Классный час по бережливому производству Каждой вещи-свое место!


Классный час на тему
«Каждой вещи – своё место»
Цель: научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.
Оборудование: пословицы.
Подготовить инсценировку «Маша-растеряша».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как можно сэкономить время, если выполнять некоторые правила. Какие? Попробуйте догадаться сами, послушав (посмотрев) сказку «Маша-растеряша».
Маша-растеряша
Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама:
- Маша, поднимайся,
Маша, одевайся!
Светит солнышко с утра,
В школу нам идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
- Встану - не устану.
Я немножко полежу
Да в окошко погляжу,
А мама опять:
- Маша, поднимайся,
Маша, одевайся!
Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша - а чулок-то и нет!
- Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет
На кровати нет.
Под кроватью нет.
Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет- приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь - так пойдешь.
Надо вещи убирать -
Не придется их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
- Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
А Маша все ищет;
- И под стулом нет,
И на стуле нет...
Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает:
- Маша, скоро?
А Маша отвечает:
- Надеваю чулки,
Обуваю башмаки.
Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!
- Под кроватью нет,
На кровати нет,
И за шкафом нет,
И под шкафом нет...
А кошка ходит и поет свое, мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь - так пойдешь.
Надо вещи убирать -
Не придется их искать.
Подошел к окну петушок и запел:
- Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Стала Маша просить петушка:
- Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал-поискал - нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где - на столе стоит.
Мама спрашивает:
- Маша, скоро?
А Маша отвечает:
- Вот надену платье
И пойду гулять я!
А платья тоже нигде нет!
- В чем пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину –
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет...
А кошка все свое мурлычет-приговаривает:
- Ищешь, ищешь - не найдешь,
А без платья не пойдешь.
- Надо вещи убирать –
Не придется их искать.
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:
- Платье в горошину
За комод заброшено!
Мама говорит:
- Больше ждать я не могу!
А Маша отвечает:
- Я бегу, бегу, бегу!
Бежит Маша в детский сад, торопится, а ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:
- Опоздала Маша, Маша-растеряша!
Учитель. Как Маша собирается в детский сад? Что Маша делала неправильно? Как можно Маше сэкономить время? Что можно ей посоветовать?
А вот еще одна героиня стихотворения. Какая у нее проблема, послушайте.
Перчатки
Ну все пропадает у девочки Вали!
Сегодня у Вали перчатки пропали.
Старательно ищет перчатки весь дом,
Поэтому в доме ужасный содом.
 
Их дедушка ищет у Вали в кармане.
Их бабушка ищет за кухней в чулане.
Под старым диваном их ищет сестра,
Там Валин передник был найден вчера.
 
- Быть может, за шкафом? - Додумался папа,
Но папе не сдвинуть тяжелого шкафа.
Он с помощью мамы его поволок -
Перчатки не найдены, найден чулок.
 
Их нет под плитою, где варится ужин.
Зато под плитою башмак обнаружен.
Быть может, упали они за буфет?
Там Валина кукла, перчаток там нет.
 
Сестра говорит:
- Загляну под кровать я!
Там Валина лента и Валино платье.
Вдруг мама воскликнула:
- Вот они, Валенька!
И вынула обе перчатки из валенка.
 
Я думал, что эти стихи про перчатки,
А вышло, что это стихи о порядке.
На этом, ребята, они и кончаются.
И всем растеряхам они посвящаются.
В. Лифшиц
Учитель. О чем это стихотворение, о перчатках или о чем-то другом? Как надо хранить вещи? Находит ли Валя сама свои вещи? Почему так происходит? Что же надо делать Вале? (Выслушиваются ответы детей.)
У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом часто хочется прийти.
Давайте прочитаем некоторые правила-советы.
Не забудь:
• Содержать в порядке школьные вещи.
• Портфель или рюкзак ставить на место.
• Школьную форму дома снимать и вешать на плечики.
• Обувь чистить щеткой и ставить на место.
• Домашнюю одежду класть на место или вешать на плечики, а не бросать где попало.
• Игрушки содержать в порядке.
Обсуждение ситуации
Маше купили новый школьный рюкзак. Ее соседу по парте Косте тоже подарили рюкзак. Детям очень понравились их новые рюкзаки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши рюкзак был такой же красивый, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на него. Его же ранец имел жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка как новая, а моя нет?»
Отвечает Маша: «Я рюкзак использую для школьных книг и вещей, а для тебя - это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Учитель. Какими словами можно передать отношение Маши к своему рюкзаку, а какими - Кости?
НеряхаТротуар ему не нужен:
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно,
Что он делал?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он - этот ученик?..
Учитель. Правильно ли автор назвал этого ученика неряхой? Что случилось с его одеждой? Как он носил свой портфель?
Творческая работа
Учитель. Придумайте небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможете, сделайте к нему иллюстрацию.
Послушайте стихотворение и назовите основное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку - береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Народная мудрость
Аккуратность человека красит.
Всякой вещи свое место.
Бережливость дороже богатства.
Береженая вещь два века живет (век = 100 лет).
Порядок время бережет.
Учитель. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.
Подведение итогов
- Как же можно сэкономить свое время?
- Почему короткий день?
Ты с утра искал ремень,
А потом резинки, а потом - ботинки!
Убирай все с вечера -
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень -
И длиннее станет день!
 
Если долго в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или как смола.
 
И одно лекарство только есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
Дополнительный материал
Памятка
• Содержи в порядке школьные вещи. Положи тетради в папочку, чтобы не мялись. Книги оберни. Ручка и карандаши должны быть в пенале, чтобы они не сломались и чтобы их быстро можно было найти.
• Перед уходом в школу проверь, все ли ты взял для уроков. Посмотри, все ли школьные вещи в порядке: есть ли ручка, не сломался ли карандаш, есть ли линейка.
• Проверь, в порядке ли твоя ученическая одежда.
• Когда приходишь из школы, не бросай портфель где попало. У тебя должно быть место для портфеля.
• Дома у тебя должен быть или свой уголок, или полочка для книг и тетрадей. Поддерживай в уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий укладывай всегда на одно и то же место.
• Школьную одежду, придя из школы, повесь на плечики.
• Любую вещь, которую взял: ножницы, иголку, щетку, расческу, книжку - положи на ее постоянное место.• Пальто всегда вешай на свою вешалку, не бросай его на стул. Домашняя одежда всегда должна лежать на своем месте или вешаться на плечики.
• Игрушки тоже содержи в порядке. После игры все убери на место.
• Если взял у товарища книгу почитать, верни ее в том же виде и в то время, когда обещал. Аккуратно обращайся с библиотечной книгой и возвращай ее в срок.
Вот какая я!
Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки?
Моя.
Чья это книжка лежит под столом без обложки?
Моя.
Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?
Моя.
Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?
Моя.
Чья там тетрадка лежит, на окошке забытая?
Моя.
Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?
Ой! Кажется, я!
Вымою ложку. Книжку - в обложку.
Тетрадку - на полку. В руки - иголку:
Пуговка пришита. Кукла умыта.
В зеркало гляну я: личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая!
О. Бедарев