Презентация по литературе Лингвостилистический анализ произведения А.Костюнина Совёнок


Методические материалы к уроку литературы по теме «Лингвостилистический анализ произведения А.В.Костюнина «Совёнок». Лингвостилистический анализ произведения Александра Викторовича Костюнина «Совёнок»Перфильева Нина Семёновна – учитель русского языка и литературы МОУ «Радищевская СОШ»Образование:Иркутский Государственный университет, филологический факультет, 1987г.Стаж: 37лет.Квалификация: первая категория. Цели.Цели.1.Познакомиться с творческой биографией Александра Викторовича Костюнина.2.Рассмотреть, какие уроки нравственности преподаёт главный герой рассказа «Совёнок».3.Проанализировать рассказ «Совёнок» через характеристику главных героев, характеристику художественного пространства и времени в рассказе, характеристику языка. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ«Родной дом»Родился в Карелии, в с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил факультеты сельскохозяйственный и экономический Петрозаводского Государственного Университета. "Биография у меня короткая - две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души»".На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А.И.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». г. Москва, 19-21ноября2007 г. По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы (малая проза) «Лучшая книга года» Александр Костюнин признан лауреатом за книгу «В купели белой ночи». Сергей Михалков и Александр Костюнин Александр Викторович является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации. «О фотографии трудно говорить. (Яркий зрительный образ не передать комбинацией букв). Можно лишь с уверенностью сказать о том значении, которое она занимает в моей жизни, и чем для меня является. Фотография для меня — это ответная реакция на открывшуюся внезапно способность не просто смотреть, но и видеть.Александр Костюнин увлекается живописью и фотографией. «Фотография для меня — это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке». Фотография для меня — это попытка "зажечь свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту"; это попытка придать своей жизни смысл. С уважением, фотохудожник Александр Костюнин Персональные выставки фотографий А.В.Костюнина прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии. Заглавие и художественный текст. «Широко распахнутые выразительные глаза. Длиннющие реснички. Казалось, слышно было, как хлопают. Махонькая, годика три. Серьёзная – серьёзная. Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго, чтоб не расплетались. Девчушка замрёт, а голова крутится: вправо-влево, вправо-влево. Точь-в-точь совёнок». детёныш совы – Совёнок – «кнопка» Серёжкины Уроки милосердия«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце». Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Забота – это внимание, попечение. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь. Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. Любовь – это чувство глубокой привязанности, преданности, чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. ДОБРОТАЗАБОТАСОСТРАДАНИЕЛЮБОВЬмилосердие Художественное время и пространство в рассказе А.В.Костюнина «Совёнок». Точкой отчёта времени начинается с переезда Совёнка в дом. Девочка была «махонькая, годика три»;«Дети подрастали. Совёнок пошёл в первый класс…».«Прошли годы….Серёжка стоял, положив руку на плечо невысокой хрупкой девушке».БОЛЬШОЙ КРУГ ТЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ ГЕРОЕВ Знакомство рассказчика с Совёнком состоялось летом, когда «девчушка, присев на корточки, лепила маленькими ладошками башенку дворца».«Осень с холодами принесла ранние сумерки….С тополей, тяжело кувыркаясь, облетают последние усталые листья…. А в глубине двора …Совёнок качается на качелях». «В феврале было. Заходит Совёнок. Совёнок, не поднимая головы, пробубнила:- Мамка сказала, завтра к нам дядя Жора переедет. Насовсем…Сообщила и ушла»;«И вот однажды, ранней весной, мы собрались на выходные в деревню. Сын обещал приехать позже... Не один, с невестой. С женой гадали-гадали: «Кто избранница?»малый круг течения жизни героев художественное пространствоприродноебытовоеоткрытоезакрытое синонимыглаголызвучанияметафорасравненияантонимыперифразаолицетворениефразеологизмыэпитетыЗАМЕТКИ О ЯЗЫКЕРАССКАЗА А.В.КОСТЮНИНА«СОВЁНОК» эпитетыизобразительныевыразительные-оценочные--эмоциональные--метафорические--световые--цветовые--звуковые- контекстные синонимыСО -ВЁ -НОКдевчонкадевчушкапацанкаподружкаНаташкадочьзайкабездомный котёнокдевочкапервоклашкакнопкадочкападласказительницаартисткаизбранницаневестаспутницадевушкаНаташволшебницаневесткаподранок глаголы звучанияИздавать звуки, выражая горе.Издавать звуки,выражая радость.Издавать звуки – в значении «говорить».«девчонка захныкала»,«ГОРЬКО ПЛАКАЛА»,«раздался гогот»,«глухо чокнулись»,«Раиса прыснула от смеха»«соседка промурлычет»,«Совёнок пробубнила»,«девочка мычала» образ рассказчикаМне словно душу оголили… Я почувствовал, как из неё с болью… выкатилась… крупная сухая горошина.– Я... что я?.. Лишь бы вам было хорошо… И будто... тяжёлый гнёт свалился с плеч.Свалился тяжёлый гнёт...…До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста! Н.Рубцов «До конца» «…ЭТА ДЕВЧОНКА – ВОЛШЕБНИЦА!»Только такая девочка могла мечтать о простом человеческом счастье через сочинённую ею сказку о доброй волшебнице. Совёнок всегда хотела, чтобы у неё была полная семья. Автор не зря в своём рассказе обращается к элементам сказки, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. М.М.Пришвин писал: «Сказка – это выход из трагедии». Совёнок осталась навсегда немой, но она обрела семейное счастье, у её сказки счастливый конец. Рисунки к произведению А.Костюнина «Совёнок», выполненные Свистун Дарьей, ученицей 9 класса. «Дороги, которые мы выбираем» Произведения автора заставляют задуматься над многими нравственными проблемами. Они учат нас сопереживать, ведь это верный признак доброго сердца, а чувствительность – залог милосердия и добрых дел. Произведения А.Костюнина помогут многим молодым людям выбрать правильный путь в жизни. Нельзя быть равнодушным к чужой беде, нужно уметь вовремя протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается. Это прекрасно, что в наш век рождён такой писатель – Александр Викторович Костюнин. Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения.-Петрозаводск,2007Костюнин А.В. Ковчег души./Александр Костюнин; рис. Е.П.Крушельницкой. – Петрозаводск, 2009.-272с.:ил.Полное собрание произведений Костюнина А.В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru использованные ресурсы