Проект «Инновационный потенциал библиотеки как ресурс повышения качества информационно-образовательной среды школы»


Тема инновационного проекта
«Инновационный потенциал библиотеки как ресурс повышения качества информационно-образовательной среды школы»
Автор разработки С.В. Буянова, библиотекарь, учитель литературы и русского языка
Полное название организации-разработчика, его юридический статус, служебный и мобильный телефон
МБОУ «СОШ №38 с углубленным изучением немецкого языка», Забайкальский край, город Чита, ул. Новобульварная, д.64. Т.41-54-83, 41-49-47
Цели и задачи представляемой инновации
Разрабатывая проект, мы исходили из того, что роль библиотеки образовательного учреждения в формировании информационной культуры учащихся уникальна. Обучая школьников читательской и информационной культуре, самостоятельному осмыслению печатной и виртуальной продукции, она формирует ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
В СОШ №38 процесс модернизации затронул ключевые направления системы образования: компьютеризация учебного пространства, внедрение новых технологий в образовательную деятельность, создание локальной сети с выходом в Интернет, электронный документооборот. И только библиотека работает на старых ресурсах и процесс обновления пока еще не охватил эту сферу деятельности. Устаревший фонд художественной, научной и публицистической литературы, неэффективные технологии взаимодействия с читателем – школьником без учета его потребностей в социализации и интеллектуальном развитии.
До начала реализации проекта библиотека использовалась как книгохранилище и место для выдачи учебников. Статистика и учет посещаемости библиотеки школьниками показывают, что с 2005 года процент читателей, обратившихся в школьную библиотеку за книгами для чтения, снизился с 73% до 48%. Такая тенденция свидетельствует о том, что библиотека как источник информации утрачивает популярность у обучающихся. Они чаще обращаются к более доступным виртуальным сетям, где зачастую выкладывается некачественная информация.
В современном информационном обществе все большее значение получает виртуальный вид коммуникации. Этот способ общения становится все более привычным для современного человека – e-mail, ICQ, Skype, чат, форумы, блоги, социальные сети – все эти сервисы Интернета составляют неотъемлемую часть социальной активности человека. И именно они позволяют сделать активным и открытым любой культурный, просветительский или образовательный процесс, сформировать информационное образовательное пространство. К сожалению, это направление не коснулось школьной библиотеки.
С введением новых образовательных стандартов усиливается необходимость использования современных педагогических технологий. Обновленная библиотека должна стать ресурсной площадкой по освоению и широкому применению педагогами школы современных образовательных технологий, предусмотренных новыми стандартами.
В школе назрела необходимость автоматизации библиотеки. Во всем мире получила распространение концепция Библиотеки 2.0. (многие уже готовятся к образу Библиотеки 3.0). Это уже не просто медиатека, обозначающая наличие дополнительного фонда мультимедийных изданий и возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютерами с доступом к Интернету. Это уже школьный библиотечный медиацентр, как структура, в которой соединены воедино фонды, ресурсы, функции библиотеки и медиатеки.
В библиотечно-информационном центре школьники станут приобщаться к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов.
Учителя в библиотечно-информационном центре получат информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь будут созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий и пр.
При этом Чтение остается, мощным фактором развития личности, библиотека – средой, формирующей грамотного и культурного читателя.
По данным внутришкольного контроля проблемным полем для учеников средней школы является слабое умение работать с текстом. При грамотном использовании обновленная библиотека поможет решить этот вопрос.
В ближайшее время ситуация в стране по отношению к школьной библиотеке кардинально не сможет измениться, об этом говорят документы, в частности Концепция развития библиотек в России до 2015 года («При мощном развитии информатизации образования внедрение новых компьютерных технологий в школьные библиотеки не планируется, что будет способствовать еще более резкому ухудшению их положения и роли в образовательном пространстве»).
Поэтому педагогический коллектив СОШ №38 совместно с родительской общественностью принял решение провести модернизацию школьной библиотеки собственными силами в рамках развития информационно-образовательного пространства школы.
Проблемы:
1. Недооценка библиотечно-информационного центра как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры;
2.Низкий уровень интеграции библиотечно-информационного центра в образовательное пространство школы, принижение ее роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
3. Недостаточная включенность библиотеки в образовательные проекты и программы.
4. Низкое качество книжного фонда.
5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотеки как современным требованиям.
Цель инновации: Развитие информационно-образовательной среды школы через использование инновационного потенциала библиотеки в качестве ресурса, способствующего повышению качества образования.
Задачи проекта:
- создание оптимальных условий функционирования и развития библиотеки как интеллектуального центра в современном информационном режиме;
- обеспечение доступности информации для учащихся и педагогов, в том числе к актуальной информации, крупным электронным ресурсам всероссийского уровня;
- формирование и актуализация информационных ресурсов учебной, научной, методической тематики, расширение фонда (на бумажных и электронных носителях) литературы различных видов и жанров;
- повышение престижа чтения среди обучающихся, воспитание интереса к книге и досуговому чтению;
- подготовка учащихся к активной деятельности в условиях информационного общества: библиотека – центр проектной деятельности школы;
- развитие современных форм работы с обучающимися, их родителями на основе внедрения новых библиотечных услуг;
- создание в библиотеке комфортной информационной среды и оптимальных условий для культурного досуга читателей (интерьер читального зала).
- интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников.
Содержание и структура инновации
В программе реализации проекта определены этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу.
Обозначены педагогические условия, необходимые для эффективности запланированной деятельности: организационные, программно-методические, нормативно-правовое обеспечение проекта, материально-технические и кадровые условия. Представлен перечень научно-методических разработок, на которые опирался автор при создании проекта, а также способы распространения и внедрения результатов в случае положительного опыта.
Основная идея инновации
Основная идея проекта заключается в следующем: использование инновационного потенциала школьной библиотеки – это возможность изменить подходы к процессу образования, вступив на путь развития информационно-образовательной среды школы, о которой идет речь в стандартах нового поколения.
Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Государство в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает обучение учащихся читательской и информационной культуре. Необходимо расширение информационно-образовательного пространства школы за счет предоставления педагогам и школьникам доступа к широкому спектру библиотечных ресурсов.
Автор данного проекта уже имел опыт разработки и реализации проектов, связанных с повышением ценностного отношения к русскому языку (2010-2014 годы – проект «Формирование ценностного отношения к русскому языку», 2014-2015 год – проект «Чита читающая») и продвижением книги в сообществе детей и взрослых. Поэтому данная работа возникла из необходимости продолжить возвращение книги к читателю, и приблизить деятельность школьной библиотеки к современным стандартам.
А в рамках школы необходимо объединить усилия педагогов, учащихся, их родителей и библиотекаря. В этом сообществе педагог-библиотекарь будет являться эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства или ссылками на различные ресурсы.
Начата подготовка к продвижению книги через Интернет, что на сегодняшний день является эффективным маркетинговым инструментом.
Все это позволит, в какой-то мере, решить проблему приобщения детей и подростков к чтению, а также предоставит возможность всем членам школьного сообщества эффективно использовать информацию во всех форматах и на всех носителях.
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости
Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Проведенное анкетирование школьников показало, что в изменившемся мире книга остается значимым, но не единственным источником информации. Видео и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования.
В манифесте о школьных библиотеках подчеркивается, что именно «школьная библиотека позволяет получить информацию и знакомиться с идеями, которые имеют первостепенное значение для успешного участия в жизни нынешнего общества, основанного на информации и знаниях. Школьная библиотека наделяет учащихся навыками обучения на протяжении всей жизни и развивает воображение, что позволяет им действовать в качестве ответственных граждан». Данное положение полностью перекликается с задачами национальной образовательной политики «Наша новая школа».
Назрела необходимость вывести школьную библиотеку на новый уровень, обозначенный в манифесте о школьных библиотеках. Может быть, постановка вопроса таким образом для каких-то библиотек и не является актуальной, но для СОШ №38 – это проблема, которую надо решать.
В современных условиях, когда финансирования библиотеки из муниципального или краевого бюджетов практически нет, мы не можем бездействовать, за нами дети, которые, по определению, являют наше будущее. Изучив опыт других библиотек, мы увидели, что даже в таких непростых условиях можно развивать библиотеку, используя ее инновационный потенциал. Поэтому считаем наш проект актуальным, привязанным ко времени.
Научная новизна проекта заключается в следующем:
определена современная модель школьной библиотеки как информационно-образовательного центра;
выявлены педагогические условия, способствующие развитию школьной библиотеки как ресурса повышения качества информационно-образовательной среды.
конкретизировано представление о специфике и социальной значимости деятельности школьной библиотеки в современных условиях.
определены критерии, показатели, диагностики, по которым можно определить эффективность процесса преобразования библиотеки в информационно-образовательный центр;
разработаны методические материалы, связанные с темой проекта.
Практическая значимость проекта заключается в формировании новых подходов к организации деятельности школьной библиотеки, обозначенных как интеграция сил всего педагогического коллектива для использования ее инновационных ресурсов с целью повышения качества школьного образования.
После обобщения результатов реализации проекта программно-методическими материалами могут воспользоваться педагогические коллективы других школ, заинтересованные в сотрудничестве со школьной библиотекой для реализации задач, обозначенных новыми стандартами.
Исполнители проекта надеются, что привлекут внимание к проблеме, которую надо срочно решать. Безусловно, опыт трудоемкий, но социальное благополучие и успехи наших детей того стоит.
Ожидаемые результаты введения инновации
Результаты инновационной деятельности определяются целями и задачами проекта.
Для школы в целом
1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальными информационным ресурсам.
3. Повышение читательской компетентности детей и подростков.
4. Укрепление материально-технической базы и увеличение библиотечного фонда.
5. Повышение престижа чтения среди обучающихся, воспитание интереса к книге и досуговому чтению.
6.Укрепление позитивного имиджа школы в местном социуме и лидерство в образовательном сообществе.
Для учителя и ученика:
пользование актуальной и достоверной информацией оперативно.
доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
свободный бесплатный доступ в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
возможность совместной работы учащихся и учителей.
влияние на рост качества знаний школьников, потребность в творческом самовыражении;
включение учащихся и педагогов в проекты сети Интернет.
Родители:
имеют возможность оперативно получать необходимую информацию о наличии необходимых книг, могут заказать их через электронную почту либо по телефону;
могут получить любую консультацию по вопросам внеклассного чтения, развития интереса к чтению у ребенка;
в процессе совместного с ребенком и библиотекарем общения приобретают опыт родительской поддержки читательских интересов сына или дочери;
у родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их как активных читателей (результаты отражаются в различных формах деятельности библиотеки).
Для социальных партнеров: повышение имиджа школы в социуме.
Условия реализации проекта и достигнутый с их помощью результат даны в приложении 2.
Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации
Проект может быть полезен всем школьным библиотекам. В перспективе школьная библиотека видится одной из важнейших школьных инфраструктур, способной влиять на качество школьного образования.
Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными.
Предлагаемый проект носит системный комплексный характер, является преемственным по отношению к условиям, имеющимся в школе, не требует дополнительных материальных затрат.
Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации, задачи и ожидаемые результаты)
1 этап - Диагностико-постановочный (апрель – декабрь 2015): Моделирование нового качественного состояния библиотеки, разработка модели современной библиотеки как ресурсной площадки по освоению и широкому применению педагогами школы современных образовательных технологий, предусмотренных новыми стандартами и анализ условий, необходимых для ее реализации.
1.Изучить существующий в педагогике опыт становления школьной библиотеки как информационно-образовательного центра.
2.Создать инициативную группу поддержки проекта.
3.Изучить образовательные потребности учащихся и их родителей в рамках заявленной темы.
4.Провести диагностику уровня готовности учителей и педагогов школы к работе в рамках инновационной деятельности.
5.Обновить нормативно-правовую базу, связанную с реализацией проекта.
6.Сформировать творческую группу сподвижников по реализации проекта из числа учащихся и педагогов.
7.Определить обязанности участников проекта.
8.Определить инновационные формы, методы, средства в аспекте темы проекта.
9.Разработать модель организационно-педагогических условий, необходимых для реализации проекта.
10.На сайте школы освещать все события, связанные с тематикой проекта, как для учащихся, так и для родителей.
11.Проведение Советом Учреждения и Советом старшеклассников акций: «Подари книгу школе»- публикация и оценка результатов на сайте школы, в электронной школьной газете.
12. Организация семинара для педагогов школы по теме «Роль библиотеки в формировании открытой образовательной среды» с обсуждением плана мероприятий по эффективному использованию образовательных возможностей Библиотеки. Вопросы организации и методики работы с ЦОР.
13.Зарегистрировать страницу школьной библиотеки в социальных сетях.
14.Обеспечить возможность выхода библиотеки в Интернет: Вконтакте, в социальной сети работников образования.
15. Внедрение в БИЦ 1С: Школьная библиотека 8.2.
16.Использование ресурсов Библиотека 2
17. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы и самостоятельного библиотечного сайта, а также использование возможностей электронного дневника с целью продвижения книги в школьную среду.
Прогноз положительных результатов по 1 этапу
1.Выявлены противоречия в образовательной практике школы и обозначена проблема, связанная с необходимостью преобразования библиотеки в информационно-образовательный центр.
2.Проведена оценка имеющихся ресурсов, диагностика уровня готовности педагогов и школьников к изменению функций школьной библиотеки и подтверждена необходимость работы в данном аспекте.
3.Проведено информирование всех участников педагогического процесса, выявлены потребность и готовность педагогического коллектива школы к участию в инновационной деятельности.
4.Определены обязанности участников проекта.
5.Определена логика построения и создания модели педагогических условий реализации проекта.
6.Разработан и начал свою работу семинар «Сотрудничество библиотеки и педагогов: включение информационных ресурсов библиотеки в образовательный процесс»
7.Нормативно-правовая база приведена в соответствие с требованиями времени.
8. Использование ресурсов Библиотека 2
9. Создан раздел «Библиотека» на сайте школы http://www.proshkolu.ru/org/chita-38/, а также используются возможности электронного дневника с целью продвижения книги в школьную среду.
10.Создан мини-сайт школьной библиотеки на портале Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/buyanova-svetlana-vasilevna 11.Зарегистрирована страница школьной библиотеки ВКонтакте.
http://vk.com/public104924434
2 этап - Преобразующий(январь 2016 – декабрь 2017 года): предполагает реализацию ведущих направлений проекта, проведение мероприятий, направленных на предоставление учащимся и педагогам информационно-интеллектуальных услуг на основе обновленной библиотеки и вовлечение их в деятельность библиотеки как активных пользователей, осуществление промежуточного контроля.
1. Внедрение в БИЦ 1С: Школьная библиотека 8.2.
Формирование электронных баз данных: учебная (учебники, справочные материалы), научная (энциклопедии, монографии, статьи), художественная (с учетом списка книг обязательного для изучения и для внеклассного чтения, составленного педагогами школы), методическая (разработки учителей, электронные ресурсы для проведения уроков, педагогические журналы).
2. Создание справочно-библиографического аппарата ЦОР в библиотеке через сайт, оформление виртуальной «доски объявлений», информирующей о работе библиотеки. Оказание помощи в работе, ознакомление и обучение использованию сервисов веб 2.0 в деятельности учащихся и учителей, родителей в образовательных проектах.
3. Обеспечение потребителей библиотеки индивидуальными электронными читательскими формулярами (электронные карты);
4. Создание электронной медиатеки педагогической информации как элемента единой школьной информационной сети.
5. Создание и последующая деятельность «Службы быстрого реагирования», действующей согласно алгоритму: сбор запросов у учащихся и педагогов на получение необходимой литературы (ежедневно), в том числе через Интернет.
Подбор библиотекарем необходимых ресурсов (литературы) и подготовку к выдаче потребителю. Оперативный поиск требуемых ЭОР.
6. Осуществить попытку заключить договоры с высшими учебными заведениями на оказание услуг по предоставлению доступа к их библиотечным фондам.
7. Предоставление информационных и Интернет-услуг пользователям с учётом новых технических возможностей библиотеки: поиск информации в Интернет; абонирование персонального компьютера, набор текста; распечатка документов; сканирование документов;
просмотр и прослушивание мультимедийных ресурсов библиотеки.
8. Организация и проведение учебных и воспитательных мероприятий на базе Библиотеки с использованием мультимедиа ресурсов и информационных компьютерных технологий.
9. Развитие банка информационных продуктов, произведенных педагогами и школьниками.
10. Формирование и развитие библиотечного фонда.
11. Дальнейшее совершенствование и широкое внедрение в учебную практику педагогов технологии библиотечного урока, а также технологий работы с текстом, технологии проектной деятельности.
12.Подготовка рекомендаций педагогическому коллективу.
13. Корректировка критериев и показателей успешности деятельности по теме проекта.
14.Участие в городских, областных конкурсах педагогического мастерства, научно – практических конференциях в плане обмена опытом по результатам проекта.
Прогноз положительных результатов по 2 этапу
Разработана модель организационно-педагогических условий для успешной реализации проекта.
Сформирована электронная база библиотечного фонда.
Сложилась система обучения педагогических кадров для работы в инновационном режиме.
Подготовлены практические рекомендации по формированию информационных компетенций школьников средствами библиотеки.
Библиотека стала надежным помощником педагогам и школьникам в проведении научно-исследовательской работы.
Выявлена положительная динамика качества библиотечного обслуживания, заметен рост числа педагогов, школьников и родителей, пользующихся услугами библиотеки.
Создан банк информационных ресурсов для учебных и внеурочных занятий в помощь учащимся, педагогам-предметникам и педагогам дополнительного образования.
Вовлечена родительская общественность: участие в библиотечных мероприятиях, кружке чтения для молодых мам, службе быстрого реагирования и др.
Успешно работает «Служба быстрого реагирования».
Разработан план и определены формы учебных и воспитательных мероприятий, связанных с продвижением книги как основного информационного ресурса.
Разработаны критерии и показатели успешности реализации проекта.
Проведена диагностика эффективности проводимой работы и ее необходимость.
Подтверждена удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов и социальных партнеров школы результатами инновационного проекта.
3 этап - Заключительный (январь 1918 – май 2018 года): анализ эффективности деятельности по реализации проекта в сообществе педагогов, учащихся и их родителей по осуществлению целей и задач, разработка новых планов дальнейшего совершенствования проекта.
Осуществить коллективную рефлексию в сообществе педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы в рамках темы исследования.
Провести внешнюю экспертизу результатов инновационной деятельности.
Обобщить результаты деятельности педагогического коллектива по реализации проекта.
По итогам реализации проекта провести семинар с приглашением специалистов Комитета образования города, других школ города, представителей общественности. Привлечь средства массовой информации.
Провести творческий отчет педагогического коллектива на основе накопленного опыта организации деятельности библиотеки как информационно-образовательного центра.
Распространить полученные положительные результаты через участие в научно–практических конференциях.
Прогноз положительных результатов по 3 этапу
В результате внутренней и внешней оценке реализации проекта подтверждена его целесообразность и эффективность для улучшения качества информационно-образовательной среды школы, положительные результаты распространились через участие в педагогических семинарах и конференциях, выставление опыта на личном сайте библиотекаря, на странице библиотеки школьного сайта, других порталах сети Интернет.
В ходе исследования применялись следующие методы исследования:
сравнительный анализ деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество, в российской практике;
содержательный анализ документов, отражающих основные направления деятельности библиотек образовательных учреждений;
социологический метод: анкетирование для определения круга чтения современных детей и подростков, состояния читательских ожиданий и возможностей школьной библиотеки;
методы эмпирического исследования: наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности испытуемых (творческих работ), изучение и обобщение педагогического опыта.
Степень проработанности инновации:
Этап работы
Проект сейчас находится на 1 этапе - Диагностико-постановочный (апрель – декабрь 2015)
Что сделано на сегодняшний день:
Самой главной задачей, на наш взгляд, на начальном этапе необходимо было предпринять попытку привлечь в библиотеку читателей, для чего использовались различные необычные формы и приемы (акция «Книжные жмурки», розыгрыш лотерейных билетов, конкурс на лучший читательский формуляр, акция «Каждому 5 читателю – приз», рекламные акции через электронный дневник, информационные стенды и др.). Попытка удалась, правда, пока увеличилось количество читателей из 1-5 классов.
1.Выявлены противоречия в образовательной практике школы и обозначена проблема, связанная с необходимостью преобразования библиотеки в информационно-образовательный центр.
2.Проведена оценка имеющихся ресурсов, диагностика уровня готовности педагогов и школьников к изменению функций школьной библиотеки и подтверждена необходимость работы в данном аспекте.
3.Проведено информирование всех участников педагогического процесса, выявлены потребность и готовность педагогического коллектива школы к участию в инновационной деятельности.
4.Скорректированы обязанности участников проекта.
5.Определена логика построения и создания модели педагогических условий реализации проекта.
6.Разработан и начал свою работу семинар «Сотрудничество библиотеки и педагогов: включение информационных ресурсов библиотеки в образовательный процесс»
7.Материально-техническая база пополнилась одним компьютером и принтером. Сейчас в наличии 2 оборудованных рабочих места (компьютер, сканер и принтер).
8. Создан раздел «Библиотека» на сайте школы http://www.proshkolu.ru/org/chita-38/, а также используются возможности электронного дневника с целью продвижения книги в школьную среду.
9.Создан мини-сайт школьной библиотеки на портале Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/buyanova-svetlana-vasilevna10.Зарегистрирована страница школьной библиотеки ВКонтакте.
http://vk.com/public104924434
11.В результате проведенной акции «Подари библиотеке книгу» фонд литературы для детского чтения (1-6 кл.) пополнился на 256 экземпляров, включая детские энциклопедии.
12. Разработан проект «Живая библиотека». Особенность его в том, что роль книги играют живые люди. Читатели заранее подают заявки, какую «книгу» они хотели бы «прочитать». Затем в определенное время происходит встреча с «живой книгой».
Определенность перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий.
Для продолжения работ потребуется корректировка некоторых положений проекта и локальных актов по проблеме инноватики с учетом уже имеющегося опыта. Реализация проекта «Живая библиотека» и разработка новых подпроектов, связанных с продвижением книги через социальные сети. Дальнейшее развитие материально-технической базы.
Переориентация деятельности библиотеки с задач функционирования на задачи инновационного развития.
Расширение сотрудничества с библиотеками города Читы.
Проект будет эффективно реализован при постепенном включении в него всего педагогического коллектива.
Предусмотрены риски в ходе реализации проекта.
Риски возможны, если не определен оптимальный темп реализации проекта, не осуществлена хорошая теоретическая подготовка его, если не учтены социальные факторы, материальные, организационно-педагогические ресурсы школы. Нами намечены пути предупреждения возможных негативных последствий внедрения инновационной программы.
Негативные факторы Пути их преодоления
1.Неприятие отдельными членами педагогического коллектива вводимых новшеств из-за недостаточного понимания их конечных целей, эффекта внедрения инновационной программы.
2. Неготовность части учителей работать в условиях инновационной деятельности по причине отсутствия специальных теоретических знаний в этой области.
3. Отсутствие у ряда учителей стремления к интеграции и созданию совместных творческих проектов в связи с узкопредметной направленностью их деятельности. 1.Создание в школе информационного поля, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности.
Включение педагогов и учащихся в деятельность библиотеки.
2. Консультирование педагогов, научно-методическое сопровождение учителя в ходе реализации проекта.
3.Индивидуальное консультирование. Мотивация на использование информационных ресурсов библиотеки в целях повышения качества образования школьников.
Сформированность ресурсной базы, наличие специалистов необходимого уровня
Библиотека имеет читальный зал 36 кв.м., помещение для книжных фондов – 30 кв.м., книгохранилище – 12 кв.м. Оборудовано 2 рабочих места с доступом к ИНТЕРНЕТУ: 2 компьютера, 2 принтера, МФУ (цветное), пылесос.
Библиотекарь имеет высшее образование по специальности учитель литературы и русского языка, команда учителей гуманитарного цикла, задействованная в реализации проекта, владеет положительным опытом в осуществлении инновационных проектов.
Все педагоги школы владеют навыками работы на компьютере, ориентируются в сети ИНТЕРНЕТ. В школе все классы оборудованы компьютерной и множительной техникой. Свободный доступ в ИНТЕРНЕТ.
Необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов
организационные, программно-методическое, нормативно-правовое обеспечение проекта, материально-технические и кадровые условия.
Возможности для достижения эффективных результатов проекта есть. Библиотека укомплектована литературой, необходимой для творческих и исследовательских работ учащихся. В медиатеке насчитывается более 400 дисков по различным предметам и для внеурочной работы со школьниками.
В школе сложился квалифицированный педагогический коллектив (педагогов 1-ой и высшей категории – 42%), который характеризуется стремлением большинства педагогов к непрерывному образованию, положительной динамикой роста профессиональной компетентности, включением в активную инновационную деятельность. 95% учителей подготовлены к работе с использованием современных образовательных технологий, а 100% – обладают навыками работы на персональном компьютере.
Четыре учителя имеют статус педагога-исследователя. Почти все педагоги являются руководителями исследовательских работ школьников, сами активно участвуют в инновационной деятельности.
Условия реализации проекта и достигнутый с их помощью результат
Условия Содержание Предполагаемый результат
Организационные Конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции как общешкольные, так и на базе библиотеки. Позволят школьникам продемонстрировать свои успехи в овладении читательской и информационной культурой
Создание библиотечного актива из числа учащихся и педагогов, вовлечение в работу библиотеки заинтересованных в продвижении чтения родителей. Привлечение как можно большего количества участников проекта будет способствовать его эффективному продвижению.
Установление договорных отношений с библиотеками ведущего ВУЗа города Читы Школьники и педагоги получат возможность поиска дополнительной информации при подготовке научно-исследовательских работ.
Организация методического семинара для участников проекта.
Позволит педагогам совершенствоваться в работе с различными видами и источниками информации для формирования информационной компетентности школьников.
Создание клуба «Семейное чтение» для молодых родителей. Работа Клуба облегчит задачу педагогов и классных руководителей по формированию у школьников интереса к чтению. Родители узнают приемы и способы работы с текстом и книгой.
Программно-методическое обеспечение Для повышения профессионализма педагогов создан проблемный семинар по теме проекта.
Основные направления и формы работы с учителями: семинарские занятия, учеба для родителей, взаимодействие с библиотеками вузов, индивидуальные консультации, пополнение методической копилки по теме проекта.
Формирование коллекции ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Формирование методических рекомендаций учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования и руководителям проектных и исследовательских работ учащихся.
Разработка дидактических рекомендаций учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты.
Нормативно-правовая база Разработка долгосрочной программы развития библиотечно-информационного обслуживания учащихся, педагогов, администрации школы в условиях информатизации образования.
Договор с ведущим ВУЗом города Читы о библиотечном сотрудничестве. Разработка и внедрение нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса.
Обеспечение библиотеки необходимыми документами положениями, правилами, инструкциями и т. п.
Положение о библиотечно-информационном центре (БИЦ) МБОУ «СОШ №38»
Положение о школьной медиатеке.
Положение о предоставлении доступа к справочно-поисковому аппарату библиотеки, базам данных. Материально-техническое обеспечение Приобретение мультимедийного проектора, программы «С1-библиотека».
Пополнение медиатеки различного рода образовательной информацией.
Обновление библиотечного фонда (особенно необходимы книги для чтения детей 7-10 лет).
Постепенная замена стеллажей в книгохранилище.
Приобретение функциональной мебели: крутящиеся стойки, выставочные стеллажи и др. Обеспечение библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях. Редактирование СБА и создание электронного каталога для успешной реализации программы.
Кадровое обеспечение Самообразование библиотекаря через Интернет-курсы и семинары, самостоятельное изучение опыта работы российских библиотек.
Повышение информационной грамотности педагогов через различные курсы и семинары, а также путем самообразования.
Изменение роли библиотекаря:
-содействие развитию педагогов.
-библиотекарь - агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.
- педагог-библиотекарь - эмиссар культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства или ссылками на различные ресурсы.
Способы распространения и внедрения результатов инновационной деятельности в массовую практику
Распространение результатов по окончании проекта осуществляется в форме публикаций, разработке методических рекомендаций, публичных отчетов, семинаров, презентаций социальных практик, созданных в проекте, фотографий, статей.
Привлечение родительской общественности к проекту также способствует распространению информации об изменении статуса школьной библиотеки. Социальная реклама как метод распространения информации о деятельности библиотеки – является средством освещения результатов проекта.
Планируется изучить принципы маркетинга в деятельности школьной библиотеки и воспользоваться ими при продвижении проекта.
Формы распространения опыта могут быть самыми разными:
презентация опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская,
выступление на семинаре, статья, реклама.
Размещение информации об инновационном проекте в сети Интернет (на сайте СОШ №38);
Публичные выступления (презентации) на разных уровнях.
Приложение 1
Функциональные обязанности участников проекта
Директор школы осуществляет общее руководство коллективом школы, обеспечивает оптимальный подбор и расстановку кадров, управляет научно-исследовательской деятельностью коллектива, осуществляет контроль за качеством знаний учащихся, организует работу по укреплению учебно-материальной базы школы, представляет её интерес в государственных и общественных органах. Отвечает за вопросы развития школы (а так же библиотеки) перед родителями. Координирует работу программы развития библиотеки по всем уровням.
Совет школы согласовывает порядок работы библиотеки по информационному обслуживанию школьников и порядок создания, обновления и использования учебного фонда. Решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, развития материальной базы библиотеки, о выделении средств для развития программы по формированию информационной культуры учащихся.
 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе курирует работу библиотеки, координирует её деятельность. Анализирует результаты диагностики по библиотечно-библиографическим знаниям учащихся.
 Учитель информатики оказывает помощь  в выборе, установке и апробации программного обеспечения, в проведении и разработке учебных уроков с использованием компьютера, формирует информационное мировоззрение, умение пользоваться техническими средствами.
Классный руководитель отвечает за создание благоприятных условий для формирования и развития творческой активности учащихся, используя возможности школьной библиотеки.
Библиотекарь  формирует библиотечный фонд в соответствии с информационными потребностями учителей и школьников. Организует СБА, соответствующий современным требованиям и используемый как для отражения состава фонда, так и для обучения читателей самостоятельному поиску информации, ведёт библиотечные уроки, участвует в организации книжных выставок и т.д. Проводит диагностику и анализ результатов по реализации программы развития библиотеки. Принимает меры по обеспечению библиотеки необходимым оборудованием, привлечению средств для комплектования библиотеки.
Приложение 2.
№№ Критерии Показатели
1 Стабильность основных показателей работы библиотеки Сохранение или рост показателей по сравнению с предыдущим периодом (читаемость, посещаемость, обращаемость)
2 Подготовка и организация мероприятий Активное участие библиотекаря в организации и проведении мероприятий (кроме библиотечных уроков)
Активное использование ИКТ при проведении мероприятий
3 Оказание помощи учащимся и учителям при подготовке к участию в олимпиадах, конкурсах, для написания докладов, рефератов Количество учащихся, получивших помощь

4 Презентация собственной деятельности Участие в очных профессиональных конкурсах разных уровней
Участие в заочных профессиональных конкурсах разных уровней
5 Результативность участия в профессиональных конкурсах разных уровней Очных
заочных
6 Популяризация собственног о опыта Проведение открытых мероприят ий, мастер-классов, тематические выступления на педсоветах, конференциях и т.д.
7 Качественная, комфортная среда в библиотеке Эстетичность оформления
Своевременность, новизна и увеличение количества выставок в сравнении с предыдущим отчетным периодом
8 Организация работы с фондом Проведение инвентаризации
Работа по оформлению заявок, закупу, библиотечной обработке учебников
Ежегодная выдача и возврат учебников уч-ся
Ведение номенклатуры дел по учебникам (наличие/отсутствие)
Создание электронной базы библиотечного фонда
9 Организация работы по сохранению и пополнению книжного фонда Организация ремонта, реставрации
Проведение акций, изыскание средств на пополнение
Регулярность (не реже 1 раза в четверть) проведения рейдов по сохранности учебников, освещение итогов рейдов
10 Создание и работа актива библиотеки Наличие плана работы и его реализация
11 Участие уч-ся в интеллектуальных конкурсах, НПК, олимпиадах под руководством библиотекаря 12 Ведение библиотечной страницы на школьном сайте, в социальных сетях Регулярность подачи информации, качество материала
13 Высокий уровень исполнительской дисциплины Отсутствие жалоб на работу библиотекаря со стороны коллег, родителей, учащихся. Своевременность и качество подачи отчетной документации