Методическая разработка День защиты детей в общеобразовательном учреждении

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ«_______ »
---------------------------
________ 201_ г.

ПЛАН
подготовки и проведения «Дня защиты детей»

№ п\п
Проводимые мероприятия
Время проведения
Кто проводит
Отм. о выполн.

Подготовительный период

1
Изучение с администрацией школы, учителями младших классов и классными руководителями нормативных документов Мин. образования РФ, городского комитета по образованию, и управления (отдела) ГОЧС города по вопросам подготовки учащихся к действиям в ЧС


Директор лицея,
Зам. директора по ВР.


2
Рассмотрение на заседании педагогического совета (служебном совещании) вопроса о задачах педколлектива по подготовке к проведению «Дня защиты детей».


Директор лицея,
Зам. директора по ВР.


3
Определение состава участников (гостей), привлекаемых (приглашенных) для подготовки и проведения (участия) «Дня защиты детей».


Директор лицея, организатор ОБЖ,
зам. дир. по ВР


4
Отработка порядка и последовательности проведения «Дня защиты детей» с его организаторами, членами общешкольной комиссии.


Директор лицея, Зам. дир. по ВР; организатор ОБЖ.


5
Организация и осуществление контроля за качеством занятий по ОБЖ.

Зам. директора по УВР.


6
Разработка судейских документов и частных планов по проведению соревнований.

Зам. дир. по ВР.
Организатор ОБЖ.
Учителя ФК


7
Организация, проведение занятий и тренировок по отработке этапов эстафеты

Преподаватель ОБЖ
Зам. дир. по ВР
Учителя ФК


8
Организация в лицейской библиотеке выставки военно-патриотической литературы

Зав. библиотекой


9
Организация соревнований по элементам эстафеты

Заместитель директора по ВР


10
Подготовка лозунгов и транспарантов, посвященных «Дню защиты детей»

Зам. директора по ВР;
вожатая лицея


11
Облагораживание территории лицея

Ответственный



Проведение «Дня защиты детей»

1
Сбор руководящего состава, заслушивание командиров отрядов и председателей жюри о готовности к проведению мероприятий


Директор лицея


2
Торжественное открытие «Дня защиты детей», проведение общешкольной линейки (митинга)


Директор лицея


3
Проверка готовности учащихся, их экипировка

Директор лицея


4
Вручение командирам отрядов приказа, классным руководителям - заданий

Директор лицея, Зам. дир. по ВР


5
Развод отрядов (классов) по местам проведения мероприятий

Директор лицея


6
Проведение эстафеты

Жюри


7
Организация спортивных соревнований

Учителя по ФК


8
Проведение конкурсов

Жюри


9
Проведение викторины

Жюри


10
Сдача нормативов ГО

Организатор ОБЖ


11
Изготовление ватно-марлевой повязки

Жюри


12
Оказание первой медицинской помощи

Жюри


13.
Действия при угрозе стихийного бедствия и других ЧС/Эвакуация/

Директор лицея


14.
Действия при движении в сторону лицея облака химически опасного вещества (АХОВ)

Директор лицея


15
Тушение возгорания первичными и подручными средствами

Жюри


16
Подведение итогов соревнований. Вручение призов и наград

Директор лицея
Зам. дир.по ВР,
Организатор ОБЖ



Заместитель директора лицея по внеклассной работе _____________








ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности
при проведении практических мероприятий
в рамках Дня защиты детей

1. К участию в практических мероприятиях ГО и ОБЖ учащиеся допускаются только при прохождении соответствующего инструктажа по охране труда и отсутствии медицинских противопоказаний.
2. Необходимо проявлять внимание и организованность, соблюдать меры безопасности, строго выполнять указания классного руководителя, учителя, руководителей этапов.
3. Пересекая в колонне проезжую часть, не отставайте и не забегайте вперед, держите в поле зрения проходящий и стоящий транспорт.
4. При проведении мероприятий вне школы, в парке, не лазайте по деревьям, не размахивайте палками, острыми предметами, не обламывайте сучья и ветви, не создавайте ситуации, ведущие к травматизму.
5. При обращении с противогазом следите, чтобы отверстие противогазной коробки не было закрыто. Не пережимайте противогазный шланг, чтобы не задохнуться.
6. При обращении с огнетушителем не направляйте его сопло на окружающих людей.
7. При преодолении препятствий будьте осмотрительны, не толкайтесь во избежание травм, соизмеряйте свои силы.
8. При герметизации помещений не стойте на подоконниках без поддержки, не высовывайтесь из окон. По окончании работы не забудьте вымыть руки.
9. Во время эвакуации учащихся из школы не толкайтесь в дверях, не создавайте пробок, старайтесь держаться в середине потока. Не отставайте от класса. Слушайте команды учителя, классного руководителя.
10. В случае травм, несчастных случаев немедленно сообщите об этом ближайшему учителю, окажите пострадавшему первую медицинскую помощь.

Зам. директора по ВР _____________________









ПРИКАЗ №

«О подготовке и проведении «Дня защиты детей» в МБОУ «_______»

На основании указания Министерства образования и МЧС России от 4 февраля 1994 г. № 15-М/22-201-10 и в соответствии с планом работы лицея на 201 – 201 уч. год

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести комплексное мероприятие «День защиты детей» ________ 201_ г. в районе расположения лицея.
2. Основными целями проведения «Дня защиты детей» считать:
– отработку раздела общешкольного плана ГО по действию учащихся и взрослых в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
– формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
– приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях;
– оказание само- и взаимопомощи;
– формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости;
_ пропаганду боевых и трудовых традиций Республики Адыгея, России, её Вооружённых Сил, гражданской обороны.
2. Главными задачами «Дня защиты детей» являются:
– совершенствование учащимися и постоянным составом лицея теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях;
– практическая проверка готовности личного состава лицея к выполнению поставленных задач ГО ЧС, умения учащихся действовать по сигналам оповещения и речевой информации управлений по делам ГО ЧС при чрезвычайных ситуациях (пользоваться индивидуальными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания);
– обучение руководящего и командно-начальствующего состава лицея проведению мероприятий ГО ЧС в лицее при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
3. К участию в «Дне защиты детей» привлечь:
– руководящий и командно-начальствующий состав ГО ЧС лицея;
– преподавательский состав и технических работников;
– учащихся 1–11 классов лицея;
4. Назначить общелицейскую комиссию по проведению «Дня защиты детей» в составе:
– председателя: директор лицея
– зам. председателя : зам. директора по УВР
– членов комиссии:- заместителей директора по УВР;
- преподавателя-организатора ОБЖ;
- учителя физической культуры;
- учителя истории;
- учителя географии.


5. Назначить ответственными за проведение отдельных этапов «Дня защиты детей» –– классных руководителей 1–11 классов.
– за общую организацию и проведение прикладной эстафеты –
– за проведение I этапа «Безопасность движения» –
– за проведение II этапа «Переноска пострадавшего» –
– за организацию III этапа «Оказание первой медицинской помощи»
– за организацию IV этапа «Действия в условиях химического заражения»
– за организацию V этапа «Локализация пожара» –
– за организацию VI этапа «Обращение с взрывоопасными предметами» –
– за проведение VII этапа, «Викторина» –
– за проведение VIII этапа «Ориентирование на местности» –
– за проведение IX этапа «Зеленые друзья и враги» –
– за организацию и проведение блока тематических мероприятий с учащимися 1–4 классов – зам. директора по УВР
– за эвакуацию личного состава школы - зам. директора по УВР
Учителям, ответственным за организацию и проведение этапов, до _____. разработать судейскую документацию, определить судей на этапы эстафеты и ознакомить всех членов комиссии с порядком проведения соревнований, тренировок, сдачи практических нормативов, выполнения мер безопасности при проведении мероприятия.

Оказание консультационной и организационной помощи классным руководителям возложить на преподавателя-организатора ОБЖ -

6. Классным руководителям 1–11 классов до _______ провести с учащимися тренировки за счет классных часов по выработке умения пользоваться средствами индивидуальной защиты. Проверить наличие и сохранность комплектов защитных средств. Провести с учащимися необходимую работу по подготовке ко «Дню защиты детей», инструктаж по мерам безопасности с росписью в журнале инструктажей по охране труда.
7. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время проведения мероприятий возложить на классных руководителей, учителей, ответственных за этапы, учителей, руководящих эвакуацией учащихся из здания лицея. Во время проведения мероприятий иметь при себе медицинские аптечки, средства оказания первой помощи.
8. Комплексную тренировку по эвакуации личного состава лицея провести _________ с привлечением сотрудников МЧС города.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника штаба ГО – зам. директора по УВР

Директор МБОУ «Лицей № _» -начальник ГО лицея _________









































ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КЛАССОВ
В РАМКАХ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
________

«День защиты детей» проводится в МБОУ «________» как комплексное мероприятие, охватывающее знание учащимися вопросов личной безопасности, задач, решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий Гражданской обороны.
Мероприятие «День защиты детей» проводится на территории лицея.
На каждом этапе находится судейская бригада – 1 учитель и 2 старшеклассника, в задачу которых входит оценка устных ответов и практических навыков учащихся 1–11 классов, а так же оказание помощи младшим школьникам в случае возникновения тех или иных затруднений. Класс, прибывая на соответствующий этап, предъявляет судьям свой оценочный лист, в который заносится заработанное количество баллов (по пятибалльной шкале).

ПУТЕВОЙ ЛИСТ
класс_________

Содержание этапа
Кол-во баллов
Роспись судьи

1. Безопасность движения



2. Переноска пострадавшего



3. Оказание медицинской помощи



4. Действия в условиях химического заражения



5. Локализация пожара



6. Взрывоопасные предметы



7.Спортивный этап



8.Викторина



9.Ориентирование на местности



10. Зеленые друзья и враги




Помимо этого судьи каждого этапа имеют свой сводный оценочный лист:
Классы
Баллы








Судьи: 1.________________________
2.________________________
3.________________________






i этап
безопасность на дорогах

1. Вы сошли с троллейбуса на остановке и должны перейти дорогу, чтобы попасть в магазин. Покажите на схеме, как это сделать безопасно? (Трамвай переходят спереди. Переходя перекресток, безопаснее двигаться в середине потока пешеходов.)
2. Покажите, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют? (Если нет тротуара, идти следует по проезжей части лицом к навстречу транспорту и прижимаясь к обочине дороги.)
3. Покажите, как правильно переводить группу учащихся через перекресток. (2 человека с флажками должны создать «коридор» в месте перехода, повернувшись лицом к транспорту. По этому коридору проходит вся группа.)
4. Как правильно передвигаться на велосипеде по проезжей части? (Ехать необходимо по ходу движения транспорта, прижимаясь к обочине дороги.)
5. Вы вышли из троллейбуса на остановке, но прямо на переходе остановилось маршрутное такси. С какой стороны вы будете его обходить, чтобы перейти перекресток? (сзади, чтобы видеть движущийся транспорт.)


II этап
переноска пострадавшего

1–5 классы
Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек.
1) перетаскивание; 2) перенос на спине; 3) живой костыль; 4) метод люльки; 5) волоком (на плащ-палатке, на простыне, лыжах).
Дополнительный вопрос. Транспортировка по снегу, тонкому льду (По снегу можно на санках, лыжах, плащ-палатке и др. По тонкому льду только волоком)








7–8 классы
Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека. (1) при помощи сиденья из двух пар рук; 2) способ «замок»; 3) способ «друг за другом»; 4) перенос раненого на доске.)
Дополнительный вопрос. При каких повреждениях нельзя переносить способом «друг за другом»? (Если у пострадавшего повреждены руки или плечи, нельзя применять способ «друг за другом»)


9–11 классы
Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переносе раненого на носилках?
(Носилки могут заменить две одинаковые палки одинаковой длины, продетые в застёгнутое пальто или в отверстия в углах мешка. Можно использовать доску, положив на неё одежду, сено, траву. Прежде, чем переносить пострадавшего, надо проверить их прочность. Идти следует не в ногу, чтобы носилки не раскачивались. Нести лучше вчетвером.)
Дополнительный вопрос. Как правильно транспортировать пострадавшего: вперёд ногами или вперёд головой? (Если носилки из твёрдого материала, то пострадавшего несут вперёд головой. Если носилки, например, из палок и куртки, несут пострадавшего вперёд ногами, чтобы не повредить голову.)


III этап
оказание первой медицинской помощи

1. Покажите, как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца. (1.Перед перевязкой рана должна быть промыта, обработана вокруг перекисью водорода, йодом, зеленкой по краям. Положите на место пореза бактерицидный пластырь. При значительном кровотечении из раны наложите давящую повязку).
2. Покажите, как оказать первую помощь при переломе предплечья. (Аккуратно наложите пострадавшему шину для придания месту перелома неподвижности (используя палку, доску, зонт и т. д.), обернутые полотенцем, веревками, лентами. При переломе локтя не распрямляйте руку, обездвижьте при помощи шины, прибинтовав руку к туловищу).




дополнительные вопросы к этапу:

1–8 классы
1. Как избежать теплового (солнечного) удара? (Надеть головной убор, стараться меньше находиться на солнце)
2. Как остановить носовое кровотечение? (Усадить пострадавшего, наклонив голову вперед, чтобы кровь не затекала в трахею; на область носа и переносицу накладывается холод (лед, комочек снега, мокрый платок, бинт, комок ваты); обеспечьте приток воздуха, тень; при сильном кровотечении прижать крылья носа к носовой перегородке (в течение 5 мин.) Голову наклонять вперед и возможно выше, с силой сожмите нос. Дыхание через рот. Кровь, попавшую в рот, выплевывать).
3. Для каких целей используются: йод, нашатырный спирт, перекись водорода, зеленка? (Йод, зеленка, перекись водорода - это средства дезинфекции; нашатырный спирт применяете при обмороке, слабости, головокружении).

9–11 классы
1. В каких случаях используется жгут? Опишите правильное наложение и снятие жгута. (Жгут накладывают на плечо, предплечье, бедро и голень для остановки артериального кровотечения, при укусе змеи. Жгут накладывается выше места кровотечения и сильно затягивается. Время наложения – не более 1–1,5 час. Ослаблять постепенно. Подручные средства для жгута -полотенце, ремень, веревка, платок и т. д.)
2. Как оказать первую помощь при обмороке? (Поднести нашатырный спирт к носу и растереть виски; ущипнуть за ушные раковины при отсутствии спирта; положить пострадавшего на спину, приподняв его ноги на 20–30 см. При этом нельзя давать пить, есть, обливать лицо водой, подкладывать под голову подушку, оставлять пострадавшего одного).

IV этап
Действия в условиях химического заражения
Практические задания:
1. Покажите, как правильно обращаться с противогазом или респиратором в случае утечки ядовитых веществ.
2. Изготовьте индивидуальную ватно-марлевую повязку из имеющихся материалов.

Теоретические вопросы:
1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете? (противогаз, респиратор, маска, перчатки, защитный костюм)
2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны? (убежища, укрытия, траншеи, щели и т. д.).
3. Что делать со спецодеждой после выхода из загрязненных мест? (Снять, стараясь не касаться одежды незащищенными руками, отдать на специальную обработку).
4. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить. Как вы поступите? (Необходимо воздержаться от приема пищи и воды до выхода из зоны заражения).
5. Вы находитесь в зоне химического заражения, а индивидуальных средств защиты у вас нет. Как быть? (изготовить ватно-марлевую повязку; взять платок или салфетку, сложить несколько раз и смочить водой).
6. Какие нейтрализующие растворы применяются при заражении местности аммиаком или хлором? (аммиак – нейтрализуется раствором лимонной кислоты, хлор – раствором соды).
7. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале? (Нет, только когда газ легче воздуха. Если газ тяжелый (хлор), нужно, наоборот, подняться на верхние этажи).
8. В каком направлении нужно выходить из зоны поражения, если дует северный (южный, восточный, западный) ветер? (Нужно двигаться в направлении, перпендикулярном направлению ветра).
9. Как поступить, если вас двое, а противогаз один? (Пользоваться поочередно, задерживая дыхание).
В помощь судье:
1. Учащийся должен достаточно быстро одеть противогаз или респиратор, затем снять его и аккуратно уложить в сумку.
2. Изготовление повязки выполняется в соответствии с чертежом.


V этап Локализация пожара
1. Пользуясь огнетушителем, расскажите, как он применяется при тушении возгорания. В каких случаях нельзя использовать пенные огнетушители? (Необходимо выдернуть из огнетушителя кольцо и нажать на ручку до упора. Порошковые огнетушители нельзя использовать при тушении оборудования, находящегося под напряжением. В таких случаях используются углекислотные огнетушители).
2. Назовите подручные средства тушения огня. (Подручными средствами пожаротушения являются: песок, вода, плотная негорючая ткань /брезент/).
3. Если случилось возгорание в комнате, можно ли при этом открывать двери и окна? Как при этом предохраниться от дыма? (При возникновении возгорания в комнате нельзя открывать окна и двери без крайней необходимости. Приток воздуха только усиливает пожар. Для предохранения от дыма необходимо взять любую ткань, смочить ее водой (в крайнем собственной мочой) и стараться дышать через нее).
4. Назовите источники пожарной опасности в школе. (Источниками пожарной опасности в школе являются электроприборы, старая или неправильно выполненная электропроводка, покрасочные материалы, сигареты, петарды.)


VI этап
Обращение с взрывоопасными предметами
1. Покажите ваши действия при обнаружении на улице взрывоопасного предмета (мины, снаряда). (Необходимо оградить место находки веревкой, лентой или другими материалами; сообщить взрослым, милиционеру, военному или позвонить по тел. 02).
2. Расскажите, как вы будете действовать при обнаружении подозрительного предмета или пакета в транспорте, в помещении школы. (При обнаружении подозрительного пред пакета в транспорте не следует его трогать, раскрывать. Надо сразу же сообщить о нем кондуктору или водителю. В школе при обнаружении подозрительного пакета, сумки, предмета - немедленно сообщить любому учителю или охраннику).
3. Дети принесли в школу мощную петарду. Что вы предпримите?

VII этап
Спортивный
Задание на спортивном этапе может быть предложено учащимся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей организаторов: преодоление препятствий по бревну, канату, с помощью веревки и карабина, с помощью туристического снаряжения.

VIII этап
Викторина «Защити себя сам»

1–4 классы
1. Назовите основное содержимое походной аптечки.
Ответ: бинт, вата, лейкопластырь, настойка йода, (зеленка), нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от сердца и головы и др.
2. Каким сигналом весь персонал школы и учащиеся оповещаются об эвакуации?
Ответ: длинной серией коротких звонков.
3. По каким маршрутам происходит эвакуация из школы?
Ответ: все начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ул. Бакинская,5.
4. Назовите простейшие меры защиты при радиационном заражении.
Ответ: для снижения риска заболевания необходимо выпить стакан воды с добавлением нескольких капель йода, а так же использовать закрытую одежду (для предотвращения попадания радиоактивной пыли на кожу) и средства защиты дыхательных путей – противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку, полотенце, носовой платок, смоченные водой.
5. Какие средства в отсутствие аптечки можно использовать в качестве кровоостанавливающих?
Ответ: листья растений – крапивы, подорожника и других, свежий пепел.
6. Как можно обеззаразить воду в походе?
Ответ: кипячением и добавлением нескольких капель йода или кристаллика марганцовки.
7. В чем заключается отрицательное воздействие компьютера?
Ответ: во вредных для организма излучениях, нагрузке на зрение, длительной неподвижности организма.
8. Какова продолжительность безопасной работы с компьютером?
Ответ: не более 30 мин.
9. На каком расстоянии от телевизора можно смотреть передачи безопасно для организма?
Ответ: на расстоянии 4-5 метров.
10. Какими должны быть ваши действия при обнаружении запаха газа?
Ответ: немедленно позвонить по телефону 04, предупредить всех жильцов дома об опасности, проверить краны газовых плит, открыть двери и форточки для проветривания, в случае опасности покинуть помещение. Ни в коем случае не пользоваться спичками.
11. Как правильно переходить перекресток на зеленый свет?
Ответ: переходя перекресток, необходимо все время держать под контролем дорогу справа и слева, двигаться лучше в потоке пешеходов, находясь в его середине, поскольку невнимательный водитель транспорта может выехать и на зеленый свет светофора.

7–11 классы
1. По каким сигналам и по каким маршрутам происходит эвакуация из школы?
Ответ: сигналом является длинная серия коротких звонков; начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ____________.
2. Каковы правила поведения в местах большого скопления людей?
Ответ: 1) Бегущая толпа движется прямо на вас – уйдите с её пути, забежав в любую открытую дверь, нишу. 2) Если вас подхватила толпа, берегите ноги, чтобы их не отдавили, постарайтесь выставить вперёд локти сцепленных рук, создавая себе свободное пространство. 3) Если вас сбили с ног, попытайтесь отползти к стенке и свернуться в клубок, закрыв уязвимые части тела.
3. Если вы увидели в транспорте оставленный кем-то пакет, что будете делать?
Ответ: Не притрагиваться к нему, сообщить о нём водителю, контролёру и выйти и транспорта.
4. Если вы оказались заложником ?
Ответ: 1) Не паниковать, не терять самообладания; 2) Не провоцировать бандитов на дальнейшее насилие, но и не унижаться, не заискивать перед ними; 3) Не оказывать им сопротивление и не пытаться освободиться своими силами; 4) Если власти предпримут попытку освобождения заложников, лечь на пол или низко пригнуться и оставаться в таком положении, пока всё не закончится.
5. Ваше поведение при угрозах криминального характера:
Нападение в лифте:
Ответ: 1) Не входите с незнакомыми людьми в лифт; 2) Если вошли, не поворачивайтесь спиной к незнакомцу; 3) Если требуют деньги, вещи- отдайте их; 4) Запомните внешность преступника; 5) Если на вас нападают, кричите, шумите, стучите по стенам кабины лифта.
Нападение в тёмном переулке:
Ответ: 1) Идти лучше в группе людей; 2) Не пользоваться подземным переходом; 3) Снять дорогие украшения; 4) По первому требованию отдать деньги, вещи; 5) Всеми способами привлекать внимание со стороны; 6) Носить в кармане баллончик безопасности или хотя бы горсть молотого перца, соли и постараться воспользоваться ими при нападении.
6. Ваши действия при приставании к вам пьяного?
Ответ: 1) Не обращать внимания на него, стараться не привлекать его внимания к себе; 2) Если пьяный вас не отпускает, оценить его настроение. Если ему хочется излить душу – поговорить с ним немного и постараться уйти; 3) Не показывать ему, что он вам неприятен; 4) При открытом приставании к вам – прикрикнуть на него, привлекая внимание окружающих.
7. Какие меры предосторожности следует соблюдать, чтобы избежать нападение собаки?
Ответ: 1) Никогда не смотреть в глаза собаки; 2) Не замахиваться на неё, громким голосом скомандовать ей: «Сидеть», «Стоять». 3) Если на вас кинулась собака – подставить ей локоть и постараться затолкнуть ей поглубже в глотку или очень сильно ударить ее прямо в морду.
8. Ваши действия при присасывании клеща к вашему телу?
Ответ: 1) Не отрывать его руками; 2) Прикоснуться к нему кончиком сигареты, тлеющей палочки и т. п. – он отвалится; 3) Можно капнуть на клеща подсолнечное масло и оставить его под повязкой на полчаса. Затем осторожно удалить пинцетом. 4) Промыть ранку; 5) Обязательно обратиться к врачу.
9. Как можно обеззаразить воду в походе?
Ответ: 1) Профильтровать воду через плотную ткань или песок, мелкие камешки; 2) Прокипятить воду; 3) Добавить несколько капель йода или кристалликов марганцовки.
10. Назовите основное содержимое походной аптечки.
Ответ: бинт, вата, лейкопластырь, йод, зеленка, нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от боли в сердце, головной боли и др.
11. Как вести себя, если возникла необходимость пересечь замёрзший водоём и как оказать помощь пострадавшему?
Ответ: 1) Не переходить его в одиночку; 2) Толщина льда должна быть не менее 5 см. Одним из признаков прочности льда является его цвет. Белый (матовый) и жёлтый лёд – непрочен и опасен. Прочный – синеватый или зеленоватый. 3) Идти по льду скользящими шагами с шестом, которым необходимо проверять прочность льда. Нельзя проверять прочность льда ударами ног; 4) Если человек провалился под лёд, подберитесь к нему ползком и бросьте ему верёвку, палку и тащите его; 5) Если под руками окажется широкая доска, подведите её под грудь пострадавшему, чтобы он лёг на неё и вытаскивайте пострадавшего.
12. Как оказать помощь пострадавшему на воде?
Ответ: 1) Обхватить пострадавшего сзади за плечи или подмышки и плыть с ним. 2) Если тонущий цепляется за вас, возьмите его одной рукой под подбородок и подтащите к себе, чтобы его голова оказалась вровень с вашей, лицом вверх; 3) На берегу необходимо удалить воду из лёгких пострадавшего; 4) Если пострадавший без сознания, сделать искусственное дыхание способом «рот в рот».
13. Ваши действия, если вы, купаясь, запутались в водорослях?
Ответ: 1) Не барахтаться, беспорядочно перебирая ногами - вы запутаетесь ещё больше. 2) Отталкиваясь обеими ногами, постараться освободиться. 3) Если это не удалось, тереть поочередно одной ногой другую, скатывая с них водоросли; 4) Не нырять, иначе водоросли опутают шею; 5) Освободившись, плыть осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасное место.
14. Меры предупреждений инфекционных заболеваний.
Ответ: 1) Придерживаться правил гигиены (мыть руки перед едой, после возвращения с улицы, после посещения туалета и др.) 2) Не пользоваться предметами гигиены других людей; 3) Мыть фрукты, овощи горячей проточной водой; 4) Не употреблять несвежие продукты; 5) Избегать контактов с больными людьми; 6) Пить только кипячённую воду.



IX этап
Ориентирование на местности

1–5 классы
1. Какие способы ориентирования вам известны?
Ответ: С помощью специальных навигационных приборов, компаса или карты, по Солнцу, Лyне, Полярной звезде, приближенно по местным предметам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам.
2. Вспомните и назовите способы ориентирования на местности по местным признакам?
Ответ: Направление на юг можно определить по большому скоплению смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает быстрее на северных склонах. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает на северной сторон дерева. Пологая сторона муравейника обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева.
3. Как вы, заблудившись в городе совсем один, будете добираться домой? Расскажите?
Ответ: Дойдите до поста ГАИ, сообщить, что вы потерялись. До ближайшей остановки транспорта, спросить как доехать до вашей остановки. Выйти к железной дороге и вдоль нее дойти до ближайшей станции электрички.
Для всех классов
4. Вы заблудились в лесу – ваши действия?
Ответ: Прежде чем войти в лес, надо сориентироваться по Солнцу и при дальнейшем движении сверяться с ними, помня, что Солнце утром находится на Востоке, в полдень - на Юге, к вечеру - на Западе.
Если вы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог надо выходить «на воду» идти вдоль нее вниз по течению: ручей обязательно приведет к реке, на которой группа встретит людей, жилье, получат необходимую помощь. По ходу на видных местах следует оставлять записки – это облегчит и ускорит поиск пропавших.
Для старших классов
5. Как вы ориентируетесь с помощью часов?
Ответ: Определение сторон света с помощью часов.
Часы необходимо положить горизонтально и повернуть их так , чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Через центр циферблата мысленно провести линию в направлении цифры 1 при летнем времени – 2 . Биссектриса угла, образованного между этой линией и часовой стрелкой , показывает направление север – юг, при этом юг до 12 ч находится справа от Солнца, а после 12 ч слева .
6. Покажите на местности – азимут СВ, Ю, ЮЗЗ , 60, 225.
Определяются по компасу совмещением сторон горизонта и градусного деления циферблата?
X этап
Зеленые друзья и недруги

Для 1–5 классов
1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.
2. Перечислите как можно больше лекарственных растений. При каких заболеваниях их применяют?
3. Назовите ядовитые грибы. Почему их нельзя использовать в пищу?
4. Перечислите известные вам ядовитые растения.
В помощь судье:
1. Гусиный лук, донник, крапива, камыш, клевер, медуница, орляк, щавель, чистяк. Из них изготавливают борщи, супы, салаты, окрошку.
2. Валериана (успокоительное), спорыш (ранозаживляющее), зверобой (противовоспалительное, ранозаживляющее, обеззараживающее), крапива (кровоостанавливающее, противогнойное), лопух (кровоостанавливающее, ранозаживляющее, жаропонижающее), мать-и-мачеха (отхаркивающее, ранозаживляющее), пижма (обеззараживающее), подорожник (ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее), пустырник (успокоительное), ромашка лекарственная (противовоспалительное), щавель конский (против ожогов), медуница (противовоспалительное), клевер (от желудочных заболеваний), мята (при простудных заболеваниях), чабрец (при простудных заболеваниях) и др.
3. Мухомор, бледная поганка, ложные опята. Эти грибы содержат ядовитые вещества, которые могут привести к отравлению и смерти.
4. Беладонна, белена, ландыш, паслен сладко-горький, бузина, болиголов, воронец, волчьи ягоды (волчье лыко).

Для 7–11 классов
1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.
2. Из каких растений можно приготовить ароматные и полезные напитки?
3. Какие растения используют при остановке кровотечений?
4. Назовите природные антисептики, найдите их в гербарии.
5. Назовите ядовитые грибы. Какие симптомы наблюдаются при отравлении грибами? Ваши действия при оказании первой помощи.
6. Перечислите ядовитые растения. Найдите их в предложенном гербарии.
В помощь судье:
1. Одуванчик, крапива, мята, земляника, ежевика, корневища рогоза, камыша, тростника и др.
2. Из веток малины, душицы, земляники, ежевики, Иван-чая, рябины, чабреца, шиповника, мяты дикой.
3. Крапива, лопух, тысячелистник.
4. Пижма, крапива, зверобой.
5. Симптомы отравления грибами: тошнота, головокружение, рвота, судороги, потеря сознания. Необходимо сделать промывание желудка теплой водой с содой. Дать выпить молоко или активированный уголь. Немедленно обратиться к врачу.












































ПРИКАЗ
«Об итогах «Дня защиты детей»

В соответствии с планом работы лицея на 201– 201_ уч. год и приказом №__ от _____ текущего года педагогическим коллективом учреждения было проведено комплексное мероприятие «День защиты детей». В ходе реализации данного мероприятия решались такие задачи, как:
– совершенствование учащимися и педагогическим составом лицея теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях;
– практическая проверка готовности личного состава лицея к выполнению поставленных задач ГО ЧС, умения учащихся действовать по сигналам оповещения и речевой информации Управления по делам ГО ЧС при чрезвычайных ситуациях, пользоваться индивидуальными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
– обучение руководящего и командно-начальствующего состава лицея проведению мероприятий ГО ЧС в лицее при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
К участию в «Дне защиты детей» были привлечены:
– руководящий и командно-начальствующий состав ГО ЧС лицея;
– преподавательский состав и технические работники;
– учащиеся 1–11 классов.
В ходе комплекса мероприятий отрабатывались навыки эвакуации постоянного состава и учащихся из здания школы по установленному сигналу, оказания первой медицинской помощи, действий в условиях химического заражения местности, локализации пожара. В рамках викторины проверялся уровень теоретических знаний школьников в вопросах ГО и ЧС, курса ОБЖ, личной безопасности школьников.
Анализ проведенного «Дня защиты детей» показал, что педагогический и технический персонал, учащиеся школы в целом освоили необходимые знания, умения и навыки поведения в условиях экстремальных ситуаций, все запланированные мероприятия проведены организованно, в установленные сроки и с соблюдением мер безопасности.
Вместе с тем проведенные мероприятия позволили выявить ряд недостатков:
1. Имели место задержки и кратковременная потеря контроля за учащимися со стороны учителей в период проведения эвакуации из здания школы (учителя: ______________.). Ряд учителей не имели на момент эвакуации классных журналов, что затруднило проверку личного состава в месте сбора.
2. Была отмечена недостаточная организация со стороны классных руководителей (__________________) при прохождении вверенными им классами запланированных этапов.
На основании вышеизложенного
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. За обеспечение высокого уровня организации мероприятий «Дня защиты детей» объявить благодарность:
-
-
-
2. За обеспечение эффективного усвоения учащимися знаний, умений и навыков в области ГО и ЧС объявить благодарность классным руководителям:
-
-
-
3. За высокие показатели при проведении комплексной эстафеты в рамках «Дня защиты детей» присвоить следующие места и наградить Грамотами:
Среди 1–4 классов:
1 место – _____________
2 место – _____________
3 место – _____________
Среди 5–8 классов:
1 место – _____________
2 место – _____________
3 место – _____________
Среди 9–11 классов:
1 место – _____________
2 место – _____________
3 место – __________
4. Учителям лицея, классным руководителям проанализировать замечания, высказанные в ходе анализа проведения объектовой тренировки «День защиты детей», включить в планы работы мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.
5. Преподавателю-организатору ОБЖ ________ оказать необходимую методическую помощь классным руководителям.
6. Начальнику штаба ГО-заместителю директора по УВР _______ усилить контроль за прохождением учащимися программы по курсу ОБЖ, уделив особое внимание выработке практических навыков действий в условиях ЧС.
7. Контроль за исполнением данного приказа возложить на НШ ГО
_______

Начальник ГО - директор лицея _______________









13PAGE 15


13PAGE 14515




15