Интегрированный урок Приключения Буратино (в поисках Золотого ключика). Герои сказки. Два мира.


Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки во 2 классе по УМК "Школа 2100"
Класс: 2 "А"
Учитель начальных классов: Голонговская Н.В.
Учитель музыки: Громова С.В.
Тема: Приключения Буратино (в поисках Золотого ключика). Герои сказки. Два мира.
Цель: способствовать формированию умения давать характеристики героям через средства художественной и музыкальной выразительности.
Задачи:
1. Находить средства художественной и музыкальной выразительности, определять их роль в создании образа героя произведения.
2. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.
3. Воспитывать грамотного, вдумчивого читателя, слушателя.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" 2 кл., часть1, Бунеев Р.Н., Бунеева; рабочая тетрадь по литературному чтению 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева, иллюстрации героев, раздаточный материал; запись музыкальных фрагментов из оперы О.Ходоско «Золотой ключик», мультимедийный проектор, доска, презентация.
Ход урока.
Деятельность учителя Цели. Деятельность учащегося
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Мы приветствуем вас на открытом интегрированном уроке во 2а классе:
-учитель музыки: Громова Светлана Вячеславовна,
-учитель начальных классов: Голонговская Наталья Васильевна.
Как много гостей у нас сегодня. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и нашим гостям! Я желаю вам на протяжении урока плодотворной работы и отличного настроения! Садитесь! Цель: создание психологического комфорта.
Метод мотивации. Здороваются с гостями, дарят друг другу хорошее настроение.
2. Актуализация знаний.
Н.В. Девизом нашего урока стали слова: «Если есть ключ, то дверь обязательно найдется». -А вы помните, кто сказал эти слова?
Но у нас пока нет ключика…
Так что нам придется отправится на его поиски.
Цель: создать мотивацию к учебному действию.
Побуждающий метод. Ответы детей.
3. Повторение и закрепление опорных знаний
Н.В. – Каждый автор, создавая свое произведение, стремится сделать его ярким, динамичным, увлекательным, запоминающимся… С помощью чего он может это сделать?
- Давайте вспомним некоторые из них. Ребята, можно пользоваться терминологическими словариками. Приведите примеры из текста.
Выборочное чтение.
С.В. –А теперь давайте вспомним средства музыкальной выразительности, которые используются в музыке, для характеристики образов и создания настроения. Цель: вспомнить средства художественной и музыкальной выразительности, подтвердить свои ответы примерами из текста.
Поисковый метод. (С помощью средств художественной выразительности)
Поиск известных средств выразительности в тексте сказки, ответы детей.
4. Актуализация знаний.
Н.В. –У меня в руках книга. Как она называется? Кто ее автор? К какому жанру относится? Почему?
- А кто знает, как возникла у Алексея Толстого идея написания сказки про Буратино?
Я открою вам секрет: не только дети, но и взрослые очень любят эту книгу. И эта любовь дала возможность появиться на свет очень многим и разным по жанрам произведениям. Интересно, узнаете ли вы их?
С.В. один из этих жанров - Балет. Это такой вид искусства, который включает в себя литературу и другие виды искусств, сможете ли вы сказать, какие? (ответы детей) Цель: вспомнить жанры художественных произведений.
Наглядный метод. Дети называют жанры произведений по картинкам на экране ( мультфильм, художественный фильм, кукольный спектакль, спектакль, мюзикл, балет)
5. Проверка домашнего задания. Исследование характеров героев сказки.
1)Н.В. – Ребята, а кто, среди множества героев сказочной повести, главный?
- 1 группа готовила дома по плану в рабочей тетради образ Буратино. А на парте у вас лежат листочки с различными характеристиками героя. Выберите те, которые подходят для Буратино и прикрепите на доске.
С.В. Мы с вами сейчас послушаем фрагмент из балета О. Ходоско, который называется «Танец Буратино с золотым ключиком», после прослушивания я попрошу вас рассказать, какие средства музыкальной выразительности использовал автор для создания образа. (образ Буратино) + Итог образа
2)Н.В. –Вспомните, ребята, кем в сказке был Карабас Барабас? А вот каким он был, расскажут ребята 2 группы.
С.В. а сейчас, мы попробуем представить себя композиторами и создадим сами образ Карабаса Барабаса. Скажите, какие средства нам нужны для описания образа? (ответы детей). Сейчас мы послушаем фрагмент из балета «Карабас Барабас» и сравним наши предположения с теми средствами муз. выразительности, используемые композитором О. Ходоско. + Итог образа
3) Н.В. – А сейчас предоставляем слово 3 группе
(Дети наизусть показывают сценку)
- Вам понравилось представление? Чем? А какие средства театральной выразительности помогали артистам? (мимика, жесты, пластика, интонации, грим, костюмы…)
С.В. Использовали ли артисты СМВ? Какие? Можем ли мы использовать эти средства? Цель: описание образов героев с помощью художественных и музыкальных средств выразительности.
Исследовательский метод. Работа в группах.
Ответы детей. Выкладывание кластеров. Обобщение образов героев сказки.
Пьеро:  Достопочтенная публика! Торопитесь в кукольный театр! Только сейчас! Единственное представление! (дети наизусть показывают сценку)
Н.В., С.В. Оценивание. 6. Физкультминутка
Буратино проводит физкультминутку
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашёл!
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
Головою покачать,
Мысли важные собрать!
Вкусную конфетку съесть
И за парту тихо сесть. Цель: снятие усталости и напряжения.
Практический метод. Дети выполняют движения вместе с Буратино.
7. Обобщение. Два мира в сказке.
Н.В.- Контраст – принцип построения любого произведения. На принципе контраста (противопоставления) построена и наша сказка. Вы сами сделали вывод, что Буратино и Карабас Барабас – абсолютно разные герои из противоположных миров. В сказочной повести много героев. Вспомните их. К какому миру они относятся?
А какие еще два мира вы увидели сегодня на уроке?
Цель: учить рассуждать на заданную тему, обобщать, делать выводы, воспитывать вдумчивого читателя.
Ответы детей.
Самостоятельно сопоставляют и анализируют героев сказки. Рассуждают, какие два мира были представлены на уроке.
8. Практическое применение знаний. Викторина «Своя игра»
С.В.- Силы зла заколдовали наш Золотой ключик. Чтобы его отыскать, вам надо ответить на очень сложные вопросы. Готовы?
Детям предлагается сделать выбор из 6 литературных и 6 музыкальных
вопросов. Каждый вопрос имеет свой уровень сложности. Цель: развивать умение самостоятельно применять полученные знания при решении литературных и музыкальных задач.
Дидактическая игра. Применяют полученные знания в решении заданий викторины.
Оценивание после викторины. 9. Работа по осмыслению сказки. Рефлексия.
С.В. –Где находится дверь, которую открывает Золотой ключик? Цель: поиск ответа на риторический вопрос.
Проблемный метод.
Ответы детей.
10. Домашнее задание
Н.В. - Сделайте дома свой Золотой ключик. И пусть для каждого из вас он откроет свою дверь в мир прекрасного! Цель: развитие творческих способностей. Запись д/з в дневник
11. Исполнение песни
С.В. А ведь мы можем прямо сейчас попасть в мир прекрасного… Дети исполняют песню из кинофильма «Гостья из будущего»
«Прекрасное далеко»
сл. Ю Энтинамуз. Е.Крылатова