Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой родной город Чапаевск


Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Актуальность программы заключается в том, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом.
Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого Самарской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на краеведческих чтениях, на мероприятиях.
Курс «Мой Чапаевск и мой край» призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути. Краеведение необходимо изучать в школе. Через данный предмет формируется воспитание и духовное начало школьников как личности, человека и гражданина.
Термин краеведение возник в начале XX века. Объектом изучения является край, т.к. является самой близкой к человеку территорией, которую можно увидеть, изучить, исследовать.
Через познание истории своего края, учащиеся легче будут чувствовать свою связь с окружающим миром и взаимодействовать с ним.
Эта дисциплина учит не только интересоваться жизнью своего края, но и самостоятельно пытаться находить пути решения различных проблем.
Программа рассчитана на 1 год для учащихся 4 класса.
Работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач:
В области образования:
Расширять и углублять знания учащихся.
Приобретать учебные достижения в краеведческой работе.
В области воспитания:
Содействовать гармоничному развитию личности учащихся.
Совершенствовать духовные и физические потребности.
Формировать жизненную самостоятельность и деловые качества.
Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.
Создавать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Форма данной работы – кружок.
Методы – наблюдение, исследование, проектная работа.
Цель краеведческого кружка – способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
- воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарской области;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
- стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи:
Совершенствовать воспитательную работу, организовать досуг учащихся на основе новых педагогических технологий;
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся с учётом их интересов и склонностей;
Создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
Формировать здоровый образ жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.
Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ № 1 г.о. Чапаевск.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.   
Содержание программы внеурочной деятельности "Мой Чапаевск и мой край» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 4-х классов.
Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. 
Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  
Связь содержания программы с учебными предметами.                                
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).  
Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Литературное чтение - анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир - «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). – экскурсии,
–беседы;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
 
Окружающий мир – «современная Россия – люди и
государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. - творческая работа «Расскажи о своем герое»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
 
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений. - изготовление подарков;
- клуб интересных встреч;
- небольшие проекты
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п. – экскурсии в музей, парк;
 - экскурсии по улицам города;
- заочные путешествия;
- беседы о природе родного края
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. - конкурсы рисунков;
- фотовыставки
 
Занятия кружка «Мой Чапаевск и мой край» рассчитаны на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);
- участие в социальных акциях;
- отчеты по экскурсиям, практическим работам;
- защита проектов.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Мой Чапаевск и мой край»
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;
- положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные:
1.Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;
- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить познавательную задачу;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы,  как в ходе, так и после выполнения действия.
2. Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;
- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;
- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
-  создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;
- строить логическое  суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологические высказывания;
-владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Выпускник научится:
- различать символику Самарской области и города Чапаевска;
- описывать достопримечательности родного края;
- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);
- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний; 
- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;
- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.
Теоретико-методологическое обоснование программы
Направления деятельности и предполагаемые формы работы.
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.
Изучение Самарской области:
- природы;
- истории;
- культуры;
- жизни знаменитых Чапаевцев.
Организация проведения занятий.
Организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Формы работы:
- классные часы;
- тематические праздники, коллективно-творческие дела;
- художественное творчество;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- встречи с ветеранами, уроки мужества;
- просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
- сбор и оформление материала для школьного музея;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность;
- походы, спортивные турниры, «дни здоровья».
Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Формирует навык исследовательской деятельности и создание проектов, способствует повышению качества образования /см. приложение 2/.
Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу.
Использование учебно-лабораторного оборудования в рамках внедрения ФГОС второго поколения является незаменимым подспорьем.
Это огромный труд, который можно преодолеть только во внеурочное время.
Данная программа имеет две внешние рецензии /см. приложение 3/.
Особенности возрастной группы детей.
Возраст - 11-12 лет.
Учащийся рассчитывает, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад, отличный от достигнутого другими. Он рассматривает результат своего труда как объективное свидетельство личных достижений. И когда его достижения не признаются учителем, учащийся переживает это как психологический дискомфорт, источник которого в пренебрежении другими людьми тем, что, по его убеждению, надежно закреплено в достигнутом им результате. В 4-м классе наряду с фактором времени выдвигаются другие критерии, характеризующие отношение к делу, с которым оно выполнялось: добросовестность, старательность, усидчивость.
Набор - свободный, по заявлению родителей и желанию детей.
Число обучающихся в группе – 20 человек.
Тематическое планированиеОбщее число часов в год - 68
Число часов и занятий в неделю - 2
Длительность занятия – 30-40 минут
№ п/п Название занятия, раздела Теоретические виды занятий Практические виды занятий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение.
Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиям к учащимся
Знакомство с картой Самарской области, составом территории, границами, историей образования. Символика края
История названий некоторых географических объектов Самарской области. Знакомство с историей названий улиц, сёл, деревень, рек и озёр края
Природа Самарской области
Растительный и животный мир Самарской области
Водоёмы Самарской области; их практическое значение
Что даёт наша область стране?
Знакомство с промышленностью Самарской области родного города, сельским хозяйством, учебными заведениями
Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Знакомство с героями и участниками Великой Отечественной Войны
Чапаевск и Самарская область в прошлом и настоящем. Знакомство с историей области и города, памятниками архитектуры
Самарская область богата талантами. Знакомство с народными умельцами, местными поэтами и писателями, композиторами, народным творчеством края
Праздники, обряды, ритуалы народов, живущих в Самарской области
Культура народов, живущих в Самарской области
Проект на тему «Мой родной край»
Итого
2
2
6
4
2
2
3
4
4
4
2
4 2
2
5
3
2
3
3
4
5
4
3
4
68
часов
Условия реализации программы
 Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).
Внедрение в программу личностно-ориентировочного подхода.
Новые технологии.
Проветриваемое помещение.
Наличие материалов и инструментов.
Место проведения занятий, общие требования:
  Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям инструкции:
  - Помещение для занятий.
 - Освещенность. Согласно санитарным нормам помещение должно иметь естественное освещение.
  - Санитарно- гигиенические условия воздушной среды в помещение должны соответствовать нормам.
 -Требования противопожарной безопасности. Помещение, отведенное для кружка должно удовлетворять следующим основным требованиям противопожарной безопасности.
Методическое обеспечение.
- Техническое оснащение.
- Папки наборов по всем темам.
- Набор памяток по технике безопасности.
- Различные дидактические материалы по всем темам курса.
- Фотоальбомы. Альбомы. Книги
- Методическая литература .- Таблицы с инструкционными картами.
Дидактический материал
Использована серия книг «Родной край: Чапаевск» и наборы открыток про Самарскую область.
Раздел №1. «Мой край Родной». 
1.1 Историческое краеведение……………………….……(папка№1, книга№11)
1.3 « География Самарской области»……………………………….…(книга№9) 
1.5 «Карта Самарской области»
1.5 «Земля Чапаевская»…………………………………….……………(книга№1) 
Материалы: бумага, картон, карандаши, тетрадь, ручка. 
Инструменты: ножницы, линейка.
Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, диктофон.
Формы занятий: лекция, игра, викторина, КВН.  
Формы подведения итогов по разделу: тесты «Краеведение»
Раздел №2. «Начальная туристская подготовка». 
Оформление кабинета. 
Уголок безопасности. 
2.1 Туристское снаряжение………………………………………(лекция, папка №) 
2.1 «Туристу школа выживания»………………….…(книга№3, стр11) (книга№2)
2.2Питание в походах………………………………………..…………(книга№2)     
2.3Привалы и ночлеги…………………………………………(книга№3, стр41)    
2.4 Препятствия в пешеходных переходах……….……………(лекция, папка № 4)
2.5 Медицинская подготовка………………………….…(лекция, папка№5,стр13) 
Материалы: набор «Полезные ископаемые», бумага, карандаш, ручка, тетрадь.
Инструменты: личное и групповое туристское снаряжение.
Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, компас. 
Формы занятий: лекция, викторина, соревнование, игра, просмотр фильмов.
Формы подведения итогов по разделу: тесты «Начальная туристская подготовка».
Раздел 3. «Рождение города». 
3.1 «Чапаевск – мой край»………………………………….……..………(книга№4)
3.3 Литературное краеведение………………………………..(папка№1, книга№8) 
Самарская область………………………………….……………(наборы открыток)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа, лекция. 
Формы подведения итогов по разделу: тестирование.
Раздел №4. «Знаменитые люди нашего края» 
4.1 Фотографии, альбомы, макеты……………………………….………(папка№6)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа. 
Формы подведения итогов по разделу: тестирование.
Раздел №5. «Культура, быт, традиции Чапаевск»
Раздел №6 «Чапаевск в период Великой Отечественной Войны».
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд:
- научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием программы);
- детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и др.);
Печатные пособия:
- портреты выдающихся людей России, Самарской области и родного края (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов композиторов и др.)
- географические и исторические настенные карты;
- атлас «Люби и знай свой край»;
- иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.);
- карты-схемы (Чапаевска и Самарской области)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения,
Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы (в том числе в цифровой форме);
- аудиозаписи в соответствии с содержанием программы (в том числе в цифровой форме).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта;
Натуральные объекты:
- гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения);
- живые объекты (комнатные растения)
Игры и игрушки:
- настольные развивающие игры (лото, игры-путешествия и пр.);
- наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.);
- наборы карандашей, красок, альбом для рисования
Оборудование класса:
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер.
Список используемой литературы
Для учителя
Основная литература
Внеурочная деятельность школьников. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 – 113с. (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2012
Голубков С.А. Литературное краеведение в школе. Cамара, 2012
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении.//Лучшие страницы педагогической прессы. М. – 2011
Дополнительная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М., 2010
Для учащихся
Основная литература
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность школьника. М.- 2012
Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2012
Дополнительная литература
Моя родословная: Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2012
Фрункин Л.К. Мой город. – Самара.: Аркт, 2012