Адаптивная образовательная программа по коррекционному курсу Предметно-практические действия для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 10-11 классах


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР: ___________ Р.З.Юсупова
«____»_______________2016г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»_________________2016г.
Адаптированная образовательная программа
по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
для обучающихся
с умеренной умственной отсталостью
в 10-11 классе.
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «_____»________ 2016г
протокол №______
Разработала: Гайнуллова Г.А.,
учитель ВК
Ульяновск,2016г.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 10-11 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5– 9 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013;
базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью коррекционного курса «Предметно-практические действия» является:
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» ставит следующие основные задачи:
формирование положительного отношения к обучению и труду;
развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.
освоение действий по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов,
ознакомление со свойствами различных предметов и материалов,
формирование навыков самообслуживания.
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Общая характеристика коррекционного курса.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях широко используются различные наглядные средства обучения, практикуется демонстрация учебных кинофильмов. В программе предусмотрено проведение большого количества практических работ. Знакомя детей с новым приёмом, учитель сначала даёт объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего выполняется работа, в которую включается данный приём.
Обучение по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» является средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной учащимся. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности и самоуважению.
Занятия по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» тесно связаны с уроками «Окружающий природный мир», «Математические представления», «Окружающий социальный мир». Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса учащихся. На всех этапах занятий необходимо следить за полнотой устных ответов, за последовательностью изложения, за правильностью построения фраз.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить некоторые упражнения для выполнения с родителями, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Все виды работ по домоводству должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках «Окружающий природный мир», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», а также в повседневной деятельности.
Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане.
Данная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов с умеренной умственной отсталостью. Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки:
Класс Количество часов
в неделю в год
10 класс 2 часа 70 ч
11 класс 2 часа 70 ч
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Предметно-практические действия».
Одним из результатов обучения предметно-практическим действиям является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания коррекционного курса «Предметно-практические действия» лежит овладение обучающимися следующими видами ключевых компетенций:
Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Коммуникативная. Включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.
Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
У учащихся должны быть сформированы следующие учебные действия и ключевые компетенции:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции).
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (информационно-коммуникативные компетенции).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (информационно-коммуникативные компетенции).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры (учебно-познавательные компетенции).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков) (учебно-познавательные компетенции).
В сфере познавательных учебных действий должны быть cформированы:
формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
формирование умений делать предварительный отбор источников информации;
формирование умений перерабатывать полученную информацию;
распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
формирование представления о мире, созданном руками человека;
формирование интереса к объектам, изготовленным руками человека.
формирование умения соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
В сфере личностных учебных действий должны быть cформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
основы исторической культуры: принятие ценности мира, готовность следовать в своей деятельности нормам морального поведения, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции).
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В сфере регулятивных учебных действий должны быть cформированы:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);
формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
формирование умения выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
формирование умения с помощью учителя адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции).
формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке;
формирование умений работать по предложенному плану;
формирование умений отличать верно выполненное задание от неверного;
формирование умений работать по плану, сверяя свои действия с целью,
в диалоге с учителем формирование умений вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
В сфере коммуникативных учебных действий должны быть cформированы:
формирование умений слушать и понимать высказывания учителя, собеседников;
формирование умений совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
формирование умений уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
5.Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия»
10 КЛАСС
Действия с предметами (43ч)
Открывание и закрывание коробок (футляров) с механической защелкой.
Использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу или ящике стола.
Открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа.
Застегивание и расстегивание пуговиц.
Застегивание и расстегивание кнопок.
Застегивание и расстегивание молний.
Определение на ощупь формы предмета.
Определение на ощупь величины предмета
Определение на ощупь мягких и твердых тел.
Определение на ощупь температурных характеристик (холодный, теплый, горячий).
Складывание пирамидки из 6—8 колец по убывающей величине.
Складывание пирамидки из 6—8 колец по возрастающей величине.
Сборка и разборка трех-, четырех-, пятисоставных матрешек.
Вкладывание одной матрешки в другую с учетом величины.
Включение матрешек и других предметов в ряд по величине.
Действия с предметами разного цвета:
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет.
Обобщение предметов по признаку «цвет».
Соотнесение разнородных предметов по цвету.
Составление простых сочетаний из 5—6 цветов.
Подбор разнородных предметов по цвету.
Исключение лишнего предмета по цвету.
Действия с предметами разной формы:
Различение и называние геометрических фигур.
Сравнение предметов по форме.
Обводка фигур по контуру.
Штриховка геометрических фигур.
Подбор предметов к эталону — форме.
Расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет.
Исключение лишнего предмета по форме.
Действия с предметами разной величины:
Опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия.
Соотнесение разнородных предметов по размеру.
Различение, группировка, сериация предметов по размерам (большой — маленький, высокий — низкий, длинный —короткий).
Составление сериационных рядов по высоте и длине.
Исключение лишнего по величине.
Классификация предметов по цвету, форме, величине.
Конструирование.
Постройка различных зданий из 6—10 элементов (дом в несколько этажей и т. д.).
Постройка из строительного материала улицы (дома, забор, машины).
Составление из счетных палочек различных фигур.
Составление из счетных палочек узоров.
Составление из счетных палочек букв.
Составление из счетных палочек цифр.
Составление из полосок картона различных фигур.
Составление из полосок картона узоров.
Составление из полосок картона букв.
Составление из полосок картона цифр.
Складывание разрезных предметных картинок.
Складывание разрезных сюжетных картинок.
Составление из сборно-разборных деталей различных предметов.
Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин.
Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: рыбка.
Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: бабочка.
Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: гриб.
Составление предметов из геометрических фигур: кукла.
Составление предметов из геометрических фигур: машина.
Составление предметов из геометрических фигур: цыпленок.
Составление предметов из геометрических фигур: утенок.
Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате).
Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе ( в круге).
Действия с материалами (17ч).
Работа с пластическими материалами (пластилин) (19 ч)
Правила безопасности труда, гигиены при работе с пластическими материалами.
Организация рабочего места. Подготовка пластических материалов к работе.
Лепка по заданию учителя знакомых предметов: посуда.
Лепка по заданию учителя знакомых предметов: игрушки.
Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы: овощи.
Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы: фрукты.
Лепка предметов шарообразной, конической формы: ягоды.
Составление композиций: «Фрукты на подносе».
Составление композиций: «Овощи в корзине».
Работа с бумагой и фольгой (10 ч)
Складывание бумаги. Изготовление летающих игрушек (3—5 сгибов).
Обведение по внутреннему контуру (трафарет);
Обведение по внешнему контуру (шаблон).
Раскрашивание фигур цветными карандашами и фломастерами.
Штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Резание ножницами по пунктирной линии.
Разметка бумаги сгибанием.
Резание бумаги по сгибу.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы:
-умение совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов,
- знание свойств различных предметов и материалов,
-формирование навыков самообслуживания;
- знание техники безопасности при работе с ножницами.
6.Календарно – тематическое планирование 10 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Дата проведения Академический компонент Базовые учебные действия.
Планируемые результаты
личностные познавательные регулятивные коммуникативные
Действия с предметами (43ч)
Открывание и закрывание футляров с механической защелкой.
.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу. 1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения согласовывать свои действия
Открывание и закрывание задвижек и щеколд на дверцах шкафа.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения строить монологическое высказывание
Застегивание и расстегивание пуговиц.
1 Формирование умений ориентироваться при застегивании и расстегивании пуговиц.
Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекцию результатов действий Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Застегивание и расстегивание кнопок.
1 Формирование умений ориентироваться при застегивании и расстегивании кнопок.
Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекцию результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
Застегивание и расстегивание молний.
1 Формирование умений ориентироваться при застегивании и расстегивании молний.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Осуществление контроля и коррекцию результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
Определение на ощупь формы предмета.
1 Формирование умений развивать осознанное восприятие при определении на ощупь формы предмета.
.
Формирование способностей к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекцию результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Определение на ощупь величины предмета
1
Формирование умений развивать осознанное восприятие при определении на ощупь величины предмета.
.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекцию результатов действий Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Определение на ощупь мягких и твердых тел.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование способностей к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Определение на ощупь температурных характеристик.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения строить монологическое высказывание
Складывание пирамидки по убывающей величине.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Складывание пирамидки по возрастающей величине.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
Сборка и разборка трех-, четырех-, пятисоставных матрешек.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения строить монологическое высказывание
Вкладывание одной матрешки в другую с учетом величины.
1 Формирование умений вкладывать одну матрешку в другую с учетом величины.
Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Включение матрешек и других предметов в ряд по величине 1 Развитие мелкой моторики. Формирование умений ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
Действия с предметами разного цвета:
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разного цвета Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Обобщение предметов по признаку «цвет».
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разного цвета Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Соотнесение разнородных предметов по цвету.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения строить монологическое высказывание
Составление простых сочетаний из 5—6 цветов.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать аналогии Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения согласовывать свои действия
Подбор разнородных предметов по цвету.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Исключение лишнего предмета по цвету.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разного цвета Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
Действия с предметами разной формы:
Различение и называние геометрических фигур.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения согласовывать свои действия
Сравнение предметов по форме.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разной формы. Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
Обводка фигур по контуру.
1 Развитие мелкой моторики. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
Штриховка геометрических фигур.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разной формы. Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения согласовывать свои действия
Подбор предметов к эталону — форме.
1 Закрепление умений и знаний по пройденному материалу Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения строить монологическое высказывание
Расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
27 Исключение лишнего предмета по форме.

1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
28 Действия с предметами разной величины:
Опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
29 Соотнесение разнородных предметов по размеру.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
30 Различение, группировка, сериация предметов по размерам .1 Развитие мелкой моторики. Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения строить монологическое высказывание
31 Составление сериационных рядов по высоте и длине.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
32 Исключение лишнего по величине.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с предметами разной величины. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать аналогии Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
33 Классификация предметов по цвету, форме, величине. 1 Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия привоспроизведении
действий с различными предметами . Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений устанавливать аналогии Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения согласовывать свои действия
34 Конструирование.
Постройка различных зданий из 6—10 элементов.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения строить монологическое высказывание
35 Постройка из строительного материала улицы (дома, забор, машины).
1
Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения согласовывать свои действия
36 Составление из счетных палочек различных фигур.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
37 Составление из счетных палочек узоров.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
38 Составление из счетных палочек букв.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
39 Составление из счетных палочек цифр.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование умений добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
40 Составление из полосок картона различных фигур.
1 Формирование умений добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
41 Составление из полосок картона узоров.
1 Закрепление умений и знаний по пройденному материалу Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
42 Составление из полосок картона букв.
1 Формирование умений добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
43 Составление из полосок картона цифр.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
44 Действия с материалами (17ч).
Работа с пластическими материалами (пластилин) (19 ч)
Правила безопасности труда, гигиены при работе с пластическими материалами.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
45 Организация рабочего места. Подготовка пластических материалов к работе.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетическое восприятие при
организации рабочего места Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
46 Лепка по заданию учителя знакомых предметов: посуда.
1 Развитие мелкой моторики рук и эстетическое восприятие при лепке по заданию учителя знакомых предметов Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения строить монологическое высказывание
47 Лепка по заданию учителя знакомых предметов: игрушки.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения согласовывать свои действия
48 Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы: овощи.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
49 Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы: фрукты.

1 Развитие мелкой моторики рук и эстетическое восприятие при соблюдении последовательности действий во время лепки. Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
50 Лепка предметов шарообразной, конической формы: ягоды.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
51 Составление композиций: «Фрукты на подносе».
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения согласовывать свои действия
52 Составление композиций: «Овощи в корзине».

1 Формирование умений составлять композицию. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения строить монологическое высказывание
53 Изготовление пластилиновых аппликаций.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать аналогии Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения согласовывать свои действия
54 Дополнение картинки недостающими деталями.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
55 Нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку). 1 Закрепление умений и знаний по пройденному материалу Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения согласовывать свои действия
56 Использование пуговиц для вдавливания в пластилиновую основу. 1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
57 Использование крупы, гороха для вдавливания в пластилиновую основу. 1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения строить монологическое высказывание
58 Создание сюжетных композиций (гусеница). 1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения строить монологическое высказывание
59 Создание сюжетных композиций ( цветок).
1 Формирование умений составлять сюжетную композицию. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Отбор оптимальных способов деятельности Формирование умения согласовывать свои действия
60 Лепка предметов из нескольких элементов: чайник для заварки. 1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
61 Работа с бумагой и фольгой (10ч)
Складывание бумаги. Изготовление летающих игрушек. 1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика». Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
62 Обведение по внутреннему контуру (трафарет); 1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование способностей к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
63 Обведение по внешнему контуру (шаблон). 1 Коррекция пространственной ориентировки. Ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Формирование умения согласовывать свои действия
64 Раскрашивание фигур цветными карандашами и фломастерами. 1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи
Отбор оптимальных способов деятельности
65 Штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости учения. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
66 Техника безопасности при работе с ножницами.
1 Формирование навыков соблюдения техники безопасности при работе с ножницами.
Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению.
67 Резание ножницами по пунктирной линии.
1 Формирование умения совершать действия по захвату, удержанию, перекладыванию различных предметов и материалов. Формирование умений понимать причины успешности и не успешности учебной деятельности. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
68 Разметка бумаги сгибанием.
1 Формирование знаний о свойствах различных предметов и материалов Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Формирование умений осуществлять синтез как составление целого из частей Формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке Формирование умения согласовывать свои действия
69 Резание бумаги по сгибу. 1 Формирование навыков соблюдения техники безопасности при работе с ножницами.
Формирование умений проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Осуществление контроля и коррекции результатов действий Формирование умения строить монологическое высказывание
70 Резание ножницами по дуге, кривым линиям.
1 Развитие мелкой моторики. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование умений устанавливать аналогии Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Формирование умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности.
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по коррекционному курсу «Предметно-практические действия».
К наглядным средствам обучения относятся :мозаика, конструктор, натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации, видеофильмы, операционные карты и т.д.;
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках, относятся:
•DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
•компьютеры.
8.Учебно-методический комплекс по предмету
Учебно-методический комплекс учителя:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДОС, 2011г.
Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Просвещение, 2003.
Компетентность учителя-дефектолога в области здоровье сберегающей образовательной деятельности. Сб.: Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды. / С. Е. Гайдукевич. – М.: ч.2. 2008.
Необучаемый ребенок в семье и обществе. / Л.М. Шипицына. – СПб, 2002.
Обслуживающий труд. Учебно-справочное пособие для учащихся 4 класса. / А. Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. – М.: Просвещение, 1983.
Обслуживающий труд. Учебно-справочное пособие для учащихся 5 класса. / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. – М.: Просвещение, 1980.
Обслуживающий труд. Учебно-справочное пособие для учащихся 6 класса. / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. – М.: Просвещение, 1983.
Программа обучения детей с умеренной тяжелой умственной отсталостью / А. Р. Маллер. – М.: Просвещение, 1962.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983.
Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке / О. Г. Карпов. – М.: Просвещение, 1971.- С. 227-228.
Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер //Дефектология. – 1994.- № 3.
9. Содержание мониторинга динамики развития учащихся.
Мониторинг сформированности базовых учебных действий (знания, умения) является составной частью общего мониторинга школы.
Критерии оценки знаний учащихся по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» разработаны с учётом психофизического развития и возможностей учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Для мониторинга динамики развития учащихся на уроках применяю следующие формы контроля:
Предварительный контроль – фронтальный опрос (беседа).
Текущий контроль – фронтальный опрос (беседа), дидактическая игра, использование интернет- материала.
МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ
1.Таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями
Ф.И. обучающегося Результаты анализа личностных результатов обучающегося
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3 балла - значительное продвижение
2.Сводная таблица овладения обучающимся социальными (жизненными) компетенциями
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся / в %
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3балла - значительное продвижение
ВСЕГО: Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/%
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10 КЛАССА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области – предметно-практическая деятельность и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» в 10 классе
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
2.Таблица овладения обучающимися программой по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» в 10 классе
Количество человек/% Результаты анализа освоения программы
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
Всего Кол.чел/% Кол.чел/%
«МИНИМАЛЬНЫЙ»
обучающийся обнаруживает частичное знание и понимание основных положений учебного материала;
способен выполнить действия (от 30 до 50% заданий) только совместно с взрослым с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может.
«ДОСТАТОЧНЫЙ»
обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала;
допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
способен выполнить задания (свыше 50% заданий) с незначительной физической помощью взрослого с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями;
способен выполнить действия по образцу, по подражанию с дополнительными словесными и жестовыми инструкциями и уточнениями после частичного выполнения с взрослым.
Содержание мониторинга динамики развития учащихся.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, учащихся по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа. Оценка учителем устных ответов и практической работы учащихся осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей. Оценке результатов практической работы ученика на уроке домоводства всегда предшествует самооценка ученика и взаимооценка товарищей. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Оценивание знаний и умений учащихся с умеренной степенью умственной отсталости по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность» ведется учителем визуально в процессе наблюдения за работой учащихся во время урока. Учитель оценивает словесно или с помощью раздаточного материала не только успешность и продвижение в работе учащегося, но и его стремление выполнить работу, положительный эмоциональный настрой. Результаты успешности обучения детей показываются с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики в мониторингах.
10. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценка устного ответа обучающегося.
В классах для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отметки не выставляются. Учитель повышает роль положительной словесной оценки. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Формой выражения уровня выполнения отдельных заданий, так и работы ученика в течение всего урока является раздача символики в виде солнышка.
Символика «Солнышко улыбается» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
Символика «Солнышко задумалось» раздается, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
Символика «Солнышко грустит» раздается, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, допускает ряд ошибок, при выполнении работ нуждается в помощи учителя.