Мастер-класс «Взаимодействие специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие»


Мастер-класс «Взаимодействие специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие»
учитель-дефектолог Марина Юлиановна Кирьянова,
МАДОУ «Детский сад № 24»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОГО ДОСУГА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«На далёком Севере»


Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».
Цель: Обобщение результатов коллективной деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации познавательно-творческого проекта «Где Зима лето проводит?».
Задачи:
Обучающие: систематизировать представления детей о суровом климате Севера, обитающих в этих краях животных и птиц, их приспособленности к этим условиям жизни.
Развивающие: создавать условия для развития мышления и творческого воображения в процессе интегрированной деятельности; оптимизировать режим двигательной активности детей с учётом их здоровья и физических возможностей.
Воспитательные: формировать навыки совместных, партнёрских действий; воспитывать любознательность.
Оборудование: декорации представляют собой Северный полюс: северное сияние (гирлянды), чум, ледяные торосы, обитатели Севера (мягкие игрушки); действие сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации «На Севере дальнем».
Предварительная работа: проведение ознакомительных бесед «Что такое Север?», «Растительный и животный мир Арктики и Антарктики», «Северный олень» с использованием информационно-коммуникационных технологий; чтение сказок народов Севера; выполнение творческих работ, макетов, рисунков для выставок в группах; просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь».
Ход мероприятия.
1 слайд. «Северный Полюс».
Под музыку дети, сопровождаемые инструктором по ритмике, заходят в зал.
Появляется Белый Медведь.
2 слайд. «Медведь».
Медведь: Где сугробы, стужа, лёд, где пурга снега метёт,
Я – хозяин в шубе снежной по снегам хожу безбрежным.
Весь я белый от зимы, от метельной кутерьмы.
Так давно живу я здесь, потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос: пощадил их злой мороз.
Узнали вы меня? А где я живу, знаете?
3 слайд. «Северный Полюс».
Медведь задаёт вопросы, и показывает движения, дети отвечают и выполняют имитационные движения.
Какая зима по продолжительности на Крайнем Севере? – Долгая (движения рук в стороны). Какие снега на Севере? – Высокие (движение рук вверх, вставая на носочки). Что можно сказать о ветре? - Дуют очень сильные ветры (дыхательные упражнения). Как называют природные явления, сопровождающиеся сильными ветрами? – Вьюга, пурга (махи руками, дети кружатся, приседая, снова поднимаясь). Какой мороз? – Сильный (дети обхватывают себя руками). К середине зимы солнце совсем не показывается на горизонте. Наступает полярная ночь (дети закрывают глаза).
4 слайд. «Северное сияние».
А случается порой небо наряжается радугой цветной!
Что за чудо-одеяние – это северное сияние!
Дети выполняют общеразвивающие и дыхательные упражнения с султанчиками «Северное сияние».
5 слайд. «Медведи».
Медведь: Ловкие, сильные, чудо-детишки!
И у меня есть мишутка-сынишка.
Холодно, голодно, ему жить на льдине,
Шапок и шарфиков там не в помине!
Помогите отобрать для Мишутки вещи и продукты. Только незадача – у него аллергия, врач разрешил ему носить и употреблять всё со звуком, который обозначается вот этой буквой, вы узнали её? Я – то читать не умею! (Медведь показывает детям букву Ш).
Проводится дидактическая игра «Посылка для Мишутки»: дети отбирают вещи со звуком [ш], из предложенных – шуба, шарф, шапка, штаны, носки, туфли, рукавицы; продукты – шоколад, каша, лапша, шанежка, вермишель, ватрушка, колбаса.Спасибо, ребята, помогли с посылкой для Мишутки. Надо поскорее её доставить! На чём же нам её отвезти, ведь машина и поезд по льду и снегу не пройду?! Отправимся на оленях!
6 слайд. «Олени».
Дети исполняют танец «Увезу тебя я в тундру».
7 слайд. «Северный Полюс».
Медведь: Спасибо, олени, быстро домчали нас, а дальше придётся идти пешком, приготовьтесь, нас ждёт непростой путь. Будьте внимательны – в льдинах есть трещины, в них можно провалиться, встретятся нагромождения, ледяные торосы, надо идти осторожно, чтобы не соскользнуть в воды океана.
Преодоление полосы препятствий (перешагивание, пролезание через тоннель, перепрыгивание, проход по скамейкам). Передача Мишутке посылки с вещами.
Упражнения для активизации работы глаз, снятия статического напряжения - знакомство с окружающими обитателями:
«Расскажи, кто далеко – близко, высоко – низко» - отыскивание игрушек, расположенных по периметру зала.
«Падающие звёзды» - дети прослеживают глазами за движениями фонарика по потолку.
Дети рассаживаются на ковре. Проводятся дидактические игры:
«Кто лишний?» - предлагаются картинки: белый медведь, песец, морж, заяц-беляк.
«О ком можно сказать?» - белый, огромный, мохнатый – медведь; пятнистый, неуклюжий, как рыба в воде – тюлень.«Кто спрятался?» - предлагается запомнить ряд из 5-6 картинок – обитателей Севера.
Видео «Моржи».
Дети разгадывают кроссворд.
Слайды «Птицы», «Кит», «Тюлень», «Яранга», «Северный полюс», «Морской котик», «Северное сияние».Кто на Севере гнездится? Чайки, гаги это - …птицы.
Волны моря бороздит северный огромный - …кит.
За рыбкой в прорубь нырнуть не лень. Пловец отличный усатый … тюлень.
Красное пламя руками не тронь. Горит в яранге жаркий … огонь.
Сядем мы на судно сейнер, и оправимся на … Север.
Странный гладкий серый кот – рыбу ест, во льдах живёт.
Есть усы, и хвост, и ротик – это юркий морской … котик.
Небо озарилось яркими огнями. Это разыгралось Северное … сияние.
ПТИЦЫ
КИТ
ТЮЛЕНЬ
ОГОНЬ
СЕВЕР
КОТИК
СИЯНИЕ
8 слайд. «Пингвины».
Медведь: Ребята, далеко на другом конце земли, в Антарктиде живут мои друзья – пингвины. У них сейчас лето. Как они там? Я волнуюсь!
Дети обещают показать Медведю видеопривет от пингвина.
9 слайд. «Океан». Пока они переодеваются, с гостями проводится игра:
Мои руки – это волны, ветер гонит их вперёд.
Мои руки – крылья чаек, небо их к себе зовёт.
Мои руки – это крабы, бегают туда-сюда.
Мои руки – это рыбки, и качает их волна.
Спустимся на дно морское – там кораллы, словно ветки.
Водоросли – изумрудами раскачались без ветра.
Вот проплыл конёк игривый, как змея ползёт мурена.
И акула отдыхает, снится море ей, наверно.
Видео «Пингвины».
Игра с Пингвинами (понимание и употребление предлогов, глаголов с приставками): дети в костюмах пингвинах перепрыгивают с льдины на льдину, спрыгивают с льдины, прячутся в ледяной пещере, выбегают из пещеры, выходят из-под сугроба, уходят за айсберг и озвучивают свои действия.
10 слайд. «Пингвины».
Дети исполняют танец «В Антарктиде льдины».
11 слайд. «Северное сияние».
Медведь: Здорово это у вас получается! Может быть, вы им и от меня сможете передать привет? Смотрите, какое красивое небо! Давайте запечатлеем на память Северное сияние!
Игра на внимание «Северное сияние» с разноцветными карточками.
Видео «Медведь».
Проводятся дидактические игры: «Кто лишний?», «О ком можно сказать?» «Кто спрятался?».
12 слайд. «Медведи».
Звучит «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка», дети укладываются на ковёр.
Проводится релаксация «Спят мои соседи». Медведь уходит.
13 слайд. «Северный Полюс».
Подводится аналитический итог деятельности детей.
Какой интересный сон нам приснился! Где вы побывали? Что интересного видели? Что понравилось? Что вызвало затруднения?
Сейчас мы вернёмся в группу, а вы зарисуйте свои впечатления.