Екатеринбург — мой родной город (конспекты уроков про родной город к юбилейным датам)

01.09.03. ТЕМА «Город юбилейный. Екатеринбургу 280 лет». (3 класс)
I. Орг.момент.
Поздравить детей с Днём знаний. Теперь вы третьеклассники. Первый урок в каждом новом учебном году всегда посвящён самому главному, важному, что есть у человека.

II. - Как вы думаете, что для человека может быть главным? (Родина)
- У каждого человека есть большая и малая родина. Большая – это наша огромная страна. Кто скажет, как называется наша страна? (Россия).
- Мы живём в самой большой стране мира и должны этим гордиться (показываю на карте Россию и другие страны, сравниваю).
- У каждой страны есть свои отличительные символы. Давайте вспомним их.
!) ФЛАГ. Показать картинку, затем убрать. Вспомните последовательность цветных полос на флаге. Белый цвет – мир, чистота, правда.
Синий цвет – небо, верность, вера.
Красный – смелость, доброта, огонь, кровь.
2) ГЕРБ (показать)
3) ГИМН – торжественная песнь. Люди слушают гимн стоя, торжественно, молча.
- Кто президент страны?

III. - Наша малая родина – это город, в котором мы живём. Как он называется? (Екатеринбург).
- Вот мы добрались до второй части нашего урока. О Екатеринбурге мы поговорим сегодня подробнее. Прочитайте тему с доски (Город юбилейный).
- Что это означает? (город отпраздновал в этом году свой юбилей, т.е. круглую дату 280 лет).
- Прослушайте стихотворение и подумайте, о каком городе в нём говорится? Докажите.
Смолистый проносится ветер,
Бьют волны о крепкий гранит,
На старой реке, на Исети
Он третье столетье стоит.
Нам кажется самым красивым
Размах его улиц прямой
И звонких гудков переливы
И сосны и пруд заводской.
Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Екатеринбургу.
1) Станция «Историческая» (рассказ учителя о истории возникновения города).
- Основателями нашего города были В.Н.Татищев и Вилим Иванович де Геннин. Именно они выбрали место и добились разрешения на постройку завода и города в этом месте.
7 НОЯБРЯ 1723 г. был осуществлён пуск Исетского (Екатеринбургского) завод на берегу реки Исеть. Это событие считается датой рождения города. Вскоре после этого был построен Монетный двор, потом гранильная фабрика, затем ВИЗ, который до сих пор остаётся крупнейшим металлургическим предприятием Екатеринбурга.
- Татищева и де Геннина очень волновала судьба нашего города и они вдвоём составили «наказ» - правила жизни города, где также говорилось «о школах и учении детей» (с.16 из «Азбуки горожанина» - зачитать).
2) Со станции исторической, мы прибыли на станцию «Кладовая».
Клад – богатства.
- Послушайте ещё одно стихотворение и скажите, а чем же богат наш край.
Найдёшь ли прекрасней Уральского края:
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озёрах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться.
Богат и прекрасен любимый Урал
Недаром он гордостью Родины стал!
Богатства: лес, животные, реки, горы и т.д.
- На Урале добывают много полезных ископаемых и минералов. Попробуйте запомнить те, о которых говорится в следующем стихотворении:
В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью - малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин – сияет красным цветом,
Зелёным цветом – изумруд,
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
3) Станция «Заводская». Сейчас мы поговорим о заводах..
- Наш город делится на 7 районов, в которых есть свои заводы и фабрики. Наша школа расположена в Чкаловском районе. А вы знаете, в каком районе города вы живёте?
Чкаловский, Орджоникидзевский, Кировский, Октябрьский, Железнодорожный, Верх-Исетский, Ленинский (если дети не знают, в каком районе они живут, то помочь им назвать).
Каждый район славится своими заводами. Заводы-гиганты нашего города: Уралмаш, Электротяжмаш, ВИЗ, Химмаш, Эльмаш, Керамический, Турбомоторный и др.
В Чкаловском районе, где расположена наша школа, стоят такие заводы: Химмаш, Шинный, Вторчермет, РТИ, Камвольный комбинат и т.д.
Всех заводов список длинный:
ВИЗ и Электротяжмаш,
Керамический, Турбинный,
И Компрессорный, и Шинный,
РТИ, Чермет, Химмаш,
Хлебзавод и Фармзавод,
И завод фруктовых вод,
И завод Медпрепарат,
И КАмволный комбинат.
В общем, трудно перечесть,
Что в Екатеринбурге есть,
Но всего важнее наш
Самый главный – Уралмаш.
- Как вы думаете, почему Екатеринбург называют «городом заводов и трудовых людей»? У некоторых из вас родители работают на заводах. Кто знает?
4) Станция «Знаменитая». Сейчас поговорим о знаменитых людях, которые жили в нашем городе.
125 лет Бажову.
Александр Степанович Попов – изобретатель радио – 144 года.
Сейчас в нашем городе есть Музей радио и Музей П.П.Бажова.
Выставка книг Бажова.

IV. Берегите свой город.
V. ИТОГ. Большая родина – страна Россия, символы.
Малая родина – наш город.
Кто основал Екатеринбург? (Татищев и де Геннин)
Какие знаменитые люди жили в Екатеринбурге? (Бажов, Попов)
Сколько лет городу?
ОЦЕНКИ.
______________________________________________________________________________________



01.09.05. ТЕМА: «Я и мой город». (к юбилею Победы в ВОВ).
Цели: 1. Закрепление знаний о родной стране и городе.
2. Воспитание любви к большой и малой родине, гордости за неё, бережного к ней отношения.
3. Обогащение словаря детей терминами «герб», «гимн», «фронт», «тыл», «госпиталь» и т.д.
4. Формирование исторических представлений, связанных с прошлым нашего города (Екатеринбург в годы ВОВ).
I. Орг.момент.
Поздравить детей с Днём знаний. Первый урок в каждом новом учебном году посвящён самому важному, что есть у человека.
II. – Что для вас самое важное? (варианты).
Самое важное для человека МАТЬ, СЕМЬЯ и конечно же РОДИНА.
- У каждого человека есть большая и малая родина. Большая – это наша огромная страна. Кто скажет, как называется наша страна? (Россия).
- Мы живём в самой большой стране мира и должны этим гордиться (показываю на карте, сравниваю с другими странами).
- У каждой страны есть свои отличительные знаки, символы (подхожу к флагу, гербу, гимну). Давайте вспомним их.
1) ФЛАГ. Показать картинку, затем убрать. Вспомните последовательность цветных полос на флаге. Белый цвет – мир, чистота, правда.
Синий цвет – небо, верность, вера.
Красный – смелость, доброта, огонь, кровь.
2) ГЕРБ (показать)
3) ГИМН – торжественная песнь. Люди слушают гимн стоя, торжественно, молча.
- Кто президент страны?
III. Наша малая родина – это город, в котором мы родились и выросли. Как он называется? (Екатеринбург).
- Прочитайте тему с доски. О чём, как вы думаете, мы будем говорить подробно?
- Прослушайте стихотворение и догадайтесь, о каком городе в нём говорится.
Смолистый проносится ветер,
Бьют волны о крепкий гранит,
На старой реке, на Исети
Он третье столетье стоит.
Нам кажется самым красивым
Размах его улиц прямой
И звонких гудков переливы
И сосны и пруд заводской.
- В этом стихотворении говорится о нашем городе. А как вы догадались? (стоит на Исети).
- Отправимся в путешествие по нашему городу.
1) Станция «Историческая» (рассказ учителя о истории возникновения города).
- Наш город находится в живописном горном и лесном краю. Всем известны Уральские горы, Уктусские горы. Со всех сторон он окружён сосновыми и берёзовыми лесами. У нас в городе протекают реки Исеть, Патрушиха. Есть в нашем краю красивые озёра, на которых можно отдыхать: Шарташ, Таватуй, Балтым, Песчаное и т.д.
- Вот в таком живописном (горном и лесном) краю стали строить первый завод. Основателями нашего города были В.Н.Татищев и Вилим Иванович де Геннин. Именно они выбрали место и добились разрешения на постройку завода и города в этом месте.
- И вот 7 НОЯБРЯ 1723 г. 282 года назад начал работать на берегу реки Исеть – Исетский завод. Это событие считается днём рождения города. Вскоре после этого был построен Монетный двор, потом гранильная фабрика, затем ВИЗ, новые школы и дома. Город постепенно рос и увеличивался.
- Растёт ли наш город сейчас? Докажите (строят новые дома, торговые центры, школы, дороги т.д.)
2) 2) Со станции исторической, мы прибыли на станцию «Кладовая». Клад – богатства.
- Послушайте ещё одно стихотворение и скажите, а чем же богат наш край.
Найдёшь ли прекрасней Уральского края:
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озёрах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться.
Богат и прекрасен любимый Урал
Недаром он гордостью Родины стал!
Богатства: лес, животные, реки, горы и т.д.
- На Урале добывают много полезных ископаемых и минералов. Попробуйте запомнить те, о которых говорится в следующем стихотворении:
В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью - малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин – сияет красным цветом,
Зелёным цветом – изумруд,
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
3) Станция «Заводская».
В нашем городе 7 районов: Чкаловский, Орджоникидзевский, Кировский, Октябрьский, Железнодорожный, Верх-Исетский, Ленинский. Каждый район славится своими заводами. Заводы-гиганты нашего города: Уралмаш, Электротяжмаш, ВИЗ, Химмаш, Эльмаш, Керамический, Турбомоторный и др.
Всех заводов список длинный:
ВИЗ и Электротяжмаш,
Керамический, Турбинный,
И Компрессорный, и Шинный,
РТИ, Чермет, Химмаш,
Хлебзавод и Фармзавод,
И завод фруктовых вод,
И завод Медпрепарат,
И КАмволный комбинат.
В общем, трудно перечесть,
Что в Екатеринбурге есть,
Но всего важнее наш
Самый главный – Уралмаш.
Наш город называют так: «Екатеринбург – город заводов и трудовых людей» Почему?
4) Станция «Военная».
- Кто знает, что обозначают числа, записанные на доске?
1941-1945
- Правильно, в эти годы шла великая отечественная война.
В военные годы наш город ещё назывался Свердловском. К счастью, в нашем городе не было военных действий. Но это не значит, что жители нашего города не принимали участия в войне. Так в первые дни этой страшной войны тысячи свердловчан ушли добровольцами в армию, а затем и на фронт (т.е. в места военных действий). Многие тогда так и не вернулись с фронта, а погибли, защищая страну.
В годы войны был сформирован Уральский добровольческий танковый корпус. Сейчас на привокзальной площади стоит памятник этим героям. Вот их клятва:
«Клянёмся! Клянёмся!
В решающих боях с ненавистным врагом быть в первых рядах защитников Родины, мы не опозорим вековую славу уральцев. Мы выполним ваш наказ и вернёмся на родной Урал только с победой!».
- Город Свердловск находился в тылу (т.е. там, где не было военных действий). Но сюда свозили раненых бойцов. У нас в городе было свыше 40 военных госпиталей. Что такое госпиталь? Десятки тысяч раненых бойцов вернулись из этих госпиталей в строй.
- Женщины, дети, старики, мужчины – все, кто остался в городе, дни и ночи работали на заводах с небольшими перерывами на сон. Здесь производили знаменитые танки Т-34, «Катюши», зенитные установки и др. боевую технику и вооружение. Уралмаш, Уральский Турбомоторный завод, Компрессорный, Химмаш, завод транспортного машиностроения работали в годы войны без остановки. Люди не жалели себя. Каждая третья пушка, танк произведены на заводах Урала.
- Более 100 тысяч горожан получили ордена и медали за свой труд. 55 человек стали героями Советского Союза. На есть чем гордиться.
- Как вы запомнили, чем помогал наш город фронту во время ВОВ?
5) Станция «Знаменитая». Знаменитые люди, которые жили в нашем городе: Александр Степанович Попов, П.П.Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
IV. Береги свой город.
V. ИТОГ. - Большая родина – страна Россия, символы.
- Малая родина – г.Екатеринбург. Кто его основал?
- Сколько лет нашему городу? (282).
- какие знаменитые люди жили здесь?
- Чем помогал город фронту?

СПРАВКА:
- Здание Пединститута (Карла Либкнехта, 9) – штаб 30-го танкового корпуса.
- Военно-исторический музей Уральского военного округа (ул. Первомайская, 27)
Более 100 тысяч горожан получили ордена и медали за свой труд. 55 человек стали героями Советского Союза.
- Свыше 30 мемориалов и обелисков: - Лётчику-испытателю Бахчиванджи в п. Кольцово
- Памятник разведчикам-мотоциклистам Уральского добровольческого танкового корпуса;
- Широкореченский мемориал в память о воинах, умерших от ран в госпиталях г.Свердловска (Широкореченское кладбище).
- Свыше 40 военных госпиталей работало в городе. Десятки тысяч раненых бойцов вернулись из них в строй, но многом не удалось вернуться. Их имена увековечены на Широкореченском мемориале, возведённого к 30-летию Победы.
- Памятник Маршалу Жукову.
_______________________________________________________________________________________


01.09.06. ТЕМА: «Город в котором мы живём» (к юбилею Н.В.Татищева).
ЦЕЛИ: 1. Вспомнить историю возникновения города.
2. Закрепить понятия «малая родина»; «большая родина», фамилии основателей города и др.
3. Ознакомить с биографией Н.В.Татищева.
4. Воспитание гордости за свою страну и город, в котором мы живём.

I. Орг.момент.
Поздравить детей с Днём знаний. Опять мы сегодня собрались, чтобы поговорить о самых важных вещах.
- Восстановите порядок букв в слове и вы догадаетесь, о чём мы поговорим.
О Р И Д А Н
2 1 4 3 6 5
1) - У каждого человека есть большая и малая родина. Большая – это наша огромная страна. Кто скажет, как называется наша страна? (Россия).
- Мы живём в самой большой стране мира и должны этим гордиться (показываю на карте).
- У каждой страны есть свои отличительные знаки, символы (подхожу к флагу, гербу, гимну). Назовите эти символы (флаг, герб, гимн).
- Как зовут президента нашей страны?
- Какой город является столицей России?
2) Наша малая родина – это город, в котором мы живём. Как он называется? (Екатеринбург).
- Прослушайте стихотворение об Екатеринбурге и докажите, что оно посвящено именно нашему городу.
Смолистый проносится ветер,
Бьют волны о крепкий гранит,
На старой реке, на Исети
Он третье столетье стоит.
Нам кажется самым красивым
Размах его улиц прямой
И звонких гудков переливы
И сосны и пруд заводской.
- По каким строчкам догадались? (стоит на Исети, третье столетье – Екатеринбургу 283 года)
- Екатеринбург – город - миллионник. Как вы думаете, что это означает?
- Это означает, что в нашем городе проживает больше одного миллиона жителей (а точнее 1,5 миллиона). Это очень большой город.
- А всегда ли город был таким большим? Переносимся в прошлое, когда города ещё не было.
3) Наш край считался всегда очень богатым, не зря здесь начали строить заводы, а потом вырос целый город.
Послушайте ещё одно стихотворение и скажите, а чем же богат наш край.
Найдёшь ли прекрасней Уральского края:
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озёрах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться.
Богат и прекрасен любимый Урал
Недаром он гордостью Родины стал!
- Наши богатства: лес, реки, озёра, горы и т.д. У нас на Урале добывают также много драгоценных камней и минералов. Их называют полезными ископаемыми. Это золото, медь, железо, мрамор, гранит, малахит, рубины, изумруды, агаты, хрусталь. Больше всего добывают железа.
- Именно в таком красивом (живописном) и богатом краю были построены первые заводы. Основателями нашего города Считаются В.Н.Татищев и Вилим Иванович де Геннин. Именно они добились разрешения на постройку завода и города в этом месте.
И вот 7 НОЯБРЯ 1723г., 283 года назад начал работать на берегу реки Исеть – Исетский завод. Это событие считается днём рождения города.
Вскоре после этого был построен монетный двор, гранильная фабрика; уже позже ВИЗ, Уралмаш, Становилось вокруг всё больше домов, школ. Город постепенно рос и увеличивался.
- Продолжает ли город Екатеринбург расти в наше время? Докажите (строят новые дома, торговые центры, школы, станции метро).
4) В этом году наш город отмечает юбилейную дату: 320 лет со дня рождения В.Н.Татищева (годы рождения и смерти: 1686 – 1750).
В.Н.Татищев родился под Псковом в селе, в дворянской семье (богатой). С детства он читал много книг, изучал разные науки. Затем он окончил в Москве инженерную и артиллерийскую школу. Получил хорошее образование. Выполнял поручения царя Петра I, руководил заводами на Урале.
- Татищев был человеком энциклопедических знаний. Что это значит? (очень много знал наук) – история, математика, грамматика, география, металлургия, строительство и ещё много других наук. Он даже составил первый энциклопедический словарь.
Пословицы:
«Человеку век жить, век учиться», «Человеку ученье – свет, а неученье – тьма» - принадлежат В.Н.Татищеву.
Татищева и де Геннина очень волновала судьба нашего города и они вдвоём составили «наказ» - правила жизни города, где также говорилось о школах и учении детей (с.16 из «Азбуки горожанина»).
5) Знаменитые люди, которые жили в нашем городе: Попов, Бажов, Мамин-Сибиряк.
6) ИТОГ. Проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Отгадаем кроссворд:

Ж Е Л Е З О 1) Название нашего города.
М О С К В А 2) Каким металлом богаты наши земли?
Т А Т И Щ Е В 3) Столица России.
Т 4) Фамилия основателя нашего города, юбилей которого
И С Е Т Ь мы отмечаем?
Р О С С И Я 5) Река, на которой был построен первый завод?
И С Е Т С К И Й 6) Название нашей страны?
Г Е Н Н И Н 7) Как назывался первый завод?
Ю Б И Л Е Й 8) Фамилия второго основателя города.
П У Т И Н 9) Как называется круглая дата, праздник
Р О Д И Н А 10) Фамилия президента страны
Ф Л А Г 11) Место, где мы родились и выросли, родной уголок
12) Один из символов государства.

СПРАВКА:
ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ (19 апреля 1686г – 15 июля 1750г.) – государственный и военный деятель, тайный советник (с 1737г.), первый русский историк.
В.Н.Татищев родился под Псковом в дворянской семье. В 1693г. в возрасте 7 лет, вместе с братом Иваном начал служить стольником при дворе Прасковьи Фёдоровны, жены царя Ивана V Алексеевича. В 1704г. начал военную службу в драгунском полку. Участвовал в битве при Нарве, Полтавском сражении, Прутском походе. Он выполнял различные военные и дипломатические поручения Петра I. В 1712г. получил чин капитана. В 1712-1716 гг. Татищев жил в Германии, где обучался артиллерийскому делу и математике.
В 1720-1722 гг. Татищев в чине капитан-поручика артиллерии по царскому указу отправлен на Урал. Там он руководил государственными металлургическими заводами, основал города Екатеринбург и Пермь. В 1724 г. Петр I отправил его в Швецию для изучения экономики и финансового дела. В 1727-1733 гг. Татищев возглавлял Московскую Монетную контору.
После смерти Петра II В.Н.Татищев выступил против попыток Верховного тайного совета ограничить власть монархов в России в пользу аристократии. В свою очередь, он предложил учредить Сенат из 21 человека и Собрание из 100 человек в помощь императрице. Его проект не был принят, но Анна Ивановна во время коронации назначила его верховным церемонимейстером.
В 1731 г. начались столкновения Татищева с Э.Бироном, который считал Татищева «главным врагом немцев».
В 1734г. Татищева вновь отправили на Урал для надзора за казёнными и частными рудными заводами. В 1737-1739 гг. он руководил усмирением башкирского бунта и возводил крепости на реке Яик.
В 1739-1741 гг. руководил Калмыцкой экспедицией.
В 1741 – 1745 гг. он был астраханским губернатором. С 1746 г., находясь в ссылке, он жил в своём имении в селе Болдино Московской губернии.
В.Н.Татищев – выдающийся учёный и мыслитель. Он был первым русским просветителем, создавшим оригинальную философско-историческую картину мира, основой развития которого считал идею «умопросвещения» (работа «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах»).
В.Н.Татищев стал основателем русской исторической науки. В течение 30 лет (с 1719 по 1750гг.) он работал над созданием первого научного многотомного труда «История Российская с самых древнейших времён». В.Н.Татищев открыл для науки важнейшие документы – Русскую Правду, Судебник 1550 г., «Книгу большого чертежа» и др., нашёл редчайшие летописи, сведения которых сохранились только в его «Истории», т.к. его архив сгорел во время пожара. Он подготовил первую публикацию этих исторических источников.
В.Н.Татищев был одним из первых русских географов. Он составил географическое описание Сибири, дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Он стал автором первого в России энциклопедического словаря «Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской». Кроме того, В.Н.Татищев оставил нам работы по экономике, политике, праву, геральдике, палеонтологии, горному делу, педагогике и др. Все работы Татищева, в том числе и «История Российская с самых древнейших времён», были уже после смерти автора.


_________________________________________________________________________________


1.09.2007. ТЕМА: «Я живу на Урале». (4 класс)
Найдёшь ли прекрасней Уральского края:
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озёрах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться.
Богат и прекрасен любимый Урал
Недаром он гордостью Родины стал! – учили мы в 3 классе это стихотворение.
- Мы с вами сами того не осознавая, живём в самом богатом и красивом краю.
- Кто может сказать, что мы называем Уралом? Что такое Урал? (Екатеринбург – это город, Россия – наша страна, Москва – город, столица России, а Урал?)
- Урал – это огромная территория, находящаяся между двумя равнинами, протянувшаяся с севера на юг на многие километры. А называется она так, потому что здесь находятся знаменитые Уральские горы, которые протянулись с севера на юг более, чем на 2.000 км. Самая их высокая точка – гора Народная (1895м).
- Вы можете спросить, а почему Уральские горы так названы? И вообще откуда взялось слово «Урал»? Учёные по этому поводу спорят до сих пор:
1) Одни считают, что название произошло от мансийских слов «Ур» и «ала», что означает «вершина горы».
2) Другие вспоминают башкирские предания о богатыре, которого звали «Урал», который храбро защищал людей от злых духов и чудищ.
3) Третьи считают, что «Урал» в переводе с тюркского означает «пояс». А ведь до сих пор Уральские горы называют «каменным поясом». А этот каменный пояс содержит (т.е. хранит) в себе несметные богатства.
- Вспомните и назовите, что добывают на Урале (карточки с условными обозначениями полезных ископаемых).
- Прослушайте внимательно стихотворение и постарайтесь запомнить, чем богата Уральская земля:
В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью - малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин – сияет красным цветом,
Зелёным цветом – изумруд,
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
- Кроме полезных ископаемых, чем ещё богат Урал? (смотрите на фото)
- Урал богат своей природой. Если посмотреть на Урал с высоты птичьего полёта, то увидишь красивые горные хребты, извилистые реки, голубые озёра и бесконечные лесные просторы.
Уральские реки: Тобол, Исеть, Печора, Уса, Лозьва, Пышма, Чусовая, Тура, Кама, Белая, р.Урал. Почти все они берут начало в Уральских горах.
Озёра: Таватуй, Аргази, Балтым, Шарташ, Увильды и др.
Огромные леса, поля и луга.

- На Урале много городов (47).
Как называется самый главный город на Урале? (Екатеринбург).
- Почему Екатеринбург называют столицей Урала?
- Почему Екатеринбург – город – миллионник?
- Почему Екатеринбург – город фабрик и заводов?
- сколько лет исполнилось в этом году Екатеринбургу (284г.) – в следующем году юбилей.
- На Урале есть города постарше (например, Верхотурье – 400 лет)
- День рождения г.Екатеринбурга 7 ноября 1723г. В этот день заработал Исетский завод и с тех пор город начал постепенно расти и процветать. Основателями города по праву могут считаться В.Н.Татищев и В.де Геннин, которые по указу Петра I выбрали место для будущего города-завода.

Прочитать рассказ с.3 «(Мир родного Урала») – лучше чем у нас мест нет.

ИТОГ.

_______________________________________________________________________________________







































1.09.11. Урок мужества. Посвящается 100 со дня рождения Н.Кузнецова.

I. Орг.момент. Прозвенел звонок, начинается урок.
Поздравить детей с Днём знаний. Теперь вы второклассники. Первый урок в каждом новом учебном году всегда посвящён самому главному, важному, что есть у человека.

II. Вступительная беседа о Родине.
- Как вы думаете, что для человека может быть главным? Самое важное для человека МАТЬ, СЕМЬЯ и конечно же РОДИНА – место, где мы родились и выросли.
- У каждого человека есть большая и малая родина. Большая – это наша огромная страна. Кто скажет, как называется наша страна? (Россия).
- Мы живём в самой большой стране мира и должны этим гордиться (показываю на карте Россию и другие страны, сравниваю).
- У каждой страны есть свои отличительные символы. Давайте вспомним их.
!) ФЛАГ. А знаете, что означают цвета на флаге?
Белый цвет – мир, чистота, правда.
Синий цвет – небо, верность, вера.
Красный – смелость, доброта, огонь, кровь.
2) ГЕРБ (показать)
3) ГИМН – торжественная песнь. Люди слушают гимн стоя, торжественно, молча. Сегодня на торжественной линейке вы его услышите.
- Кто президент страны?
-Наша малая родина – это город, в котором мы живём. Как он называется? (Екатеринбург).

III. - Знаменитые люди, которые жили в нашем городе.
Мы гуляем по улицам Екатеринбурга, ходим в школу, ездим в театры, музеи и не задумываемся, что когда-то по этим же самым улицам ходили очень знаменитые (известные всем люди), жили здесь, учились, работали:
Александр Степанович Попов – он изобрёл радио, П.П.Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк – знаменитые писатели. А сегодня я вам расскажу ещё об одном знаменитом на всю страну человеке, уральце, который какое-то время жил и учился в нашем городе.

IV. Объявление темы. Прочитайте тему с доски. Урок мужества.
Что такое мужество? (смелость, храбрость). Наш урок будет о смелости, храбрости одного разведчика, героя Советского Союза – Николая Ивановича Кузнецова. Его портрет вы видите на доске. В этом году страна отмечает его юбилей – 100 лет со дня его рождения. Если бы он был жив, то в этом году ему бы исполнилось 100 лет. Но Николай Кузнецов погиб молодым. Ему было всего 33 года. И погиб он как герой на войне.
- Кто знает, что обозначают числа, записанные на доске?
1941-1945
- Правильно, в эти годы шла великая отечественная война. 22 июня 1941 года немцы (фашистская Германия) без объявления войны напала на нашу Родину (тогда наша страна называлась Советским Союзом). Немцы жестоко убивали мирных жителей, детей, женщин, стариков. Началась страшная война, все мужчины уходили на фронт, всюду шли бои, началось тяжёлое время для русского народа.
Николай Кузнецов в годы войны был разведчиком. Кто такой разведчик? Чем он занимается? Разведчики тайно пробирались на территорию врага и узнавали об их планах, сколько оружия, боеприпасов у них есть, когда они хотят снова на нас напасть и т.д. и такую ценную информацию передавали наши солдатам и командирам.
Физминутка. Немножко отдохнём. Представим, что мы солдаты. Как они маршируют. А теперь представим, что мы разведчики. Крадёмся тихо, незаметно, нас никто не должен слышать и видеть. Если разведчика заметят, его могут взять в плен или расстрелять и вся его работа будет напрасной.

Справка. Жизнь Н.Кузнецова. Когда-то Н.Кузнецов был таким же ребёнком, как и вы сидел за партой.
Н. И. Кузнецов родился 27 июля 1911 г. в деревне Зырянке Свердловской области. Родители занимались сельским хозяйством. Близкие называли его Никой или Никошей, рос крепким, здоровым, сероглазым мальчишкой, отличался хорошей памятью. Он очень хорошо учился в школе, после школы поступил в техникум, где стал самостоятельно изучать немецкий язык, овладел эсперанто, польским, коми, украинским языками.
Николай был очень трудолюбивым, аккуратным человеком. Всегда был подтянут, одет в безукоризненно выутюженный костюм. Общий кругозор его был достаточно широк, он был эрудированнее всех нас.
Работая на Уралмашзаводе, он по вечерам продолжает ходить на курсы и изучает немецкий язык. Учась в Свердловском индустриальном институте, он совершенствует свой немецкий.
С 1938 г. служит в аппарате внешней разведки и готовится к практической работе за границей с нелегальных позиций, а с июля 1941 г. становится сотрудником Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКГБ СССР
В 1942 году направлен в отряд специального назначения «Победители». Кузнецов вылетел в тыл противника и опустился на парашюте неподалеку от хутора Злуй на Украине. 18 сентября 1942 г. появился молодой щеголеватый офицер. В удостоверении значилось: «Обер-лейтенант Пауль Зиберт командируется с Курского участка фронта по делам снабжения воинской части».
Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта вёл разведывательную деятельность на захваченной немцами территории, передавая сведения в партизанский отряд. Кузнецову удалось узнать о подготовке фашистами наступления на Курской дуге, о подготовке покушения на Сталина, Рузвельта и Черчиля в Тегеране. Кроме этого Кузнецов уничтожил (убил) многих немецких офицеров, командиров, руководителей.
26 декабря 1943 г. Кузнецов был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага.
9 марта 1944 группа Кузнецова была захвачена в плен. Опасаясь провала, Кузнецов взорвал себя гранатой, а его спутники (Белов и Каминский) были застрелены.
В честь Кузнецова названа малая планета (2233 Kuznetsov).
Николаю Ивановичу Кузнецову воздвигнуты памятники на Урале и Украине. Созданы десятки музеев, 17 школ и свыше 100 пионерских дружин носили его имя. Еще в шестистах школах были оформлены стенды, посвященные памяти героя.
Его именем в 1984 году назван молодой город Ровенской области Украины - Кузнецовск. О подвигах Н.И. Кузнецова написаны книги и пьесы, статьи и очерки, сняты художественные фильмы ("Подвиг разведчика", "Сильные духом" в 2-х сериях, многосерийный "Отряд особого назначения") и документальные кинофильмы ("Гений разведки" в 2-х сериях и другие). В Москве на доме 20, корпус 1, по улице Старая Басманная, где Кузнецов проживал до 1942 года, установлена мемориальная доска.
- Вот так, как герой погиб в 33 года разведчик Н.Кузнецов. Понравился вам рассказ? Что вы запомнили?
Мы должны гордится, что такие люди жили здесь, на Урале. В годы войны защищали нашу родину.













О Р И Д А Н
2 1 4 3 6 5

17 марта 1724 г.





ОБРАЗОВАНИЕ



Екатеринбург

Россия
1941-1945 г.







15