Рефлексия на урок русского языка на тему Причастие как часть речи (Идеи Программы Кембриджского университета)



Отчет
по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
В данной статье я проанализирую урок русского языка в 7 классе, в котором я проводила серию последовательных уроков, ориентированных на использование 7 модулей, которые интегрируются в процессе преподавания и обучения. На начальном этапе планирования уроков по теме «Причастие» у меня возникали сомнения, смогу ли я внедрить идеи 7 модулей Программы на каждом уроке, и какие стратегии лучше подойдут для уроков русского языка. При планировании первого урока по теме «Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастия» я планировала познакомить учащихся с новой частью речи – причастием, сформировать умение отличать причастие от других частей речи. Также я ставила перед собой цели по развитию у учеников навыков работы в группах и в парах, поскольку «диалог между учениками, между учениками и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» ( «Руководство для учителя», стр.108), умению объективно оценивать работу группы, критически мыслить, рассуждать.
Предполагалось, что ученики к концу урока будут знать грамматические признаки причастия как части речи, свойства прилагательного и глагола у причастия, смогут отличать причастие от прилагательного и глагола, будут уметь находить причастие в предложении, конструировать и редактировать предложения с причастиями, а также познакомятся с практическим навыков написания автобиографии. Планировалось использовать следующие ресурсы: стикеры со словами пяти частей речи для деления на группы, оценочные листы с критериями оценивания работы группы, листы с текстами грамматической «Сказки о Причастии», начало схемы кластера «Причастие», листы с предложениями для редактирования и составления текста, карточки оценивания «Светофор» (они же сигнальные карточки), стикеры для формативного оценивания «Две звезды и пожелание», Интерактивную доску, постер «Родословное древо Причастия».
Важным моментом начала урока стало создание коллаборативной среды, атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. К моему удивлению, «Круг радости», с которым дети знакомы по урокам самопознания, несколько затянулся, т.к. большинство детей смущались, вели себя скованно, но я первой начала приветствие, и дети постепенно начали оживать, смелее и увереннее говорили друг другу добрые пожелания, и в конце все дружно согласились к сотрудничеству.
278701531115Следующим этапом урока стало деление на 5 групп. Дети с азартом выбирали стикеры из моих рук, где были написаны слова разных частей речи.
26536652094865Мною предполагалось, что такой принцип деления уже с начала урока будет способствовать активизации мыслительных процессов детей. Но вначале все решили, что деление происходит по цветовому признаку, и старались брать стикеры того цвета, с кем из ребят хотелось сесть в одну группу. Алиса и Прохор быстро сообразили, что нужно учитывать смысловой принцип – части речи. И вот тут можно было наблюдать самую разную реакцию: растерянность, радость, недовольство, доходящее до грубости(«Да не хочу я с тобой сидеть, тупица!»). Всё же все расселись и, пожелав детям успешной деятельности, напомнив о том, что в предварительной беседе мы договорились, что очень важно научиться сотрудничать в любом коллективе для достижения успеха команды, а также не забывать о правилах работы в группе, которые дети сами разработали.
12954054610
Но в дальнейшем на уроке мне довольно часто пришлось напоминать о правилах.
Актуализация деятельности началась со словарной работы на основе предложенных слов. На мой взгляд, задумка хороша: повторяем правописание 25 словарных слов. Нужно было сделать рекламу (прокомментировала задание)
словарных слов, выделив орфограмму в словах, на отдельных листах. 110490240665Но только первая группа подготовила действительно зрелищную рекламу, остальные написали мелко, неярко.
-5740401266825Оценивать на первом уроке на всех этапах было запланировано групповую работу, т.к. считаю, что так детям легче адаптироваться к сложному процессу объективного оценивания. Провели формативное взаимооценивание («Светофор») результата словарной работы в группах по цепочке с комментированием по критериям, составленным учителем в «Листах оценивания». Оценили объективно, но выступали только ученики с высокой мотивацией обучения. Я решила, что для первого выступления от группы это вполне естественно. Выполнение всех последующих заданий группы дети коллективно оценивали в «Листах оценивания».

Чтобы актуализировать знания учащихся по частям речи, далее предлагалось дать определение частей речи по критериям оценивания (это и есть алгоритм определения части речи). Задание лёгкое, но точный ответ предложили 1,4 группы, 2,3 группы неточно (нет логики, отрывочные высказывания), 5 группа – сумбурный ответ. Думаю, что это результат моего месячного отсутствия. Но есть, на мой взгляд, и другая причина – в 5 группе не было ученика с высокой мотивацией обучения. Этой группе объяснила задание повторно. Рома, довольно способный и сообразительный мальчик, растерялся, т.к. попал в группу с мальчиками с низкой мотивацией обучения, малоактивными, именно от него потребовалась инициатива, лидерство, а он, видимо, к этому был не готов. После выступления всех групп попросила всех в группах обсудить услышанные ответы, а затем последовало формативное оценивание «Светофор». Более половины учеников замешкались, пытались увидеть карточки других. Прокомментировали подробно оценивание двух групп Аня, Алина (1 и 3 группы), чтобы развивать навык объективного оценивания.
Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию («Методическое руководство», стр.147). Поэтому непосредственное знакомство с новой темой началось с постановки проблемного задания: «Обсудите в группе и сравните три слова: красный, крснеть, краснеющий. Что у них общего и чем они отличаются? Определите часть речи слов, аргументировав ответ».
Очень быстро поднял руку Прохор, забыв о сотрудничестве в группе (он самостоятельно изучал тему и готовил презентацию, поэтому сразу сообразил). Напомнила ему о группе и сказала всем, что помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученики слабые, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Начал объяснять. Дала время всем группам посовещаться. 5 группа по-прежнем не могли найти контакта, возбужденно спорили. Пришлось сделать замечание. Алиса от 1 группы отметила, что слова с одним корнем, и определила часть речи двух слов, но третье слово вызвало затруднение. Спросила Прохора вторым. Объяснил интересно: «Краснеющий – это месиво прилагательного и глагола. Это новая часть речи.» Далее очень эмоционально пытался объяснить почему, но одноклассники его поняли не все. Это его очень огорчило. Я поддержала Прохора, однако, отметив, что объяснять нужно учиться. Обсуждение этого вопроса о незнакомой части речи стало «стадией вызова».
Далее было предложено задание - в группах самостоятельно через анализ текста грамматической сказки о причастии определить отличительные признаки новой части речи и закончить кластер «Признаки прилагательного и глагола у причастия». Это стало началом «фазы реализации смысла», наиболее сложным и важным этапом развития критического мышления детей. Ученики этого класса уже знакомы с особенностями интерпретации грамматической сказки, поэтому подробно объяснять не стала. Работали в группах, обсуждали активно.
rightcenterС особенностями составления кластера детей познакомила на предшествующем уроке, так же как и с назначением текстовых маркеров при анализе текста, но всё же начало схемы кластера детям дала, т.к. этот вид работы они выполняли впервые. Понаблюдав за группами, отметила, что в трёх группах подчёркивают информацию карандашом, напомнила о маркерах, идея понравилась. В 1 группе Алиса предложила использовать два цвета. С текстом в 4-ёх группах закончили работать довольно быстро и приступили к созданию кластера. Теперь нужно было синтезировать информацию и сделать выводы. Опять в двух группах начали писать ручками, напомнила о выполнении словарной работы. В итоге четыре группы в кластерах отразили точную информацию (в двух незначительные неточности). 1327154332605Удивили меня немного. Молодцы. Следовательно, дети умеют найти нужную информацию, т.е. анализировать текст, делать выводы, если перед ними поставить ясно сформулированную задачу. Возможно, мне не нужно было упрощать, и ребята самостоятельно составили бы кластер. А вот презентация кластеров прошла менее успешно.
374015-1905Дети не умеют говорить логически связно, чётко, хотя информация в кластере изложена правильно. Торопятся. Почему? Ведь я их не торопила, а попросила говорить спокойно, ясно. Значит,нужно составить правила хорошей речи и тоже постоянно обращаться к ним. Формативное оценивание по критериям оценивания провели в два этапа. Вначале комментировали два кластера (удачный – менее удачный), затем «Светофор» на каждый кластер. Оценили необъективно, завысили оценку. Возможно, сработал принцип «Ты мне – я тебе». Для установления обратной связи на понимание материала использовала сигнальные карточки и проверила уровень осмысленного восприятия темы «Признаки глагола и прилагательного у причастия». Меньшая часть класса (около 7 учеников) затруднялись с ответом. Подводя итог, попросила обсудить в группе и объяснить, чем причастие отличается от глагола и от прилагательного. Объяснили неплохо по фактам, опять не хватает логики ответа, связной речи.
Прохор показал компьютерную презентацию по теме – опережающее задание, которое я предложила ему, зная его увлечение компьютерными операциями, он посещает вне школы компьютерный кружок и является победителем региональных конкурсов в этом направлении. В данном случае я учла рекомендации Эйра о том, что в работе с одарёнными детьми учителя могут корректировать свои планы с целью разработки качественно иного содержания для талантливых и одарённых учеников в классе и по результатам практической апробации формировать выводы о возможности использования усложненных заданий для более широкой группы учеников («Методическое руководство», стр.170). Презентация была содержательной, только очень быстро говорил, торопился, как человек,
2342515113665которому это кажется просто, и он не видит смысла объяснять подробно. Попросила Анелю прокомментировать выступление Прохора, отметив и достоинства и недостатки его выступления. Анеля точно указала на недостаток (дословно: «Прохор, если тебе всё понятно, это не значит , что понятно всем. И ты, как учитель, должен всем объяснять спокойно, не торопиться».)
Приём «Перестрелка» после презентации был использован, чтобы ещё раз оценить уровень понимания темы, с одной стороны, с другой стороны, я считаю, составляя вопросы по теме, дети критически оценивают всю информацию. Вопросы повторялись те, которые я задавала при использовании сигнальных карточек. И это, по-моему, неплохо. Значит, были внимательны, и память, отвечающая за хранение вербальных знаний, достаточно развита. Но всё же не все дети могут сформулировать правильно вопрос, хотя суть понимают.
Следующее задание предполагало не только закрепление полученных знаний, но и « формирование функциональной грамотности личности» («Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных учреждениях(в том числе реализующихинклюзивное образование) РК в 2014-2015 учебном году» (Инструктивно-методическое письмо). Ученики должны были закончить автобиографию Причастия, параллельно повторялись характерные признаки официального документа.
rightbottomС заданием справились легко, кроме 5 группы, в которой задание не поняли. Попросила объяснить Аню, ученица четко объяснила задание ещё раз. Остальные группы читали ответ уверенно, причём теперь уже и не лидеры.
Предложение с включением причастия на тему «Природа. Осень.» составляли первое предложение неуверенно, а со второго оживленно, с удовольствием. Думаю, потому, что дети не употребляют в речи причастия, поэтому сразу это задание не удалось. С другой стороны, это ещё раз подтвердило, что развитие речи учащихся требует особого внимания при планировании уроков.
Самостоятельная работа по выполнению упр.62 из учебника предполагала умение детей с низкой мотивацией найти причастия (6 учеников), а остальные определяли также морфологические признаки причастия. Эта работа оценивалась суммативно, проверялась самостоятельно через Интерактивную доску. В итоге «5» одна, «4» одиннадцать, «2» две, остальные тройки. Двойки в журнал не выставлялись. Консультанты поработали после уроков с одноклассниками. И повторно они выполнили это упражнение на «3».
«Предмет «Русский язык» должен быть направлен на формирование коммуникативных навыков учащихся, чтобы учащийся мог в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости, умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации,»- рекомендуется в инструктивно-методическом письме на 2014-2015 учебный год. Последнее задание по составлению текста из предложений, которые дети в группах должны были реконструировать(сложные предложения перестроить в предложения с использованием причастий) как раз и соответствовало, на мой взгляд, этой рекомендации. Смогли выполнить это задание в группах при активной деятельности консультантов, в роли которых выступали одаренные дети. Потом четыре группы с удовольствием демонстрировали выполненное задание на доске и читали текст. Причём текст предложила прочитать детям с низкой мотивацией, чтобы мотивировать их на активность.
22313905815965Проводя рефлексию, я предложила детям закончить постер «Родословное древо Причастия», украсив дерево плодами (стикеры-яблочки наполнить содержанием по теме урока). Такой вид рефлексии позволил мне выяснить, насколько мне удалось достичь ожидаемого результата по усвоению предметных знаний учениками. И хотя дети устали к концу
24765-635
урока, задание выполняли с удовольствием, даже 5 группа. После того как прикрепили постеры на доске, детям было предложено формативное оценивание «Две звезды и пожелание»(самооценивание). Считаю, что это способствовало развитию саморегуляции. Выполняли с удовольствием, но дети с низкой мотивацией почувствовали себя несколко неуверенно: двое детей не оценили постеры, у четверых одна фраза очень расплывчатая. Качественных записей было всего шесть, такого плана: «Всё правильно по теме. Аккуратно. Но нечётко написано на стикерах». Прочитали несколько стикеров с целью обучения оцениванию. На дом детям было предложено два задания: упр.51 и сочинение «Сказки о Причастии»(одарённые ученики).
Анализируя урок, пыталась ответить на два вопроса: Чему научились ученики на этом уроке? На что мне обратить внимание при подготовке следующих уроков?
Отвечая на первый вопрос, я сделала следующие выводы:
ученики к концу урока пришли к ожидаемому результату: знают отличительные признаки причастия как части речи, могут находить их в предложении и конструировать предложения с причастиями, что способствует развитию их речи;
ученики могут участвовать в диалоге при обсуждении заданий, научились формативному оцениванию работы группы через листы оценивания, «Светофор», научились представлять выводы по новой информации через кластер, узнали назначение постера на уроке, научились рефлексии через приём «Две звезды и пожелание», учились мыслить критически – всё это ведёт к развитию навыков саморегулирования и метапознания, и следовательно, к успешному обучению;
ученики с высокой мотивацией обучения уверенно чувствовали себя в роли лидеров в группе и направляли диалог, одарённый ученик проявил свои возможности при подготовке компьютерной презентации по теме урока и мотивировал других к этому.
По-моему, атмосфера первого урока уже способствовала
повышению мотивации обучения.
Отвечая на второй вопрос, я сделала следующие выводы:
1) нужно уменьшить количество заданий, сконцентрировавшись на их качестве, чтобы укладываться в урок;
1)развитие речи детей требует внимания, нужно учиться говорить чётко, не торопясь в момент выступления;
2)внимательнее продумывать приёмы включения в процесс работы на уроке учеников с низкой мотивацией;
3)учить детей формулировать правильно вопросы;
4)на начальном этапе групповой организации уроков формировать группы с включением в состав ученика с высокой мотивацией;
5) чётче продумывать критерии в листах оценивания в помощь формативного оценивания детьми выполняемых заданий.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать
это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи», - проповедует И.Песталоцци. Думаю, первый урок практики в школе, построенный на основе современных подходов в преподавании и обучении, стал для меня первой ступенькой в усовершенствовании моей последующей педагогической деятельности. Я надеюсь также, что организация уроков с ориентацией на идеи семи модулей Программы, поможет мне в становлении моих учеников «независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением»(«Руководство для учителя», стр.102).