Рабочая программа по русскому языку в 3 класса по программе Школа 2100

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального Закона об образовании в РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачами формирования у младших школьников умения учиться, Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Симоновка Калининского района Саратовской области» на 2011-2015 гг и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы Е.Н. Бунеев, В.Е. Бунеева программы»Школа 2100». –М. Баласс 2013г)

. Цели и задачи курса:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в началь-
ной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род- ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Задачи изучения курса русского языка на ступени начального общего образования:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как к части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать на родном языке.
Данная программа составлена для реализации курса «Русский язык», который является частью единого непрерывного курса обучения и разработан в логике изучения русского языка в основной школе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебни-
ков, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различ- ных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;

Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учат- ся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и
«Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Минимум содержания образования по разделам.
Повторение. (13 ч)
Слово. (117 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (27 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (13 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Используемый учебно-методический комплект.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2013
Бунеева Е.В. проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2013
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред. Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
Савинов Е.С. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Изд. 4-е, перераб. – М.: Просвещение, 2012
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. – М.: Баласс, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, в неделю 5 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса по курсу «Русский язык».

Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (1-4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка
овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения

3 класс

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
писать подробное изложение доступного текста;
определять тему текста;
читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить в слове окончание и основу; выделить в основе её части (приставку, суффикс);
конструировать сложные слова;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;;
подбирать синонимы, антонимы к доступным словам;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
выделять из предложения словосочетания;
видеть в предложении однородные члены;
различать простое и сложное предложения;
выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (изученные случаи);
писать большую букву в словах (изученные случаи);
писать слова съ и ь разделительными, с Ь для обозначения мягкости согласных;
писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
писать раздельно частицу не с глаголом;
писать Ь после ч в неопределённой форме глагола;
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
графически объяснять выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
правильно переносить слова с Ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Тема урока


Количество часов
Элементы содержания


Дата проведения
Формы контроля
Использование ТСО, наглядности
Подготовка к экзаменам
Формируемые УУД

коррекция

1
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»
1
Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса

Фронтальный опрос, индивидуальная работа







2
Что мы знаем о слове
1
Закрепление знаний о слове

Работа по вариантам
таблица




3
Что мы знаем о слове , тексте
2
Закрепление знаний о различении предложения и текста

Индивидуальный опрос
таблица




4
Что мы знаем о слове, предложении, тексте
4
Закрепление знаний о различении предложения и текста







5
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
5
Закрепление знаний о правописании безударных гласных

Фронтальный опрос,
карточки




6
Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание
6
Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст

Работа по вариантам





7
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками
7
Правописание безударных гласных

Фронтальный опрос,





8
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант
8
Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Проверка знаний
таблица




9-10
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
9
Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Фронтальный опрос,
таблица




11
Контрольный диктант по теме» Изученные орфограммы»
10


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






12
Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова
1
Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень)

Индивидуальный опрос
карточки




13
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
2
Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне

Работа по вариантам
презентация




14
Развитие речи. Творческ.работа. Составление связного текста из деформ-ных предложений
3
Развитие навыка работы с деформированными предложениями


Тетрадь для проверочных работ






15
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
1
Правописание парных звонких и глухих согласных

Индивидуальный опрос
таблица




16
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
2
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Фронтальный опрос,





17
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
3
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных


карточки




18
Проверочная работа по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове»
4


Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




19
Анализ ошибок и коррекция знаний
5
Разные способы проверки слов

Индивидуальный опрос
Тетрадь для проверочных работ




20
Понятие об удвоенных согласных буквах
6
Правописание удвоенных согласных







21
Понятие об удвоенных согласных буквах
7
Правописание удвоенных согласных

Фронтальный опрос,





22
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
8
Правописание удвоенных согласных

Фронтальный опрос,
презентация




23
Упражнения в написании слов с удвоен-
ной согласной бук-
вой в корне
9
Правописание удвоенных согласных

Индивидуальный опрос
карточки




24
Развитие речи .Творческая работа
10








25
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»
11


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






26
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне
1
Правописание непроизносимых согласных

Фронтальный опрос,
таблица




27
Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова
2
Правописание непроизносимых согласных

Индивидуальный опрос
таблица




28
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
3
Правописание непроизносимых согласных

Работа по вариантам
карточки




29
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
4
Правописание непроизносимых согласных

Фронтальный опрос,
карточки




30
Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»
5
Разные способы проверки правописания слов


таблица




31
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа
6
Правописание непроизносимых согласных

Проверка знаний





32
Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
7
Правописание непроизносимых согласных

Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




33
Контрольный диктант «Непроизносимые согласные в корне слова»
8
Написание под диктовку текста

Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




34
Анализ ошибок и коррекция знаний
9
Разные способы проверки слов












35
Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
1
Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Фронтальный опрос,
таблица




36
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные
2
Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Индивидуальный опрос
таблица




37-38
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне
3-4
Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки

Работа по вариантам
карточки




39
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне
5


Фронтальный опрос,





40
Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдения+-м
6
Изложение текста (повествование







40-41
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне
7-8


Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица










43
Знакомство с понятием «Сложные слова»
1








44
Соединительные гласные о и е в сложных словах
2


Фронтальный опрос,
таблица




45
Образование сложных слов. Словарный диктант
3


Индивидуальный опрос, работа в парах
карточки




46
Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
4
Слово и его значение

Работа по вариантам
карточки




47
Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант
5
Слово и его значение

Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




48
Проверочная работа по теме «Сложные слова и их написание»
6


Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




49
Анализ ошибок и коррекция знаний
7
Разные способы проверки слов

Фронтальный опрос,
Тетрадь для проверочных работ












50
Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки
1
Выделение значимых частей слова (корень)


таблица






51
Правописание безударных гласных в приставках
1
Правописание безударных гласных

Индивидуальный опрос, работа в парах
карточки




52
Правописание безударных гласных в приставках
2
Правописание безударных гласных

Фронтальный опрос,
таблица




53
Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА-
3
Значение приставок


карточки




54
Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
4
Правописание удвоенных согласных







55
Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня

5
Правописание удвоенных согласных

Работа по вариантам







56
Звук й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными
ЪИЬ
1
Употребление разделительных ЬИЪ


карточки




57
Правописание слов с разделительными
ЪИЬ
2
Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь»

Индивидуальный опрос, работа в парах
презентация




58
Упражнения в правописании слов с разделительными
Ъ И Ь
3


Фронтальный опрос,
таблица





59
Контрольный диктант № 4 по теме «Части
слова. Приставка.
Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные
на стыке приставки и корня. Раздели-
тельные ъ и ь»
4
Написание текста под диктовку

Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




60
Проверочная работа № 6 по теме «Части
слова. Приставка.
Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные
на стыке приставки и корня. Раздели-
тельные ъ и ь»
5
Развитие и проверка умений и навы-
ков самостоятель-
ного выполнения заданий по изученной теме

Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




61
Анализ ошибок и коррекция знаний
6
Разные способы
проверки слов

Индивидуальный опрос, работа в парах







62
Понятие об оконча-
нии и основе слова
1
Выделение значи-
мых частей слова (окончание)


таблица




63
Развитие умения на-
ходить в слове окон-
чание
2
Выделение значи-
мых частей слова
(окончание)

Фронтальный опрос,
таблица




64
Как найти в слове
основу?
3
Выделение значи-
мых частей слова (основа)

Работа по вариантам





65
Развитие умения находить в слове окончание и основу
4



карточки










66
Суффикс и его роль
в слове
1
Выделение значи-
мых частей слова (суффикс). Значение суффиксов


презентация




67
Развитие умения на-
ходить в слове суф-
фикс. Обобщение и
систематизация зна-
2
Выделение значи-
мых частей слова
(суффикс). Значе-
ние суффиксов

Фронтальный опрос,
таблица




68
Административный контрольный диктант



Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ










69
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
1
Выделение значимых частей слова.

Работа по вариантам
карточки




70-71
Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант
2-3
Выделение значимых частей слова

Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица










72
Части речи в русском языке
1
Имя существительное, его значение и употребление


таблица




73
Определение имени существительного
1


Фронтальный опрос,





74
Роль имен существительных в речи
1
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?









75
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных
1
Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных

Работа по вариантам
таблица




76
Имена существительные в речи
1
Слово и его значение







77
Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






80
Род имен существительных
1
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода





Фронтальный опрос,
таблица




81
Род - постоянный
признак имен суще-
ствительных
1








82
Окончания имен су-
ществительных муж-
ского, среднего и
женского рода
1


Работа по вариантам
таблица






84
Изменение имен существительных по числам
1
Изменение существительных по числам

Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица




85
Образование множе-
ственного числа
имен существительных. Словарный диктант
1
Изменение сущест-
вительных по чис-
лам


таблица















86
Окончание имен существительных в единственном и множественном числе
1
Изменение существительных по числам

Фронтальный опрос,
карточки




87
Разбор имени существительного как части речи
1


Индивидуальный опрос, работа в парах







88
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
1
Значения суффиксов и их применение в речи

тесты
карточки




89
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
1
Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных

Работа по вариантам





90
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов
1
Упражнения в образовании

Индивидуальный опрос, работа в парах





91
Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами
1
Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок

Фронтальный опрос,
карточки




92
Разбор имен существительных по составу
1
Выделение значимых частей слова

Работа по вариантам
карточки




93
Развитие речи. Творческая работа
1


Проверка знаний





94
Разбор имен существительных по составу
1


Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица





Обучающее изложение «Мурлыка»
1
Изложение текста (повествование)

Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




95
Проверочная работа по теме «Имя существительное как часть речи»
1
Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы

Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






97
Понятие о местоимении. Личные местоимения
1
Местоимение; значение, употребление







98
Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями
1
Местоимение; значение, употребление

Фронтальный опрос, таблица
таблица




99
Разбор местоимения как части речи
1
Местоимение; значение, употребление







100
Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи.
1
Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи

Индивидуальный опрос, работа в парах





101
Закрепление знаний о местоимении
1
Составление предложений с использованием местоимений

Фронтальный опрос, таблица
карточки




102
Роль личных местоимений в речи
1
Местоимение; значение, употребление







103
Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи»
1
Составление предложений с использованием местоимений

Работа по вариантам









104
Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи
1
Местоимение; значение, употребление

Проверка знаний
карточки






105
Определение имени прилагательного
1



таблица




106
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

1


Индивидуальный опрос, работа в парах
презентация




107
Роль имен прилагательных в речи
1


Фронтальный опрос, карточки
таблица




108
Разбор имени прила-
гательного как части
речи
1
Выделение значи-
мых частей слова

Фронтальный опрос, карточки, таблица







109
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
1
Имя прилагательное; значение, употребление


таблица




110
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
1
Правописание безударных окончаний прилагательных

Фронтальный опрос, таблица
карточки




111
Развитие умения писать безударные
гласные в окончани-
ях имен прилагательных. Знакомство антонимами
1
Правописание безударных окончаний прилагательных


карточки















112
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
1
Правописание безударных окончаний прилагательных

Работа по вариантам
таблица






113
Словообразование имен прилагательных
1
Значение суффиксов и приставок имен прилагательных

Фронтальный опрос, карточки
презентация




114
Разбор имен прилагательных по составу
1



карточки




115
Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»
1


Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




116
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




117
Анализ ошибок и коррекция знаний
1


Индивидуальный опрос, работа в парах
Тетрадь для проверочных работ






118
Определение глагола как части речи
1
Глагол, значение и употребление


таблица




119
Изменение глагола по временам
1


Фронтальный опрос, таблица





120
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
1
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Фронтальный опрос, таблица
карточки




121
Изменение глаголов по числам
1
Изменение глаголов по числам

Работа по вариантам
таблица






122
Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами
1
Правописание не с глаголами

Фронтальный опрос,
Таблица, презентация





Развитие умения писать частицу не с глаголами
1
Правописание не с глаголами


карточки




123
Развитие речи. Свободный диктант
1




Тетрадь для проверочных работ






124
Понятие о неопределенной форме глагола
1


Фронтальный опрос, таблица





125
Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы
1








126
Образование форм времени от неопределенной формы глагола
1


Индивидуальный опрос, работа в парах
карточки




127
Разбор глагола как части речи
1


Работа по вариантам
таблица




128
Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом»
1


Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




129
Анализ ошибок и коррекция знаний
1



Тетрадь для проверочных работ




130
Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




131
Развитие речи. Контрольное изложение
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






132
Виды предложений по цели высказывания
1
Разновидности предложений по цели высказывания

Фронтальный опрос, таблица
карточки




133
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение
1
Знаки препинания в конце предложения







134
Восклицательные и невосклицательные предложения
1
Разновидности
предложений
по эмоциональной
окраске

Работа по вариантам







135
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
1
Главные и второстепенные члены предложения

Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица




136
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
1
Главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос, таблица
карточки




137
Понятие о второстепенных членах предложения
1
Главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос, таблица
таблица




138
Составление схем предложения и предложений по схемам
1
Главные и второстепенные члены предложения

Проверка знаний





139
Предложения распространенные и не распространенные
1
Простое распространенное и нераспространенное предложение

Работа по вариантам
таблица




140
Разбор предложений. Контрольный словарный диктант
1



Тетрадь для проверочных работ






141
Однородные подлежащие и сказуемые
1
Однородные члены предложения

Фронтальный опрос, таблица
карточки




142
Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении
1
Запятая в предложениях с однородными членами







143
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами
1
Запятая в предложениях с однородными членами

Индивидуальный опрос, работа в парах
таблица




144
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
1
Запятая в предложениях с однородными членами

Фронтальный опрос, таблица
карточки




145
Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения
1
Однородные члены предложения







146
Запятая в предложениях с однородными членами
1
Запятая в предложениях с однородными членами

Работа по вариантам
карточки




147
Развитие речи. Свободный диктант
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ






148
Понятие о простом
и сложном предло-
жении
1


Фронтальный опрос, таблица
таблица






149
Запятая в сложном
предложении без
союзов. Схема слож-
ного предложения
1


карточки





150
Развитие умения раз-
личать сложные пред-
ложения и простые
предложения с одно-
родными членами и
ставить в них запятые
1
Главные и второ-
степенные члены
предложения. Од-
нородные члены
предложения


Работа по вариантам

презентация




151
Запятая в простом
предложении с одно-
4



карточки




152-154
Разбор простого и сложного предложений
3
Главные и второ-
степенные члены
предложения. Од-
нородные члены
предложения


Проверка знаний
карточки




155
Развитие речи. Свободный диктант
1


Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




156
Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»
1


Работа по вариантам.
Проверка знаний
Тетрадь для проверочных работ




157
Анализ ошибок и коррекция знаний
1
Разные способы проверки слов


Тетрадь для проверочных работ






158
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант
1
Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи

Индивидуальный опрос, работа в парах
Карточки
Тетрадь для проверочных работ




159
Анализ ошибок и коррекция знаний
1
Разные способы проверки слов


Тетрадь для проверочных работ




160
Повторение изученных орфограмм и состава слова
1
Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова

Фронтальный опрос, таблица
карточки




161-170
Резервные уроки
10



Таблица, тесты,
Тетрадь для проверочных работ,
презентация





























Заголовок 115