Проект Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников


Проект по теме «Музейная педагогика в ДОУ как средство развития познавательных процессов у дошкольников»
Подготовила: Ресненко Е.В. воспитатель
Актуальность
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС. В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Вид: познавательно – исследовательский.
Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. - май2016г.
Цель: Создание условий для развития познавательных процессов у детей
Задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Развитие сотрудничества ДОУ с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Ожидаемый результат:
Для педагога: повышение уровня компетенции в музейной педагогике; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей; инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.
Для воспитанников: появление интереса к музейной культуре повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: повышение музейной культуры у родителей, повышение качества семейного воспитания. Мотивация родителей на активное сотрудничество.
Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить познавательный интерес дошкольников.
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный
1. Выбор места для размещения музея, оформление.
2. Определение тем и названий мини – музеев, разработка их модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.
3. Подбор литературы по теме.
II Основной
Работа с детьми:
- организация экскурсии в музей;
- познавательные беседы по темам « Что такое музей?», «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др.;
- коллекционирование;
- создание мини – музеев;
- изготовление экспонатов своими руками;
- игры музейного содержания;
- просмотр видеофильмов о музеях;
- чтение художественной литературы по теме.
Работа с родителями:
- Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;
- консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;
- привлечение к сбору экспонатов;
- награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.
III Итоговый
1.Создание презентации о проведенных выставках.
2.Выступление на педагогическом совете.
Литература
1.Лысикова О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.
2.Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
3.Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.
4.Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
5.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
6.Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.
7.Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD. – М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы (часть вторая)
8.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
9.Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
10.Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
11.Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
12.Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.