Конспект урока «Батальный жанр в творчестве Дейнека А.А.».


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ МАЙОРА МИЛИЦИИ КОВРИЖНЫХ А.П.»
Разработка урока
с кадетской составляющей
по искусству (ИЗО)
в 7 классе
«Батальный жанр в творчестве Дейнека А.А.»
Учитель: Проскурина О.Г
ЛИПЕЦК 2016
Тема: «Батальный жанр в творчестве Дейнека А.А.».
Цель урока: сформировать патриотическое сознание, сохраняя преемственность поколений. познакомить с героическими страницами нашей Родины; расширить кругозор детей. Сформировать представление о батальной картине. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Задачи урока:
В интеграции:
«Коммуникация»: развитие диалогической и монологической форм речи.
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Чтение художественной литературы»: приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Музыка»: приобщение к музыкальному искусству (прослушивание песен военных лет).
«Художественное творчество»: развитие детского творчества.
«Социализация»: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости её историческим прошлым).
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас детей; способствовать формированию духовно-нравственных норм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап Содержание урока Методические приемы
1. Организационный момент. Командир сдает рапорт учителю 2. Актуализация знаний 1.Давайте вспомним сегодня жанры и виды изобразительного искусства. На карточках у вас на столе заполните столбики перечислив жанры в одной графе, виды в другой.
2.Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(слайд 1.)
Работа в карточках.
Работа с места, комментирование
3. Подведение к новой теме, мотивация КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Класс делится на несколько рабочих групп по 5-6 человек, которым предлагается задание:
- просмотреть видеоряд (кадры из фильмов о войне).
Учащимся для просмотра предлагаются фрагменты из художественных фильмов:
«Офицеры»
«Судьба человека»
«В бой идут одни «старики»
«Они сражались за Родину»
«Батальоны просят огня»
(Слайд 2-6)
Фрагменты из каких фильмов вы только что увидели?
Какой общей темой объединены эти кадры?
Если объединить жанр и кадры этих фильмов какая тема возникнет в изобразительном искусстве?
Совершенно верно сегодня мы поговорим о батальном жанре. Поэтому тема сегодняшнего урока «Батальный жанр». (Записать тему, вклеить карточки с жанрами и видами изо).
Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из визуального ряда.
Работа в тетради.
4. Изучение нового материала Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.
(слайд 7)
Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Кто знает произведение какого художника мы сейчас рассматриваем?
ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8 мая 1899 - 12 июня 1969], российский живописец и график, народный художник СССР. (Слайд 8)Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики.
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны. («Оборона Севастополя», 1942) (слайд 9)
 В феврале 1942 года художник А. Дейнека вместе со своим другом Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевую роту, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений (траншеи, окопы, воронки от бомб и снарядов).
  На ходу рисовал быстрыми меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших тут и там явлений (пепелища сожженных деревень, взорванные мосты, поезда, тема погибших). Эти фронтовые зарисовки стали предпосылками для картины «Оборона Севастополя».
«Шла тяжелая война, - говорил художник о замысле картины. - Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег становился от взрывов черным».
- Посмотрите на полотно. Представьте, что вы наблюдаете бой, он проходит на ваших глазах.
- Что вы чувствуете? Что слышите?
- Когда вы долго смотрите на картину, какие чувства у вас возникают?
- Какой художественный приём использует художник (обратите внимание на главного героя).
- Обратите внимание на цветовые контрасты. Сравните город и весь пейзаж.
- Слышим шум морского прибоя, скрежет гусениц танка, свист пуль, разрывы гранат. Русские крики: «К бою! Вперед!»
- Слышим крики немецких солдат, стоны раненых.
- Очень страшно, везде смерть.
-Как будто мы сами участники боя, сами вступаем в рукопашную схватку.
-Фигура главного героя сдвинута в левый край полотна, чтобы связка гранат приобрела пространство. Моряки стоят шеренгой, за ними поднимаются новые силы - прибывает новая волна.
-Белый город, сумрачная синева моря, красно-чёрное небо. Всё-это как бы подтверждает, что бой жестокий, насмерть.
Учитель. Битва смотрится как панорама. Это монументальное - эпическое полотно, которое обобщает героику великой войны. На картине Н.С. Присекина «Севастопольцы» видим бой, это тот же город. Отчаянные моряки опять на переднем плане.
Тот же город, но не тот.
- Как видит художник сражение за город Севастополь?        
Моряки. Развалины города, гарь, копоть, свист пуль.
Просмотр ролика (слайд 11).
Другие работы художника на батальную тему: (Слайд 12-18)
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.
Манеж.
Из фронтовых зарисовок
Осенние хляби
Солдат в плащпалаткеПеред наступлением.
Берлин. На лестнице.
Танки идут на фронт.
Развитие внимания учащихся, формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение
Работа в тетради.
Развитие внимания учащихся, формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение
5. Физкультминутка. Минута молчания. Все встали у своих стульчиков команда «Смирно». фонограмма «Минута молчания».
6. Закрепление изученного материала.
Практическая часть урока. КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Просмотр фрагмента фильма «Битва за Севастополь» (слайд 21)
1-4 группы: создает эскиз с помощью рекомендаций по оформлению баннера на тему: «Мы помним и чтим память людей, защищавших нашу Родину». Рекомендации: баннер не загружать словами, не перегружайте цветом и картинками. 
2-5 группы: оформляет поздравительную открытку к празднику Победы используя атрибуты и символику ВОВ.
3-6 группы: на основе просмотренных репродукций произведений батального жанра А. Дейнека, дети создают свой рисунок, в котором намечают линию горизонта, стараются правильно распределить предметы композиции, намечают фигуры людей.
Во время работы звучат песни военных лет.
«Десятый наш десантный батальон»
«Темная ночь»
«Журавли» Работа по группам 5-6 человек.
7. Рефлексия. Мне понравилось на уроке…
Сегодня я узнал…
Батальный жанр это …
А.А. Дейнека…. обобщить, сделать выводы
8. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Домашнее задание подготовить сообщение о А.А Дейнека.
Командир командует "Урок окончен"
запись домашнего задания в дневник