Урок русского языка в 3 классе по теме «Упражнения в определении падежей»

Тема: Упражнения в определении падежей.
Цель: 1. Развивать умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
2. Формировать готовность учащихся к разным видам интеллектуальной
деятельности;
способствовать развитию речи и умения слушать.
3. Способствовать воспитанию в себе самостоятельности, целеустремлённости.
Задачи: 1. Формирование умения определять падежи у имён существительных.
2. Формировать УУД:
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- осознание смысла учения и личностной ответственности за будущий результат;
готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
- адекватную самооценку.
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему и цели урока; контроль своей деятельности способом
сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат
деятельности.
Познавательные УУД:
- умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
- поиск и выделение новой информации; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать учителя; вступать в диалог с другими детьми в решении
учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в группе, формировать собственное
мнение.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся определять падежи имён существительных по вопросу и предлогу.

Оборудование:
Учебники, тетради на печатной основе, ноутбук с аудиозаписями, таблицы.

Ход урока:

I. Оргмомент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт сегодня впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.

II. Минутка чистописания.

По дорожке ветер гонит снежинки, они тихо кружатся и летят. продолжите образцы до
конца строчки. Какую букву вы прописали? А метель тем временем выдула буквы из
слов.
III. Актуализа.ция знаний.
Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён
существительных.
м.р. ж.р. м.р. ср.р. м.р. ж.р. ср.р. м.р.
Адрс, гзета, вгон, слнце, вкзал, дрога, хзяйство, тлфон,
ср.р. м.р. ср.р.
путшествие, смлёт, скусство.

па(с,сс)ажир, ко(л,лл)екция, а(л,лл)ея.
На какую оценку вы себя оцените?
IV. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте.
Над лесом, под кустом, перед школой, за окном.
- Что общего у этих записей? (Это имена существительные, которые стоят в
Творительном падеже с предлогом)
- Чем они отличаются? (Они разного рода и употреблены с разными предлогами)
- Как определить падеж имени существительного? (По вопросу и предлогу)
V. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
упр. 70 стр. 40.
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Найдите предложение, в котором слово «дело» стоит в Именительном падеже.
Запишите. (Дело мастера боитя)
Далее работа в парах. Проверка.
упр. 71 стр. 41. (Самостоятельная работа. проверка)
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите падежи имён существительных.
т.п. и.п. т.п. в.п. т.п. д.п.
Ночью метель укрыла пушистым снегом рябину. Утром к рябинке прилетели
и.п. т.п. р.п.
свиристели. Они стали лакомиться ягодами рябины.
- Как определить падеж имени существительного? (по вопросу, предлогу)
2. Работа со словом из словаря.
- Отгадайте загадки:
Весной зеленела, В сенокос – горька,
Летом загорела, А в мороз – сладка.
Осенью надела Что за ягодка?
Красные кораллы.
- Нам дано новое словарное слово.
- Какую «хитрую» орфограмму нам надо запомнить?
- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом «рябина». Запишите.
- Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка.
Прилетели свиристели
На рябину дружно сели.
Головками кивали
И ягодки клевали.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику
упр. 72 стр. 41. (самостоятельная работа с проверкой)
2. Запись под диктовку. Определить падеж имён существительных.
п.п. р.п. р.п. т.п.
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью,
п.п. п.п. д.п. п.п.
спит в берлоге, летел на самолёте, подлетел к дереву, отдыхал на море, объяснил
д.п. п.п.
ученику, плыли на пароходе.
VIII. Рефлексия.
Тетрадь на печатной основе. стр. 29.
IX. Подведение итогов.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Чему вы научились?
- Каким членом предложения является имя существительное в Именительном падеже?
X. Домашнее задание.
Составить и записать 3 предложение со словом «книга», употребив это слово в разных
падежах.
15