Конспект НОД для средней группы Наша дружная семья


Конспект НОД в средней группе.
Тема: «Наша дружная семья»
Цель: Формирование представления о  семье и ее членах.
Интеграция образовательных областей:«Социализация» (ведущая), «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
Образовательная область «Социализация»:
- Расширить представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
- Формировать представления о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации.
- Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Образовательная область «Познание»:
- Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5, развивать пространственное ориентирование.
Образовательная область «Коммуникация»:
- Развивать диалогическую речь; поощрять активность детей при ответах на вопросы.
Образовательная область «Художественная литература»:
- Развивать умение  выразительно рассказывать наизусть стихотворения.
Образовательная область «Художественное творчество»:
- Привлечь детей к изобразительному искусству, используя нетрадиционную технику изображения; закрепить приемы рисования фломастерами.
Образовательная область «Музыка»:
- Вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании песни.
Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная, чтение художественной литературы.Методы и приемы: 
Словесные: беседа, игра «Корзина добрых дел»,  чтение стихотворений.
Наглядные: показ сюжетных картинок, игровое упражнение «Составь семью»
Практические:  пальчиковая гимнастика «Семья», этюд «Утреннее фото», творческое задание «Нарисуй семью».Формы организации: игровое упражнение, пальчиковая игра, беседа, этюд, творческое задание, рассказывание стихотворений, слушание музыки.Средства обучения: проектор, ноутбук, экран, слайды сюжетных картинок, диск с песней Р. Паулса «Золотая свадьба»,  фигурки членов семьи, корзинка, перчатка «Семья», альбомные листы с нарисованной ладошкой на каждого ребенка,  фломастеры, ромашка.Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий детей, рассказы детей о членах своей семьи;  наблюдение детей за родителями, что делает дома мама, папа, дедушка, бабушка, как помогают и заботятся обо всех; разучивание стихотворений о членах семьи; сюжетно – ролевая игра «Семья»; рисование детских ладошек на альбомном листе.
Ход НОД
1.Введение в игровую ситуацию.
 Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребёнке, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один-одинёшенек на свете. И никого у него не было… » (выставляется фигурка мальчика на доску).                                    
    А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете (Нет.) Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! (Предложить детям выставить на доску фигурки членов семьи.)
2.Игровое упражнение «Составь семью».
На доске фигурки: дедушка, бабушка,  папа, мама, мальчик.
Воспитатель:  Расставьте родственников мальчика так: первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой – мальчик.                                                 Счёт: количественный, порядковый. Сколько?
3. Беседа о семье.
Воспитатель: Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья).
Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники – это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы папы, бабушки и дедушки.
Кем вы доводитесь маме (папе, дедушке, бабушке)?
Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете? Кто живет в большой семье?
У кого есть братишки, сестренки? Они старше или младше вас?
Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили,  как жить.)
Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать, помогать.)
А вы помогаете взрослым?
4.Игра « Корзина добрых дел».
Дети становятся в круг вокруг корзины.  Звучит музыка,  и  дети по очереди передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…       
5. Этюд «Утреннее фото»                  
Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого.  Дети вместе с педагогом сопровождают чтения жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет.               (Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –                             (Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,                       (Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам…                                          (Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!        (Улыбаются друг другу.) 
6.Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
Показ слайдов: воспитатель предлагает определить по картинкам:
– Почему радуется мама?
– Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И др.
7..Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.
8.Творческое задание «Нарисуй семью»
Воспитатель: Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья.
Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске)
  Дети под музыку ( песня Р. Паулса «Золотая свадьба») рисуют.
9.Чтение стихотворений о семье.
 Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились.
А, кто из вас знает стихи о членах семьи?
Дети рассказывают стихи:
 
Мы очень дружим с ней,                                                   Всей душой их любят дети.
С хорошей доброй бабушкой                                             Только мама есть одна,
Ребятам веселей.                                                                 Всех дороже мне она.
 
У меня есть дедушка ,как зима седой,                                Не терпит мой папа безделья и скуки
У меня есть дедушка с белой бородой.                   У папы умелые, сильные руки.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.                    И если кому - нибудь надо помочь,
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет.             Мой папа всегда поработать не прочь.
 
Я люблю свою семью.Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,И щенка и кошку Мусю!Всех кого я так люблю -Имеют право на семью
10. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? У меня есть ромашка, она не простая, а с вопросами для вас. Вы по очереди будете подходить, отрывать белый лепесток ромашки, я прочитаю ваш вопрос, а вы на него ответите.
Вопросы:
1. Что такое семья?
2. Кто такие родственники?
3. Как можно другими словами назвать маму, папу?
4. Как люди должны жить в семье?
5. Сможет ли человек жить один, без семьи?
6. Как вас ласково дома называют родные?