Рабочая программа по биологии для 8-9 классов в вечерней школе


Пояснительная записка по биологии в 8-9 классах
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8-9 классов, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Авторской программы. В.В. Пасечник. М. Дрофа, 2009г. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. автор- составитель Г.М. Пальдяева. М. Дрофа, 2009г.
- Учебного плана МБОУ «ВСОШ № 1»;
- Положения о рабочей программе.
Цели обучения по биологии:
–формировать общие представления о структуре биологической науки, еѐ истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения в природе, научить строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде;
-формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
-строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
-о роли биологической науки в практической деятельности людей;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
-культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
-для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
-Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций;
экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
-Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Особенности строения организмов животных разных систематических групп
-Уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды -
-Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
-Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
-Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
-Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
-Оказания первой помощи при укусах животных Соблюдения правил поведения в окружающей среде
В методике обучения биологии используются такие формы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждой формы познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие формы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.
При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей). Но в условиях вечерней школы экскурсии не возможны, поэтому они заменяются фильмами с последующим обсуждением.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы (устный опрос, тестирование, лабораторные и практические работы).
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы)
Формы занятий: групповые занятия, индивидуальные консультации: (выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, подготовка к зачету), зачет. Формы и методы проведения зачета: Тест, устно – индивидуальный опрос, письменный зачет
В программу внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение некоторых тем за счёт резервного времени и самостоятельного изучения тем. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету. Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год районов страны, своего региона и своей местности.
Критерии оценки знаний учащихся:
Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчѐте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценивание тестовых заданий: «5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%; «4» - 82-67%; «2» - менее 50%
Формы организации учебного процесса: классно-урочная.
Типы уроков: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки обобщения и систематизации изученного,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, творческая (творческие задания).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский; стимулирование и мотивация учения; организация и осуществление учебных действий.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Биология. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение» (Линия жизни), 2015г
2.Биология. А. Каменский, Г.Г. Швецов, В.В. Пасечник: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение» (Линия жизни), 2014г
Описание места учебного предмета в учебном плане
количество часов в 8 классе (заочное (индивидуальное) обучение) - 14 часов в год; I полугодие-7 ч, во II полугодие- 7 часов;
количество часов в 9 классе (заочное обучение) – 31 час в год, I полугодие- 16 ч, во II полугодие – 15 ч.
Содержание учебного предмета
Распределение учебного материала:
8 класс
1.Организм человека. Общий обзор-1 час
2.Опорно- двигательная система-1 часа
3.Кровь. Кровообращение-2 часа
4.Дыхательная система-1 час
5.Пищеварительная система. Мочевыделительная система-2 часа
6.Кожа-1час.
7.Эндокринная система- 1час
8.Нервная система-1 час
9.Органы чувств. Анализаторы-1 часа
10.Поведение и психика- 1 час
11.индивидуальное развитие организма- 2 часа
Зачет№1 «Опорно-двигательная система. Кровь. Дыхательная система. Кожа»
Зачет№2 «Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств. Индивидуальное развитие организма»
9 класс
1.Введение- 1 час
2.Молекулярный уровень-3 часа
3.клеточный уровень- 6 часов
4.Организменный уровень-7 часов
5.Популяционно- видовой уровень-2 часа
6. Биосферный уровень-1 час
7.основы учения об эволюции-3 часа
8.Возникновение и развитие жизни на земле-3 часа
9.организм и среда-2 часа
10.Бмосфера и человек-3 часа.
Зачет№1 «Уровни организации жизни»
Зачет№2 «Популяционно-видовой, биосферный уровни. Основы учения об эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле»
Содержание учебного предмета, курса.
8 класс
Организм человека. Общий обзор. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Тема Происхождение человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма. Демонстрации: Сходство человека и животных. Расы человека. Видовое единство человеческих рас. Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей.
Опорно-двигательная система. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. Демонстрации: Строение опорно-двигательной системы. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Кровь. Кровообращение. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Кровеносная и лимфатическая система. Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы. Демонстрации: Кровеносная система. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система.
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего. Демонстрации: Система органов дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего
Пищеварение. Выделение. Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Демонстрации: Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения. Выделение. Строение и работа почек Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Кожа. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Демонстрации: Строение кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Эндокринная система. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Демонстрации: Железы внешней и внутренней секреции
Нервная система. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Демонстрации: Нервная система.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика. Демонстрации: Анализаторы
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Нервная система Строение головного мозга Регистрация электрической активности головного мозга во время сна и бодрствования
Индивидуальное развитие организма. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
9 класс
Введение
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов.
Молекулярный уровень. Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
Клеточный уровень. Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Организменный уровень. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная), изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Популяционно-видовой уровень. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида. Экосистемный уровень. Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов Биосферный уровень. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Основы учения об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Организм и среда. Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов.
Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Практические работы:
8 класс
1.Распознование на таблицах органов и систем органов.
2. Пульс и движение крови.
Учебно-методический комплект / Литература
1.Биология. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение» (Линия жизни), 2015г
2.Биология. А. Каменский, Г.Г. Швецов, В.В. Пасечник: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение» (Линия жизни), 2014г
3.Биология. Справочный материал. Учебное пособие для учащихся под редакцией Д.И. Тратака. М. Просвещение. 1994г.
4.Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. 7 класс. Автор- составитель М.М. Гуменюк, Волгоград. Учитель.2009г.
5.Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. 8 класс. Автор- составитель М.М. Гуменюк, Волгоград. Учитель.2009г.
6.Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. 9 класс. Автор- составитель М.М. Гуменюк, Волгоград. Учитель.2009г.
7.Биология, Поурочные планы. 10 класс по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова 1 часть. Автор- составитель А.Ю. Гаврилдова. Волгоград. Учитель.2006г.
8.Общая биология. Пособие для учителя. 10 класс. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. М. Айрис- Пресс.2004г.
9.Общая биология. Пособие для учителя. 11 класс. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А.Козлова. М. Айрис- Пресс.2004г.
10.Биологические вечера в школе. Методическое пособие для учителя. С.Г. Ахмедина. Уфа. Китап.2005г.
11.Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты. Книга для учителя. Составители: Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. М. Просвещение.1997г.
12.Биология. Открытые уроки. 7-9 классы. Авторы- составители: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград. Учитель.2001г.
Интернет- ресурсы
1.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
2.http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
3.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
5.http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч. Дарвина.
6. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании