каждая группа готовит презентацию – плакат с последовательными иллюстрациями к произведению.
Каждая группа определяет проблемы, поднятые в данном произведении.
Каждая группа готовит краткий пересказ и анализ проблем.
Знакомство с произведениями
От каждой группы выступает 1-2 ученика с пересказом и анализом, остальные путешествуют от одной группы к другой, слушая и задавая вопросы.
Таким образом, ученики проходят по всем группам и знакомятся с произведениями, которые не читают.
Группа меняется ролью: путешественники становятся рассказчиками.
Таким образом, каждый ученик побывал в роли рассказчика и путешественника.
Ожидаемый результат
Желание прочитать прослушанные произведения.
Информационная карта анализа урока (занятия) на основе деятельностного подхода
Цель посещения урока: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования
Задачи:
*проанализировать урок (занятие) с точки зрения реализации на нем общекультурного системно- деятельностного подхода, предусмотренного новым
Ф ГОС;
* выявить «западающие» звенья при решении этих задач учителем;
* наметить пути совершенствования урока (занятия)
Дата: ФИО учителя:
Время (порядковый номер урока): Класс (группа): Предмет:
Тема урока (занятия):
Тип урока (занятия):
Цели урока (занятия) в деятельностной форме _______________________________________________________________________________________________________________
Показатель Да\нет(1\0 балл) Примечания
1. Системно-деятельностный подход 1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) 1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания 1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися 1.4.Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида 1.5.Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами ВСЕГО о пункту 1: 2. Учебные задачи 2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение
универсальных учебных действий (указать группы):
- познавательных общеучебных
- познавательных логических
- коммуникативных
- регулятивных
- личностных 2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности 2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали 2.4. Характер учебной деятельности – - индивидуальный,
- коллективно-распределенный,
- в парах,
- в разновозрастных группах
2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности ВСЕГО по пункту 2: 3. Критериальное оценивание 3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания 3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий 3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока) 3.4. Сочетание оценки и самооценки 3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание) ВСЕГО по пункту 3: 4. Содержание образования 4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды) 4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней 4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности 4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры 4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической) ВСЕГО по пункту 4: 5. Воспитание 5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды 5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность 5.3. Психологический климат занятия,
контакты учитель – ученик:
- комфорт – напряжение
- сотрудничество – авторитарность
- индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия
- преодоление негативных установок на отдельных учащихся
- культура речи учителя
- культура неречевого общения 5.4. Психологический климат,
контакты ученик – ученик:
- сотрудничество – соперничество
- дружелюбие – враждебность
- заинтересованность – безразличие
- активность – пассивность
- культура речевого общения
- культура неречевого общения 5.5. Соответствие решаемых учебных задач:
- личному опыту социализации и самоопределения;
- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха) ВСЕГО по пункту 5: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: Результаты подсчета баллов по каждому пункту вносятся в диаграмму:

Теория учебной деятельности
Учебные задачи
Критериальное оценивание
Содержание образования
Воспитание
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


P.S.; Результаты критериального оценивания такого урока, представленные в виде диаграммы, позволяют видеть его успехи и упущения и проектировать пути его совершенствования.