Статья «Формирование партнерских отношений педагога и родителей в современных условиях дополнительного образования».

Елисеева Светлана Борисовна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУДОД ДТДМ г.о. Тольятти, Самарская область.
«Формирование партнерских отношений педагога с родителями в современных условиях дополнительного образования»
Закон об образовании в РФ определяет дополнительное образование как составляющую всей системы образования. Дополнительное образование не является обязательным, именно это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и в особенности работы с родителями. Процесс организации работы с родителями в УДО во многом зависит от степени серьёзности отношения родителей к деятельности и ее значению , в жизни их ребёнка, к системе дополнительного образования в целом. Это отношение семьи к деятельности ребёнка является определяющим в том, насколько успешной и полезной будет эта деятельность. В свою очередь успешность ребенка и польза от занятий выбранным видом деятельности формируют позитивное отношение родителей к дополнительному образованию и их активному участию в организации образовательного процесса в творческом объединении. Педагоги отмечают меняющуюся роль и место родителей в современном образовательном процессе. Родители наших обучающихся рассматривают Дворец, не только, как место для занятий полезным делом, организации содержательного досуга детей, но и заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий образовательный результат. Соответственно это потребовало от педагогов отдела установления партнерских отношений с родителями обучающихся, поиска путей создания атмосферы поддержки, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Как показала практика, в тех объединениях, где педагоги провели большую работу в этом направлении, обеспечено комфортное пребывание детей в творческом объединении, интересная содержательная жизнь во Дворце и дома, что сформировало устойчивый интерес к занятиям творчеством, и способствует формированию позитивных социальных интересов у обучающихся. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, готовность к профессиональному самообразованию. Для нас каждый родитель –желанный участник образовательного процесса в наших творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются при организации работы с детьми. Организация работы с родителями это постоянный поиск возможных путей сотрудничества. Педагогами отдела накоплен определенный опыт и выработан алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Сравнить его можно со строительством дома, в котором комфортно и детям, и родителям, и педагогам. Он включает в себя несколько этапов.
«Знание приобретешь, никогда не пропадешь».
Проанализировав предыдущий опыт работы с родителями, пришли к выводу, что для сотрудничества, прежде всего, необходимо расширить зону ознакомления родителей с деятельностью творческих объединений отдела, с ролью Дворца в образовательной и общественной жизни района, города. То есть создать своеобразный фундамент. Эта большая работа проводится и педагогами, и методистами отдела по направлениям:
1. Маркетинг. 2. Реклама. 3. Коммуникационная деятельность.
В результате такой объемной и кропотливой работы появились новые формы. Назвали их: «От родителя к родителю», «От ребенка к родителю». Это возникло в тех объединениях, где дети занимаются уже не первый год и существует преемственность между творческими группами в объединении. Суть: на таких больших мероприятиях как «День открытых дверей», организационные собрания, рекламные акции о деятельности творческого объединения рассказывает не педагог, а родители или обучающиеся. Результаты не заставляют себя ждать: группы в этих творческих объединениях увеличиваются, контингент пополняется. Кроме этого существует практика, когда родители несут информацию о деятельности творческого объединения и отдела в целом на родительские собрания в коллективы родителей классов и дошкольных учреждений, где учатся и находятся их дети. В результате, в творческих объединениях занимаются по несколько детей из одного класса или группы д/с. Эта работа ведется в течение всего учебного года.
4. Эффективное использование педагогами Интернет ресурсов.
Создание групп в социальной сети «Вконтакте», в социальной сети педагогических работников. Такие у нас есть у многих коллективов.
Итак, родитель получил информацию, делает свой выбор, и, приводя ребенка в творческое объединение, хочет получить качественную образовательную услугу. Он ждет этого от пеагога. И здесь необходима презентация педагогического мастерства педагогом. Он должен продемонстрировать тот высокий уровень своей профессиональной деятельности, которой владеет, способности управлять этой деятельностью на высоком профессиональном уровне и свои личные позиции. Это первый кирпичик дома. От этого зависит останеться ребенок в творческом объединении или нет.
«Какой мастер, такие и ученики».
В творческих объединениях отдела несколько раз в год (в зависимости от возраста обучающихся, и года обучения) педагоги проводят открытые занятия, на которых родители знакомятся с методикой преподавания, требованиями, которые предъявляет педагог. А главное педагоги стараются построить так занятие, чтобы каждый родитель увидел значимость занятий для ребенка. Стоит отметить, что формы открытых занятий подбираются дифференцированно к каждой группе творческого объединения. Учитывается возраст, год посещения, уровень подготовленности. Наряду с традиционными формами открытого занятия, педагоги используют и другие. Это концерты (вокальные студии), творческие показы (театральная студия), портфолио работ обучающихся (изостудия), конкурсы умений и навыков. Конкурсная форма проведения открытого занятия эффективно используется педагогами т.к. свои навыки и умения может продемонстрировать каждый обучающийся. Кроме этого в жюри такого конкурса приглашаются родителей, и они сами оценивают своих детей. Большой популярностью пользуются мастер-классы. Педагоги демонстрируют свое мастерство исполнения перед родителями. Особенно активно они проводятся в студиях современной гитары, классической гитары, студии бального танца.
Демонстрация достижений обучающихся в форме портфолио.
Демонстрация портфолио педагогов.
Благодаря этим усилиям и работе педагогов, в отделе появилась такая тенденця, что родители ведут детей не просто заниматься творчеством в наши объединения, а идут на конкретного педагога.
Следующий кирпичик нашего общего дома сродни пословице
«Дружная семья не знает печали».
Выстраивание партнерских отношений – самый трудоемкий этап. Чтобы родители, стали нашими активными партнерами, необходимо инициирование активности участия семьи в процессе развития ребёнка творческого, духовно-нравственного. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года и корректирование этой деятельности в течение года в каждом творческом объединении. Перед педагогами ставится задача способствовать единению, сплочению семьи, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей. Поэтому в отделе организована обучающая деятельность в этом направлении: проводятся творческие
мастерские, где опытные педагоги делятся мастерством, семинары, предлагается методический материал, проводятся индивидуальные консультации. Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается с одной стороны вовлечением родителей в организацию учебно-воспитательного процесса и с другой в управление творческим объединением.
Средства реализации:
1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
свободный доступ к образовательным программам и планам работы, информационные стенды, информация на сайте Дворца, объявления, индивидуальные и групповые консультации педагогов, родительские собрания.
В творческих объединениях обучающиеся ведут дневники, в которых педагог ставит отметку о работе на занятии и родитель всегда может видеть успехи своего ребенка после каждого занятия. Раздаются творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие укреплять доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Педагоги еженедельно проводят «родительскую летучку», на которой родители узнают об успехах своих детей, практикуется присутствие родителей на занятии, изготовление раздаточного материала к занятиям, помощь в оформлении и подготовке выставок детских работ, коллективный просмотр выполненных работ после занятия с обсуждением.
2. Фестивальная и конкурсная деятельность в творческом объединении -это еще одно средство, с помощью которого устанавливаются партнерские отношения с родителями. В отделе нет ни одного коллектива, который бы не проводил эту деятельность, надо отметить, что некоторые педагоги со своими воспитанниками в течение года участвуют в 5 и более конкурсах и фестивалях. Педагоги разъясняют родителям о необходимости участия в конкурсах и не только для того, чтобы показать образовательный результат и получить оценку жюри. Участие в конкурсах и фестивалях мощное средство в формировании позитивных социальных интересов у обучающихся и четких представлений о базовых духовно-нравственных ценностях.
3. Концертная деятельность.
Привлечение родителей к организации и участию в концертах и мероприятиях, практикуется дежурство родителей во время таких мероприятий.
4. Пополнение и укрепление материально-технической базы. Изготовление костюмов, фото и видеосъемка. Предоставление транспорта для поездок- все это присутствует в творческих объединениях, в которых педагоги ведут большую работу с родителями.
«Веселье делу не помеха»
Ни что не укрепляет отношения между людми, как общее дело, а если оно еще доставляет удовольствие, то связь становится крепче. «Веселье делу не помеха», такой русско-народной поговоркой можно назвать еще один кирпичик нашего дома. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное и полезное. Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность творческого объединения не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции духовно-нравственного развития, становления его как личности, гражданина. Поэтому досуговой деятельности в творческих объединениях наши педагоги уделяют большое внимание. Такие формы коллективного досуга как дни именинника, традиционные новогодние мероприятия, игровые программы сплачивают между собой педагога детей и родителей, делают их семьей, в которой формируются свои традиции: совместные поездки на природу по окончании учебного года, экскурсионные поездки по городу, по области, Дни здоровья, коллективные походы в кино. Такие совместные мероприятия создают условия для формирования у обучающихся четких представлений о духовно-нравственных ценностях.
Говоря о формировании таких ценностей важно отметить, что в отделе проводятся с привлечением родителей социально значимых мероприятий. Это концерты в Доме ветеранов труда, в реабилитационном центре, концерты и мероприятия ко Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню Великой Победы. В этом году провели фестиваль творческих работ «Моя веселая семья», порадовало не только количество участников, но и творчество родителей, некоторые работы были настолько
интересны и оригинальны, что пришлось присуждать призовые места и готовить подарки. К 70-летию Победы родители совместно с детьми в творческих объединениях готовили работы для участия в городской акции «Книга памяти». Участие в таких мероприятиях способствуют формированию у обучающихся мотивов нравственного поведения и четких представлений о духовно-нравственных ценностях, поэтому в отделе этой работе уделяется большое значение и планируем ее разнообразить.
«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
Все больше родителей в наших творческих объединениях не просто зрители, а выступают в роли участников образовательного процесса.
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения и как следствие устойчивый интерес не только детей, но и родителей к занятиям творчеством своих детей. Формы, виды, средства, которые используют педагоги в работе с семьей, позволяют педагогам отдела эффективно взаимодействовать с родителями как с единомышленниками и партнерами. Родители же приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогом и другими родителями.
Итог этой работы в отделе: высокий образовательный результат, обучающиеся творческих объединений отдела являются неоднократными победителями самых разных Международных и Всероссийских конкурсов, постоянными участниками городских мероприятий; формирование позитивных социальных интересов, обучающиеся наших творческих объединений постоянные участники различных акций, марафонов, благотворительных мероприятий;
повышение мотивации обучающихся к занятию творчеством, укрепление интереса. Подтверждение этого - сроки обучения в наших творческих объединениях от 3 до 8 лет.
«Семья сильна, когда над ней крыша одна».
Какой дом без крыши. Наша крыша – это наши самые активные родители. Те, кто не только думает о будущем своих детей, об их образовании, но и откликается своим взаимодействием на стремления педагогов отдать все свое педагогическое мастерство своим воспитанникам. Мы бесконечно благодарны родителям и ни одного из них не оставляем без внимания.

15