Планирование Рабочая программа по обществознанию 9 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основании федерального государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
Программа предполагает на изучение – 1час в неделю, 35 часов в год (при 35 неделях).
Данная программа ориентирована на учебники:
1) Л.Н. Боголюбова, Лазебниковой А.Ю. А.И. Матвеева. Обществознание 9 класс .М., «Просвещение», 2014.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.
Первый этап обучения обществознанию (6-7 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
1. социальные свойства человека, виды его взаимодействий с другими людьми;
2. сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей для подростка;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность, преобразующая деятельность, творческая деятельность.
Методы и приемы обучения: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный, частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения(вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видеоурок), по характеру деятельности(урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения)
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ., контролирующий и развивающий зачёт

Курс включает изучение двух тем.
Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процессов складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг политических проблем современного общества.
Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.
Тематическое планирование учебного материала

Тема раздела
Количество часов

2
Политика
12

3
Право
21

4
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
2

5
Итого
35



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

№п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обучения
Оснащенность
(%)

1
Литература основная
1.«Обществознание» Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2014г);
2.Методические рекомендации по курсу «Ведение в обществознание 8-9класс» часть 2
«Просвещение 2005г»
Литература для обучающегося:
1. «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2014 г)
100%

2
Технические средства обучения
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экспозиционный экран
- принтер лазерный
100%

3
Экранно-звуковые пособия
-электронные презентации по обществознанию
100%
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году
Тема раздела (кол-во часов),
тема урока
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения фактическая


Глава 1. Политика.
(12часов)



1-2
Политика и власть
2



3-4
Государство.
2



5
Политические режимы
1



6-7
Правовое государство.
2



8
Гражданское общество
1



9-10
Участие граждан в политической жизни
2



11
Политические партии и движения
1



12
Повторение и обобщение изученного по теме «Политика»
1




Глава 2. Право.
(21 час)



13-14
Роль право в жизни человека, общества и государства.
2



15-16
Правоотношения и субъекты права
2



17-18
Правонарушения и юридическая ответственность
2



19
Правоохранительные органы
1



20
Конституция РФ.

1



21
Основы конституционного строя РФ.

1



22-23
Права и свободы человека и гражданина

2



24
Гражданские правоотношения
1



25
Право на труд. Трудовые правоотношения
1



26-27
Семейные правоотношения
2



28
Административные правоотношения
1



29
Уголовно-правовые отношения
1



30
Социальные права
1



31
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
1



32
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1



33
Повторение и обобщение по теме: «Право»
1




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
(2часа)



34-35
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
2














15