Первые шаги внедрения 7 модулей Программы Кембриджского университета


Первые шаги в изменении моей практики
Осаулко Ольга Викторовна
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №21города Темиртау»
Карагандинская область город Темиртау
Узнав, какую главную идею несет в себе программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я хотела попасть на эти курсы, и обрадовалась, когда мне предложили пройти курсы третьего базового уровня.
На первом этапе «Лицом к лицу» я узнала о семи модулях программы Кембриджского университета, ожидаемыми результатами реализации которых является «сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, и как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» 1,с. 4Программа включает в себя следующие модули: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся», «Управление и лидерство в обучении».
Внедрение всех семи модулей программы, которые взаимно дополняют друг друга, при проведении серии четырех последовательных уроков на практике, позволило мне получить неожиданные результаты. Роль лидера в классе (модуль «Управление и лидерство в обучении») взяла на себя, для того чтобы не только наблюдать за процессом обучения, а скорее «управлять процессом, в котором участники, вовлеченные в этот процесс (учителя, обучающиеся, родители), совместно обучаются совершенствованию практики» 1, с. 83.
Понимая важность психологического настроя на ход всего урока, на начальном этапе каждого урока проводила приветствие в различных формах. Упражнение «Мое настроение », «Все в твоих руках», «Пожелание однокласснику», «Хочу поделиться ...» способствовали возрастанию интереса и эмоциональной мотивации к уроку. Продуктивной работе так же способствовали, проведенные музыкальные физминутки.
В основе « Новых подходов в преподавании и обучении», изложенной в программе лежит «Обучение тому, как учиться» (Флевел,1976, Выгодский , 1978) и «Преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995, Александер, 2008)
Работа в группе  является неотъемлемой частью программы Кембриджского обучения т.к. «взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении» (Мерсер, 2005) 1, с. 27, а также понимая, что «дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального воздействия» 1, с. 10. Такая работа стала основной и на моих уроках. Деление на группы на первом уроке происходила случайным образом, метод «Собери мозаику», на втором уроке я предложила ученикам право выбора поделиться на группы по интересам, на третьем случайно по Цвету магнитов (магниты вытаскивали из непрозрачного мешка), а на четвертом уроке по принципу « с кем я знаком менее всего». Первое деление на группы сопровождались недовольством учащихся из-за личных взаимоотношений с одноклассниками, а так же неуверенностью в себе перед предстоящими проблемами в течение выполнения заданий. Определили правила работы в группе. Распределили роли. Каждый ученик получил задание, чему учиться и чему учить других, при этом, если ученик испытывает трудность, он может обратиться к учителю за помощью. Каждый почувствовал свою значимость в группе. В подобном взаимодействии ученик заинтересован ещё и потому, что не испытывает чувства страха перед учителем, и знает, что он может обратиться к педагогу за советом, за помощью. На этом уроке мне, как учителю пришлось нелегко, т.к. пришлось работать на каждого ученика, а ведь куда легче было бы объяснить один раз тему всему классу. Групповая работа повлияла, как на взаимоотношения учеников, так и на развитие у них взаимоуважения и самоуважения. Понимая то, что работая вместе над проблемой, а не самостоятельно, «варясь в собственном соку», можно достичь результата, ребята стали работать сообща. Многие ученики, впрочем, и я тоже, узнавали ребят с другой стороны, они становились более открытыми, у них происходил настрой на доверительные отношения, появлялось желание работать, общаться с одноклассниками, с которыми ранее общались только по мере необходимости. Во время первого урока, меня поразило, что ученики со средними способностями быстрее ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем «сильные» ученики. «Сильные» же ученики боялись ответить не правильно. Открытием стало, то что слабые ученики включились в работу группы и стали высказывать свои мысли и предлагать новые идеи.  Учащиеся осознали, что «являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата», вовлеченными во взаимный процесс общения, «в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед » (Александер,2004) 1, с 37.
Один из факторов влияния на  изменения  учеников, по моему мнению, это не только командная работа, но и поощрение, и оценивание в процессе обучения. На разных этапах урока, для самооценивания и взаимооценивания, были применены такие   приемы как «Светофор»,  «Сигналы рукой» «Кулак-ладонь», стратегия «Плюс-минус-интересно», устное комментирование, так же «лист наблюдения работы в группе», оценивание по критериям. На заключительном уроке оценили свои достижения на «Лестнице успехе». Ученикам понравилось, что не учитель, а они сами могут оценить свою работу и работу одноклассников, хотя на первых уроках такая оценка была завышенной, но выработав критерии оценивания, ребята смогли, избегая обид и конфликтов, не только оценить работу одноклассников, но и контролировать уровень своих достижений.
Понимая, что «ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися понятий» 1, с. 58, на уроке при изучении темы использовала работу с программой ЕХСEL, для анализа расположения графиков линейной функции в зависимости от k и b, что способствовало не только развитию понимания того, что компьютер является помощником в обучении, но развитию критического мышления.
Так же реализуя модуль «Развитие критического мышления» использовала различные стратегии, а именно «мозговой штурм», создание постеров, концептуальных карт. При изучении темы организовала работу по методу «Пазл», метода «Ранжирования карточек», метода «Посланник». Что способствовало развитию у учеников «способности к сбору и анализу информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других» 1, с. 11. Этот модуль тесно связан с модулем «Обучение талантливых и одаренных учеников», Реализацию которого осуществила через распределение ролей в группе, что способствовало проявлению лидерских способностей, возможности проявить нестандартный подход к решению учебных и творческих задач. Для выполнения домашней работы ребятам предложены на выбор усложненные задания, а также задания опережающего характера.
Для реализации модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», понимая, что «…данный модуль актуален в контексте тех этапов развития учеников, которые определяют степень доступности обучения..» 1, с.12, задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями, помимо заданий, предложенных для «сильных» учащихся, подобраны задания, выполнимые любым учеником класса, продуманы этапы урока. К концу своей практики я смогла измениться сама, изменить свое видение процесса преподавания, увидела изменение в своих учениках, в их мышлении, в их отношении к обучению, и к своей позиции в процессе обучения.
Список литературы
1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.)