Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.03 Рисунок и живопись


Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»
Комплект
контрольно-оценочных средств
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по учебной дисциплине
ОП.03 Рисунок и живопись
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по специальности
43.02.02 Парикмахерское искусство
(программа подготовки специалистов среднего звена)
Волгодонск
2015

ОДОБРЕН:
цикловой комиссией
профессионального парикмахерского
цикла. Протокол от «31» 08 2015 г. № 1
Председатель ЦК_________ /Е.Л. Иванова /
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по учебной работе
_________ /О. В. Кобелецкая/
«___»_______ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора поучебной работе
__________/А.П. Орехова/
Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачетапо учебной дисциплине ОП.03 Рисунок и живопись, разработан на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.02«Парикмахерское искусство», (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 466, зарегистрирован в Минюст России от 11.06.2014 N 32675) входящей в укрупнённую группу специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, рабочей программы учебной дисциплиныОП.03 Рисунок и живопись(разработчик: Пономарева А.А, год разработки 2015, утвержденной заместителем директора ГБПОУ РО «ВТИТБиД» по учебной работе Кобелецкой О. В. от «31» 08. 2015г.); Положения о текущем контроле успеваемости студентов ГБПОУ РО «ВТИТБиД» (утвержденного приказом директора ГБПОУ РО «ВТИТБиД» от «02» 09. 2014 №567/1).
Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского» (ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД»).
Рекомендован методическим советом ГБПОУ РО «ВТИТБиД», протокол №1 от 31.08.2015
Разработчик:
Пономарева А. А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД»
Рецензенты:
Сергеева О. А. -преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ВТИТБиД».
Новоселова О. В., кандидат педагогических наук, член творческого Союза художников РФ
Пономарева А. А., 2015
Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна
имени В. В. Самарского, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств………………………4
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……4
3. Оценка освоения учебной дисциплины……………………………………...10
3.1. Формы и методы оценивания………………………………………………10
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины…………..13
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по
чебной дисциплине……………………………………………………….……..32
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Рисунок и живопись обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по 43.02.02 Парикмахерское искусство следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию и общими компетенциями:
У1- выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению.
З1 - основные законы, средства и приемы рисунка и живописи.
Общие компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь: У1- Выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению; Точность построения натюрмортов, фигуры и головы человека при выполнении эскизов и зарисовок.
Соблюдение последовательности в выполнении эскизов и зарисовок натюрмортов фигуры и головы человека с натуры и по воображению;
Обоснованность выбора графического, живописного и декоративного решений при выполнении эскизов и зарисовок; Устный опрос
Теоретические вопросы по Разделу 2.
Теоретические вопросы по Разделу 3.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ:
Практическая работа№1 Изображение плоских прямолинейных и криволинейных фигур в различных положениях и ракурсах.
Практическая работа №2. Выполнение линейно-конструктивного рисунка геометрических тел и предметов быта несложной формы
Практическая работа №3. Выполнение тонального рисунка геометрических тел и предметов быта несложной формы
Практическая работа №4. Выполнение рисунка натюрморта из геометрических тел и предметов быта (без драпировки)
Практическая работа № 5. Выполнение рисунка натюрморта из предметов быта на фоне драпировки
Практическая работа № 6. Освоение приемов работы красками и кистью, смешение цветов
Практическая работа №7. Покрытие плоскости основными, дополнительными, родственными, контрастными цветами и их оттенками.
Практическая работа № 8. Изображение натюрморта из 2-3 предметов быта в технике гризайль
Практическая работа № 9. Изображение натюрморта из предметов быта на фоне драпировки (в определенной гамме) в живописном решении
Практическая работа № 10. Изображение тематического натюрморта без драпировки в графическом решении
Практическая работа № 11. Выполнение анатомических зарисовок головы человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам)
Практическая работа № 12. Выполнение анатомических зарисовок головы человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам)
Практическая работа № 13. Выполнение рисунка гипсовых слепков частей лица
Практическая работа №14. Выполнение рисунка гипсовой головы с плечевым поясом
Практическая работа № 15. Выполнение рисунка головы живой модели с натуры
Практическая работа № 16. Выполнение рисунка головы человека с натуры в технике «гризайль»
Практическая работа № 17. Выполнение рисунка головы человека с натуры в живописном решении
Практическая работа № 18. Выполнение рисунка головы человека с натуры в графическом решении
Практическая работа № 19. Зарисовка элементов причесок с натуры
Практическая работа № 20 Выполнение рисунка головы человека с натуры с проработкой элементов прически.
Практическая работа № 21.Выполнение рисунка головы человека с натуры в живописном решении
Практическая работа № 22.Выполнение рисунка головы человека с натуры в графическом решении
Практическая работа № 23.Зарисовка элементов причесок с натуры
Практическая работа № 24. Выполнение рисунка головы человека с натуры с проработкой элементов прически
Практическая работа № 25. Выполнение рисунка прически по образцу в классическом или романтическом стиле в живописном решении
Практическая работа № 26. Выполнение рисунка прически по образцу в авангардном или спортивном стиле в живописном решении
Практическая работа № 27. Выполнение рисунка прически по образцу в экстравагантном или элегантном стиле в живописном решении
Практическая работа № 28. Выполнение рисунка прически с использованием дополнительных аксессуаров (заколок, цветов, бантов, камней и др.) в живописном решении
Самостоятельные работы №1- №10.
Контрольная работа № 1 «Изображение тематического натюрморта в декоративном решении»
Контрольная работа № 2 «Выполнение рисунка головы человека с натуры в декоративном решении»
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -выбор и применение методов и форм решения профессиональных задач в области парикмахерского искусства; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области парикмахерского искусства;
- эффективность и качество выполнения работ; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, в том числе электронных; активные занятия самообразованием. Знать: З1 - Основные законы, средства и приемы рисунка и живописи.
Использование законов, средств и приемов рисунка и живописи Устный опрос
Теоретические вопросы по Разделу 1.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических работ:
Практическая работа №1 Рисование линий, дуг, окружностей, квадрата, шестиугольника. Упражнения в штриховке.
Практическая работа №2 Линейный рисунок геометрических фигур, расположенных выше и ниже линии горизонта.
Практическая работа №3 Перспективное рисование куба, цилиндра, шара, призмы.
Практическая работа №4. Выполнение линейно-конструктивного рисунка предметов быта несложной формы
Практическая работа №5 Выполнение тонального рисунка геометрических тел
Практическая работа № 6. Выполнение рисунка натюрморта из предметов быта (без драпировки)
Практическая работа № 7.Выполнение рисунка натюрморта из предметов быта на фоне драпировки
Практическая работа № 8. Освоение приемов работы красками и кистью, смешение цветов. Получение различных цветовых гамм.
Практическая работа №9. Упражнения по изменению светлоты и насыщенности цвета
Практическая работа №10. Покрытие плоскости основными, дополнительными, родственными, контрастными цветами и их оттенками.
Практическая работа №11. Упражнения по цветовым растяжкам
Практическая работа № 12. Изображение натюрморта из 3 предметов быта в технике «гризайль»
Практическая работа № 13. Изображение натюрморта из предметов быта на фоне драпировки в живописном решении
Практическая работа № 14. Изображение тематического натюрморта в графическом решении
Практическая работа № 15. Выполнение зарисовок черепа человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам)
Практическая работа № 16. Выполнение анатомических зарисовок головы человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам)
Практическая работа № 17. Выполнение рисунка гипсовых слепков губ, уха, глаза, носа Давида.
Практическая работа № 18. Выполнение рисунка гипсовой головы с плечевым поясом
Практическая работа № 19. Выполнение рисунка головы живой модели с натуры
Практическая работа № 20.Выполнение рисунка головы человека с натуры в технике «гризайль»
Практическая работа № 21.Выполнение рисунка головы человека с натуры в живописном решении
Практическая работа № 22.Выполнение рисунка головы человека с натуры в графическом решении
Практическая работа № 23.Зарисовка элементов причесок с натуры
Практическая работа № 24. Выполнение рисунка головы человека с натуры с проработкой элементов прически
Практическая работа № 25. Выполнение рисунка прически по образцу в классическом или романтическом стиле в живописном решении
Практическая работа № 26. Выполнение рисунка прически по образцу в авангардном или спортивном стиле в живописном решении
Практическая работа № 27. Выполнение рисунка прически по образцу в экстравагантном или элегантном стиле в живописном решении
Практическая работа № 28. Выполнение рисунка прически с использованием дополнительных аксессуаров (заколок, цветов, бантов, камней и др.) в живописном решении
Самостоятельные работы №1- №12.
Контрольные работы№1, №2
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Рисунок и живопись, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Оценка знаний и умений предусматривает проведение устного опроса, самостоятельной работы студента, практических работ на текущем контроле, контрольная работа на рубежном контроле, выполнение практической работы на промежуточной аттестации.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2.2
Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля
Текущий контроль Рубежный контроль Промежуточная аттестация
Форма контроля Проверяемые ОК, У, ЗФорма контроля Проверяемые
У, ЗФорма контроля Проверяемые
У, ЗРаздел 1. Основные законы, средства и приемы рисунка и живописи Дифференцированный зачет ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 1.1. Введение. Законы композиции и перспективы. Устный опрос
Самостоятельная работа №1
Практическая работа №1, №2, №3 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 1.2. Линейный рисунок геометрических тел и предметов быта Устный опрос
Самостоятельная работа №2
Практическая работа №4 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 1.3.Тональный рисунок геометрических тел и предметов быта Устный опрос
Самостоятельная работа №3
Практическая работа №5
ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Раздел 2. Графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов Контрольная работа №1 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Дифференцированный зачет ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 2.1. Рисунок натюрморта Устный опрос
Самостоятельная работа №4
Практическая работа №6, №7
ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 2.2.Общие сведения о цвете. Цвет в живописи. Устный опрос
Самостоятельная работа №5
Практическая работа №8, №9, №10, №11
ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 2.3.Натюрморт в живописном, графическом и декоративном решениях Устный опрос
Самостоятельная работа №6
Практическая работа №12, №13, №14
Контрольная работа № 1 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Раздел 3. Графические, живописные и декоративные зарисовки фигуры и головы человека с натуры и по воображению Контрольная работа №2 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Дифференцированный зачет ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.1.Анатомические зарисовки черепа Устный опрос
Самостоятельная работа №7
Практическая работа №15 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.2. Анатомические зарисовки головы и плечевого пояса Устный опрос
Самостоятельная работа №8
Практическая работа №16 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.3. Рисунок гипсовых слепков частей лица и гипсовой головы человека с натуры Устный опрос
Самостоятельная работа №9
Практическая работа №17, №18
ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.4. Рисунок головы живой модели с натуры Устный опрос
Самостоятельная работа №10
Практическая работа №19 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.5. Живописное, графическое и декоративное решение портретных композиций Устный опрос
Самостоятельная работа №11
Практическая работа №20, №21, №22
Контрольная работа № 2 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З1Тема 3.6. Рисунок причесок и их элементов с натуры Устный опрос
Самостоятельная работа №12
Практическая работа №23, №24, №25, №26, №27, 28 ОК 2, ОК 3, ОК 8, ОК 9.
У1З13.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1, умений У1. (текущий контроль)
Задание для устного опроса по темам:
Тема 1.1. Введение. Законы композиции и перспективы.
Какую роль играет дисциплина «Рисунок и живопись» в подготовке квалифицированного специалиста?
Что такое композиционный центр картины, математический центр картины, тематический или смысловой центр картины?
Что входит в комплект материалов и принадлежностей на занятиях по дисциплине?
На каких композиционных принципах строятся картины?
Что такое уравновешенная композиция? Приведите примеры.
Что означает понятие «перспектива».
К каким задачам композиции сводится учебный рисунок?
Назовите значение линии в художественном рисунке.
Перечислите художественные материалы, применяемы для рисунка.
Что такое симметричность в композиции?
Что такое ракурс в изобразительном искусстве?
Особенности воздушной перспективы. Дать описание.
Назовите основные средства композиции
Назовите законы композиции.
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №1.Рисование линий, дуг, окружностей, квадрата, шестиугольника. Упражнения в штриховке.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №2.Линейный рисунок геометрических фигур, расположенных выше и ниже линии горизонта.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №3. Перспективное рисование куба, цилиндра, шара, призмы.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №1.Подготовка докладов по теме законы композиции; средства композиции; принципы композиции; линейная перспектива; воздушная перспектива. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 1.2. Линейный рисунок геометрических тел и предметов быта
Что такое анализ геометрической формы предмета?
Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция?
На какие геометрические тела можно разложить форму предметов?
Как называется чистый линейный рисунок?
Что нужно учитывать в линейном рисунке?
Назовите все геометрические тела.
Какую фигуру дает перспектив аокружности?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №4.Выполнение линейно-конструктивного рисунка геометрических тел и предметов быта несложной формы. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №2Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам по тематике: выполнение линейного рисунка предметов быта сложной формы. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 1.3. Тональный рисунок геометрических тел и предметов быта
Что такое свет и блик?
Какие виды техники используются в рисунке для передачи объема формы?
Как распределяется свет на предметах граненой формы?
Какие виды техники используются в рисунке для передачи объема формы?
Что такое тональный рисунок?
Основные этапы построения светотени.
Чем отличается принцип рисования светотени в светоотражающих предметах?
Что такое рефлекс, блик, тень падающая и тень собственная?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №5.Выполнение тонального рисунка геометрических тел. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №3.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам по тематике: построение теней. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 2.1. Рисунок натюрморта
Что такое натюрморт?
Какие виды натюрморта вы знаете?
Какие стадии мы используем в рисовании натюрморта?
Какие правила светотени применяются при рисовании натюрморта?
Что такое планы в натюрморте?
Что такое фактура материалов в натюрморте?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №6.Выполнение рисунка натюрморта предметов быта (без драпировки).Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №7.Выполнение рисунка натюрморта из предметов быта на фоне драпировки. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №4. Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение рисунка тематического натюрморта. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 2.2. Общие сведения о цвете. Цвет в живописи.
В чем проявляется обусловленность цвета?
Какие цвета называются основными, дополнительными?
Какие цвета входят в основной круг и в какой последовательности?
Какие цвета называют основными, составными и чистыми?
Какие цвета называются теплыми, какие холодными? Какие пастельными?
Объясните понятие холодных и теплых цветов.
Что такое светлота как основная характеристика цвета?
Что такое насыщенность цвета?
Что такое цветовой тон.
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №8. «Освоение приемов работы красками и кистью, смешение цветов.Получение различных цветовых гамм.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №9. Упражнения по изменению светлоты и насыщенности цвета Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №10.Покрытие плоскости основными, дополнительными, родственными, контрастными цветами и их оттенками. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №11. Упражнения по цветовым растяжкам. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №5.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам по тематике: выполнение цветового круга. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 2.3. Натюрморт в живописном, графическом и декоративном решениях
Что такое живопись?
Что такое графика?
Что такое живопись?
Дайте определение живописи. Назовите её основные виды.
Что такое рефлекс?
Что такое лессировка?
Что такое блик и работа в «тоне»?
Назовите живописные техники.
Что такое гризайль?
Что означает в акварели «живопись по –мокрому» и какое еще название имеет эта техника?
Что такое блик?
Что такое лессировка?
Опишите этапы декоративного решения натюрморта живописи и графике.
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №12. Изображение натюрморта из 3 предметов быта в технике «гризайль». Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №13.Изображение натюрморта из предметов быта на фоне драпировки в живописном решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №14.Изображение тематического натюрморта в графическом решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №6.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике: анализ произведений живописи с целью определения техники живописи, колорита картины, способов получения цветов. Подбор репродукций произведений, выполненных в разных техниках живописи и различных колористических решениях. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 3.1. Анатомические зарисовки черепа
Что дает рисовальщику знание строения черепа человека?
В какой последовательности выполняется рисунок черепа человека?
На какие отделы делится череп головы человека?
Что такое крестовина?
Какие пропорциональные отношения лежат в рисовании черепа человека?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №15.Выполнение зарисовок черепа человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам).Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №7.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение зарисовок головы человека.Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 3.2. Анатомические зарисовки головы и плечевого пояса
Назовите пропорции головы.
Как изменяются части лица в зависимости от поворота и ракурса?
Из каких последовательных этапов состоит работа над рисунком головы человека?
Как определить движение головы и шеи при помощи осевых линий?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №16.Выполнение анатомических зарисовок головы человека в разных ракурсах (по анатомическим таблицам). Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №8.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение набросков головы человека. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 3.3. Рисунок гипсовых слепков частей лица и гипсовой головы человека с натуры
Какие типы носа, рта и глаз вам известны?
В какой последовательности выполняется рисунок гипсового слепка глаза?
В какой последовательности выполняется рисунок гипсового слепка носа?
В какой последовательности выполняется рисунок гипсового слепка уха?
В какой последовательности выполняется рисунок гипсового слепка губ?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №17.Выполнение рисунка гипсовых слепков губ, уха, глаза, носа Давида.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №18.Выполнение рисунка гипсовой головы с плечевым поясом. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №9.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: рисунки частей лица. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 3.4. Рисунок головы живой модели с натуры
Как определить движение головы и шеи при помощи осевых линий?
Какие типы носа, рта и глаз вам известны?
Что общего в последовательности рисования с гипсовой модели и с живой головы? В чем отличия?
Как добиться максимального сходства рисунка с натурщиком?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №19.Выполнение рисунка головы живой модели с натуры. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №10.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение набросков головы человека в разных ракурсах Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема 3.5. Живописное, графическое и декоративное решение портретных композиций
В какой взаимосвязи находится силуэт головы с фоном?
Как используются серединные (профильные) и другие конструктивные линии в процессе изображения головы.
На какие тональные пятна следует обратить внимание в первую очередь?
Расскажите об особенностях каждого этапа выполнения живописного портрета.
Что такое графика?
В чем заключается сложность передачи графического изображения?
Назовите основные выразительные средства графики.
Какие изобразительные материалы использует графика?
В какой взаимосвязи находится силуэт головы с фоном?
На какие тональные пятна следует обратить внимание в первую очередь?
Расскажите об особенностях каждого этапа выполнения тональной одноцветной графики головы.
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №20.Выполнение рисунка головы человека с натуры в технике «гризайль». Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №21.Выполнение рисунка головы человека с натуры в живописном решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №22.Выполнение рисунка головы человека с натуры в графическом решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №11.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы по тематике: выполнение женского портрета по памяти. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
Тема3.6. Рисунок причесок и их элементов с натуры и по образцам
Как определить движение головы и шеи при помощи осевых линий?
Какие волосы вам известны?
Каким образом и в какой последовательности ведется работа над рисунком прически и ее элементами?
Какие приемы передачи фактуры волос вы знаете?
Что относят к элементам причесок?
Какую роль играют линии и силуэт в прическе?
Какие элементы причесок относятся к декоративным?
Что можно использовать в качестве украшений для причесок? Из чего изготовляют украшения?
Что такое стилизация?
Критерии оценки:
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных понятий и задач изучаемой дисциплины, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение давать определения, описывать последовательность выполнения любой работы, ее особенности, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается две – три неточности в ответе.
Отметкой « удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
2) Практическая работа.
Методические указания по выполнению практических работ.
Выполнение практической работы №23.Зарисовка элементов причесок с натуры. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №24.Выполнение рисунка головы человека с натуры с проработкой элементов прически.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №25.Выполнение рисунка прически по образцу в классическом или романтическом стиле в живописном решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №26.Выполнение рисунка прически по образцу в авангардном или спортивном стиле в живописном решении.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №27.Выполнение рисунка прически по образцу в экстравагантном или элегантном стиле в живописном решении.Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
Выполнение практической работы №28.Выполнение рисунка прически с использованием дополнительных аксессуаров ( заколок, цветов, бантов, камней и др.) в живописном решении. Перечень практических работ и заданий представлен в методических указаниях по выполнению практических работ по ОП.03 Рисунок и живопись.
3) Самостоятельная работа
Методические указания по выполнению самостоятельных работ.
СРС №12.Выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием дополнительной литературы и ресурсов интернет по тематике: подбор материала, излагающего модные тенденции особенностей моделей современных стрижек и причесок. Перечень самостоятельных работ студентов и задания представлены в методических указаниях по выполнению самостоятельных работ студентов по ОП.03 Рисунок и живопись.
3.2.2. Типовые задания для оценки знаний З1, умений У1.(рубежный контроль)
Задание к контрольным работам
Контрольная работа №1«Изображение тематического натюрморта в декоративном решении»
Цель: проверить умения выполнять построение элементов натюрморта, в соответствии с законами композиции и перспективы, осуществлять обоснованный выбор декоративного решения натюрморта.
Задание: выполнить изображение тематического натюрморта. Решение: декоративное. Материал: гуашь, акварель, пастель, тушь.
Этапы работы:
Анализ постановки. Выполнение эскизов. Определение содержания и декоративного решения.
Компоновка предметов в листе. Выполнение линейного рисунка.
Работа с цветом и декоративными элементами.
Обобщение работы. Проработка мелких и крупных декоративных элементов. Завершение работы.
Критерии оценки:
Обоснованность и правильность композиционного решения.
Правильность и точность построения элементов натюрморта.
Передача декоративного решения.
Техника исполнения, выразительность.
Общее впечатление от натюрморта, индивидуальный творческий подход, культура графического изображения.
Контрольная работа №2 «Выполнение рисунка головы человека с натуры в декоративном решении»
Цель: умения выполнять построение головы человека, в соответствии с законами перспективы, пропорциональности в графическом светотеневом решении, передавать в портрете сходство с моделью и особенности ее эмоционально-психологического состояния; осуществлять обоснованный выбор декоративного решения.
Задание: выполнить рисунок головы человека с натуры. Решение: декоративное. Материал: гуашь, тушь.
Этапы работы:
Первый этап. Анализ головы натурщика. Компоновка. Построение общей формы головы и шеи, сверяя движение и общие пропорции по серединной или профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, основание носа и подбородка. Намечаем линию глаз, бровей и надбровных дуг, нижнего основания носа, разрез губ, положение уха.
Второй этап. Прорисовка деталей лица. Обозначение затемненных участков.
Третий этап. Работа с графическими элементами. Первая прокладка светотени. Построение собственных и падающих теней. Определение тональных отношений между освещенными и затемненными частями головы; головы и фона.
Четвертый этап. Проработка светотеневых переходов. Обобщение деталей. Завершение работы.
Критерии оценки:
Логичность композиционного размещения.
Правильность определения расположения деталей лица в соответствии с пропорциями.
Точность передачи портретное сходство с моделью и особенностями ее эмоционально-психологического состояния.
выразительность декоративного решения, техника исполнения.
Общее впечатление от работы, индивидуальный творческий подход, культура графического изображения.
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:
Устный опрос
Практические работы
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование:
накопительной системы оценивания и проведение дифференцированного зачета.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Рисунок и живопись»
по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП)
Уметь: У1- выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению
Знать:
З1 - основные законы, средства и приемы рисунка и живописи.
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Инструкция для обучающихсяВнимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания –2 часа
Задание
Из предложенных предметов быта, драпировок и муляжей фруктов составить композицию и выполнить рисунок тематического натюрморта.
Решение: графическое, плоскостное, цветовое.
Материал: бумага (формат А-4), простой карандаш, ластик, гуашь, кисти.
В процессе выполнения задания по рисунку студент должен выполнить:
выбор предметов для компоновки натюрморта;
композиционное размещение предметов натюрморта в листе;
определить пропорциональные отношения предметов, частей предметов, линию пересечения плоскостей;
на основании законов линейной перспективы выполнить линейно-конструктивный рисунок;
на основании законов светотени построить падающие и собственные тени в соответствии с источником света.
дробление изображение на плоскости;
графическое плоскостное цветовое решение.
В процессе выполнения задания по рисунку обучающийся должен продемонстрировать:
знание основных законов, средств и приемов рисунка и живописи;
умение выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, с натуры и по воображению.
III. ПАКЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
III а. УСЛОВИЯ
Группа делится на подгруппы не более 15 человек в каждой.
Количество вариантов задания для обучающегося – варианты не предусмотрены, поскольку дифференцированный зачет носит творческий характер и предусматривает индивидуальный подход к его выполнению. Каждый обучающийся в зависимости от местоположения имеет конкретную точку обзора, осуществляет свободный выбор предметов быта, драпировок и муляжей фруктов, выполняет композиционное построение и выбор декоративного решения в соответствии с собственным представлением, фантазией, манерой исполнения, что исключает повторы и дублирование.
Время выполнения задания – 2 час.
Оборудование: мольберты, планшеты, натурные столики, предметы быта, драпировки, муляжи фруктов; бумага (формат А-4), простой карандаш, ластик, гуашь, кисти.IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Композиционное решение: как организована общая плоскость листа, как согласованы между собой изображения предметов и пространства натюрморта.
2. Перспективные построения: как усвоены знания линейной перспективы, насколько умело обучающийся применяет их при выполнении изображения.
3. Передача пропорциональных отношений и характера формы предметов: степень сходства изображаемого с натурой, точность соотношений частей и целого.
4. Конструктивные построения: насколько правильно выражена конструкция формы предмета в рисунке.
5. Передача графического плоскостного цветового решения: как используются изобразительные средства, насколько выразительна объемно-пластическая трактовка изображения.
6. Техника исполнения: каково владение техникой письма, выразительность.
7. Общее впечатление от натюрморта: индивидуальный творческий подход, художественный вкус, культура графического изображения.

Приложение 1.
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
 
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 
В комплект КОС внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 
Председатель ЦК ________________ /___________________/