УРОК ПО БИОЛОГИИ ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ, ВИДЫ КОРНЕЙ, ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ


Тема урока. Внешнее и внутреннее строение корня, виды корней, типы корневых систем.
Цель урока. Познакомить с корнем растения, его внешним и внутренним строением.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о корне как  о вегетативном органе растения, о развитии корня, о типах корневых систем, о зонах корня и их функциях; дать представление о функциях корня;
Развивающие: сформировать особенности строения корня и корневых систем; сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем; развивают навыки работы с биологическими терминами; продолжить формировать  навык   оформления лабораторных работ;
Воспитывающие: осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем; убеждать в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Оборудование: таблицы «Типы корневых систем», «Строение корня»,гербарии растений со стержневой и мочковатой корневой системой, проростки пшеницы и фасоли, мультимедийный проектор, презентация.
Ключевые слова и понятия: значение корня, почвенное питание, главный корень, боковые корни, придаточные корни, корневая система, стержневая и мочковатая корневая система, видоизменение корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения,древесина.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем работать с презентацией, выполнять лабораторную работу, используя при этом проростки и гербарии растений. И так начнём урок.
II. Актуализация знаний.
1) Фронтальная беседа по вопросам: CЛАЙД 1.Какое растение называют однодольным?
Какое растение называют двудольным?
Какое строение имеет семя однодольных растений?
Какое строение имеет семя двудольных растений?
2) Открытый тест (закончить предложение): СЛАЙД 2.
1. В семядолях семени фасоли находится _____________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________
3. Семенная кожура выполняет _____________________________ роль.
4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________
5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли
6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________
7. Семя является зачатком нового растения потому, что __________________
III. Изучение новой темы.
Мы продолжим изучение строения растений.
А для начала вспомните, какая часть зародыша семени первой появляется при прорастании семени? Да, действительно, первым прорастает корешок семени.
Так о чем мы сегодня узнаем на уроке? Сегодня мы с вами поговорим о том, какие функции выполняют корни, какие виды корней и типы корневых систем существуют.
Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”:
«Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала.
Ведь это дереву вредит...»
Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значении корня и его функциях. Вывод записывают в тетрадях:
Функции корня: СЛАЙД 3.
- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);
- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;
- откладывание и накопление питательных веществ;
- вегетативное размножение.
Давайте рассмотрим  виды корней. Выделяют  3 вида корней:
Главный – развивающийся из зародышевого корешка;
Боковые-отходящие  от главного корня;
Придаточные- образованные на нижней части стебля.СЛАЙД4
Корневые  системы различных растений могут относиться к одному из 2 типов.
1.Если у растения  развивается хорошо главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то  такую корневую систему называют стержневой.2.В проростке однодольных растений  зародышевой корешок перестаёт расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания  стебля начинает развиваться множество придаточных корней – такая корневая система называется мочковатой.
Посмотрите и сравните корневые системы у одуванчика, пшеницы, гороха, кукурузы.
IV. Физкультминутка.
Встали прямо подтянулись
И друг другу улыбнулись
Не беда, что места мало
Разомнемся для начала
А потом наоборот
Право быстро поворот
А потом наоборот.
Сели. (2 раза).
V. Выполнение лабораторной работы.
Тема лабораторной работы: «Типы корневых систем».
-открываем учебники, находим значок лабораторной работы.
Используя гербарии  растений и проростки на ваших столах, грамотно выполняем лабораторную работу. Правила работы вы знаете.
Сейчас нам предстоит изучить внутреннее строение корня растений.
Рост проростка СЛАЙД 5
-когда мы изучали прорастание семян, наверное, заметили, что корень проростка постоянно растет. Причем растет он своей верхушкой (внизу). Такой тип роста называется верхушечным.
Зоны корня. СЛАЙД 6
Под лупой, если рассмотреть молодой неповрежденный корень. То видим, что он белый, ведь мы проращивали семена в банке, а не в земле.
1.на «хвосте» темнее остальной части корня.
2.кончик корня «одет в колпачок» это корневой чехлик. Под ним спрятана зона деления корня, которая состоит из молоденьких клеток образовательной ткани. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, предохраняющим клетки зоны деления при похождении корня сквозь почву.
3.над чехликом расположен гладкий участок корня-зона роста. Именно благодаря этой своей части корень интенсивно растет в длину. Почему же рост происходит именно здесь? Так ведь в зоне деления постоянно образуются новые клетки. Они все время вытесняют вверх клетки, которые образовались раньше.
4.Мы поднимаемся по корню выше зоны роста. Это что еще такое? Мы запутались в каких то нитках и веревках! Куда мы попали? Так, ясно, это корневые волоски -тончайшие выросты клеток наружного слоя молодого корня. Теперь мы находимся в зоне всасывания. Корневые волоски проникают между самыми маленькими комочками почвы и плотно прилипают к ним. Эти волосы всасывают находящиеся в почве водные растворы минеральных веществ. Вот почему этот участок корня называется зоной всасывания.
5.Наконец-то мы добрались до этой зоны поведения. На поверхности ничего особенного не видно, вся работа идет внутри. Конечно, ведь снаружи корень в этой зоне покрыт слоем коры. Толстая кора не может поглощать воду из почвы. Здесь в корень проводят воду, полученную в зоне всасывания, к верхним надземным частям растения. Зона проведения постоянно удлиняется по мере роста корня. СЛАЙД 7.
«Видоизменение корней»
У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать совершенно различные формы. В таких случаях говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.
Самые известные видоизменения корней:
1. Корнеплоды.
2. Корнеклубни.
3. Воздушные корни. СЛАЙД 8.
VI. Самостоятельная работа (закрепление материала).
I вариант. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. У пшеницы корневая система мочковатая.
II вариант.
Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Зоны корня ….
Самопроверка. Самооценка.
Оценка результатов урока.
Выставляются оценки по результатам урока.
VII. Итог урока.
-Ребята вам понравился сегодняшний урок?
-Что вы сегодня узнали на уроке?
Спасибо вам за урок.
VIII. Инструктаж домашнего задания.
П. 20-21, решить кроссворд.
КРОССВОРД
1. Совокупность всех корней одного растения.
2. Запасающие корни: главный корень утолщается, становится сочным, в нём накапливаются питательные вещества (морковь, свекла).
3. Запасающие корни, в которых питательные вещества откладываются в придаточных корнях, образуя утолщения (георгин, ночная фиалка).
4. Корневая система, образующаяся при слабом росте или отмирании главного корня и развитии придаточных корней, одинаковых по длине и толщине (пшеница, рожь, подорожник).
5. Он происходит за счёт деления клеток кончика корня, где находится образовательная ткань.
6. Корни, образующиеся на главном корне и разрастающиеся в разные стороны.
7. По ним передвигаются вода и минеральные соли от корней к листьям.
8. Процесс, происходящий в проводящих сосудах корней, обеспечивающий снабжение водой надземных органов растения.
9. Корневая система, образующаяся при развитии главного корня, имеющего вид стержня и дающего основу для всей корневой системы растения.
10. Корни, образующиеся на нижней части стебля, ветвятся, дают мочковатую корневую систему.
11. Корни, развивающиеся на подземных боковых корнях, растущие вверх поднимаясь над поверхностью почвы, и снабжают подземные корни воздухом.
12. Многослойный конусовидный колпачок из живых паренхимных клеток.
13. Нежные тонкие выросты наружных клеток корня, поглощающие из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
14. Верхний плодородный слой земли, являющийся самостоятельным природным телом.