Конспект занятия по обслуживающему труду для умственно отсталых детей на тему:Мытье посуды


Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы
социальной защиты населения
«Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Конспект занятия по обслуживающему труду
на тему: «Мытье посуды »

Выполнила инструктор по труду
Тухватшина А.Ф
2016 г.
Тема занятия: «Мытье посуды»
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Закрепить у детей обобщающее понятие "посуда".
2.Продолжать учить детей называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду.
3.Продолжать учить детей определять целевое назначение посуды.
4.Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.
5.Активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно -развиваюшие задачи:
1.Развивать речь, общую моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание.
3.Развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к посуде. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
Посуда кухонная, чайная, столовая;
Карточки с изображением посуды.
Продукты.
Посуда из разного материала.
Ширма.
Платок.
Корзинка.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Здравствуйте!
-Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы с вами умеем работать и чему мы с вами научились.
-Давайте поздороваемся с нашими гостям. (дети здороваются)
-А сейчас внимательно послушайте стихотворение:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
2. Вводный инструктаж:
-Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
-Правильно! О посуде?
- Так для чего нам нужна посуда? (ответы детей)
-Правильно! Чтобы в ней готовить и из нее есть.
-А из чего делают посуду? И каких материалов? (дети отвечают)
-Правильно! Из стекла, фарфора, дерева, металла и пластмассы.
Игра «Как звенит посуда»
-Давайте с вами поиграем в одну игру. Вы по звуку должны будете определить из каких материалов сделана посуда? Я постучу по ней, а вы послушаете и отгадаете, из чего же сделана посуда?
(за ширмой извлекаю различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек) Попутно задаю вопросы:
-Из какого материала сделана посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? (Деревянная.) и т. д.
-Следующая игра в которую мы с вами поиграем называется « Что лишнее?»
Дидактическая игра «Что лишнее?»
-Ребята, а сейчас посмотрите на стол.
1. На стол выложить кастрюлю, чайник, ложку, чашку, утюг.
-Какой предмет здесь лишний, почему?
(Утюг– бытовой прибор, остальные предметы – посуда)
2. На стол выложить сковороду, ложку, стакан, чайник, кастрюлю.
-Какой предмет здесь лишний, почему?
(стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла)
На стол выложить хлебницу, масленку, сахарницу, солонку, тарелку.
-Какой предмет здесь лишний, почему?
-Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.
-Ребята, у меня в корзинке лежат продукты, помогите мне их правильно разложить в соответствующий вид посуды, предназначенный для его хранения.
Дети располагают продукты в соответствующий вид посуды (дети хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, сахар в сахарницу, соль в солонку)
-Молодцы!
-Ребята! Посмотрите на стол, что вы видите?
(На столе беспорядок, разбросана вся посуда. )-Что же здесь случилось? Не напоминает ли вам это сказку о бабушке Федоре, которую мы недавно прочитали? Возможно посуда тоже убежала от кого-то.
- А теперь закройте все глаза.
(надеваю платок. Дети открывают глаза)- Федора: Я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Угадали из какой сказки я к вам пришла? (дети отвечают)
- Правильно, из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
- Федора: А почему посуда убежала от меня?
- Дети: Потому что Федора посуду не любила, била ее, не мыла ее.
- Федора: А вы научите меня, как с посудой нужно обращаться? Что нужно делать, чтобы она больше не убегала от меня?
-Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо чистить, мыть, вытирать, на место убирать.
- Федора: Я все поняла! Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её любить и уважать.
-Ребята, поможете мне посуду помыть? Тогда становитесь в кружок.
Физкультминутка «Мытье посуды»
Федора говорит, а дети изображают.
Вы пойдите-ка, немытые, домой (Дети маршируют на месте)
Я водою вас умою ключевой. (Дети имитируют процесс умывания лица)
Я почищу вас песочком, (Дети трут кулаком о ладонь)
Окачу вас кипяточком (Взмахи обеими руками)
И вы будете опять. (Поднимают руки в стороны)
Словно солнышко, сиять. (Делают движения руками по кругу)
Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам»
- Федора: Ребята, посуду то мы с вами помыли, а теперь нужно ее по полочкам разложить.
(раздать детям карточки с посудой)
- Федора: Посмотрите внимательно на свою карточку и подумайте, к какому виду посуды относится предмет.
- Федора: Ребята, подойдите к доске те, у кого на карточке нарисована кухонная посуда и поставьте ее на верхнюю полку.
Дети выполняют задание.
- Федора: А теперь к доске подойдут дети, у которых на карточках нарисована столовая посуда и поставят ее на среднюю полку.
Дети выполняют задание.
- Федора: Подойдите те, у кого на карточках изображена чайная посуда и поместите ее на нижнюю полку.
Дети выполняют задание.
-Федора: Скажите, как называется посуда, которая стоит на верхней полочке? (кухонная)
-А как ее используют? Для чего она нужна? (для приготовления пищи на кухне)
-Федора: Скажите, как используют посуду, которую вы поместили на вторую полку?
- Дети: Из этой посуды едят.
-Федора:  Как называется посуда, из которой вы кушаете?
- Дети:  столовая.
-Федора: Ай - да, молодцы! А вот как пользуются посудой, которую вы поместили на третью полку?
- Дети: Из нее пьют чай.
-Федора: Все-то вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?
-Дети: Чайная.
3. Текущий инструктаж. Практическая работа.
-Молодцы! Поможете мне еще в одном деле?
-Вы же знаете, что в моем доме развелись лягушки и тараканы. Они-то и перепутали картинки с правилами мытья посуды. Помогите мне их разложить по порядку (дети раскладывают по порядку карточки последовательности мытья посуды)
-Ой, какие вы молодцы! Все-то вы знаете, все-то вы умеете, а я дожила до стольки лет и до сих пор не научилась правильно мыть посуду.
-Научите меня?
-Сейчас я раздам вам карточки, на которых изображена посуда. Вам нужно будет найти эту посуду на столе и вымыть ее. Не забывайте про последовательность мытья посуды.
- У кого на карточке изображена чайная посуда? Найди на столе чайную посуду и вымой ее.
(дети по очереди на столе находят посуду изображенную у них на карточках и моют ее)
-Молодцы, навели мне в доме порядок. Устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Мы тарелки дружно мыли»
Мы тарелки дружно мыли
Вот так. Вот так.  Дети имитируют мытье посуды
А потом их вытирали и на полку убирали. Вот так. Вот так. Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
А потом мы отдыхали, дружно, весело плясали. Пляшут под музыку.
-Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
Игра с мячом «Назови ласково» - чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
4. Заключительный инструктаж. Рефлексия.
- Что вам понравилось на нашем сегодняшнем занятии? Что вы запомнили?
- Я тоже хочу сказать, что мне понравилось на сегодняшнем занятии. Мне понравилось, что вы все дружно работали. Я узнала много нового про посуду, вы научили меня правильно ее мыть . Теперь я знаю, что нужно делать, чтобы посуда снова не убежала от меня. Теперь в доме у меня всегда будет порядок и никогда не будет немытой посуды. Спасибо вам, ребята за занятие!