Презентация по русскому языку на тему двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииУрок русского языка в 9 классеАвтор разработкиПензина Людмила Александровна, учитель МБОУ «Гимназия №41» г.Новоуральска Свердловской области В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Предложение с прямой речью Замечательный русский писатель А.П.Чехов писал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».А: «П.» Прочитайте рассказ А.Бочарникова. Был солнечный день. Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. Сказал: «Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь». Через неделю шёл я той же дорогой. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться. Когда между частями БСП ставится двоеточие? Когда между частями БСП ставится двоеточие? Цель урока: определить условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения1.Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике.2. Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога.3. Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки. Между частями БСП ставится двоеточие, если вторая частьуказывает на причину;дополняет смысл первой;поясняет, раскрывает содержание первой.Сравните эти выводы с материалом учебника на с.136. Предложения для анализа1.Услышь сама земля поёт под толщей снеговою (Шеф.). Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает(Т.).2. Я доверяю любящим они великодушны (Пауст.). Над Герасимом глумиться не все решались он шуток не любил(Т.).3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты(П.)… Большинство сходилось на одном старые законы не годятся(Фад.). Проверьте работу1 ряд: Я доверяю любящим: они великодушны (Пауст.). Над Герасимом глумиться не все решались: он шуток не любил(Т.).2 ряд: Услышь: сама земля поёт под толщей снеговою (Шеф.). Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает(Т.).3 ряд: Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты(П.)… Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся (Фад.) Проверьте диктантПробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо (причина). Я взглянул на небо и увидел: стали загораться звёзды (дополнение, пояснение). Ночная тишина изредка нарушается: ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в верхушках деревьев (раскрывает содержание). К вечеру пошёл дождь, подул ни с чем не сравнимый невский ветер (одновременность событий). Замените БСП синонимичными СПП1.Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу. Замените БСП синонимичными СПП1.Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.1.Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.2. Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка.3. Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу. Домашнее заданиеСоставьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака или выполните упр.208.