Тема: Педагогическое мастерство учителя


Мастерство учителя
Учитель… Как много он может, как много зависит от него. Дела его оживают в учениках, в их сердцах, в их поступках. Важно, чтобы учитель умел воспитать настоящих людей, творческих и нестандартно мыслящих, добрых и мужественных, патриотов своей родины.
Настоящий учитель - всегда учитель жизни. Он, как и поэт, оставляет «нерукотворный памятник» в душе ученика. Есть уроки русского языка, математики, ботаники, астрономии, но нет уроков великодушия, благородства, честности и творчества. Такие уроки, действительно, не включишь в школьно расписание. И все – таки этому должен учить учитель.
Воспоминают учителей требовательных и добрых, настойчивых, но справедливых, настоящих профессионалов своего дела.
Есть очень меткие слова о двух возрастах учителя Один – когда необходимо, чтобы погладили ребенка по голове. Другой – когда, клали бы ему руку на плечо и спрашивали: «О чем мы давече говорили с тобой?»
Не всякий может быть учителем. Есть много специалистов в своем деле, которые много знают, блестяще мыслят, но передать знания и опыт другим не могут. Те же, кто все – таки способен передать другим свои знания и опыт, еще не обязательно являются учителями, т.к. учитель это преподаватель, который не только умеет передавать знания, но и учит ими пользоваться.
Главное в работе учителя – научить учащихся самостоятельно приобретать знания в жизни. Это во многом зависит от качественного преподавания учителя, от его педагогического мастерства.
Что же такое «педагогическое мастерство?» Это совокупность педагогических качеств учителя, приемов, способствующих наиболее эффективному протеканию процесса обучения.
Какие же методические моменты в преподавании в большой мере прямо или косвенно влияют на развитие самостоятельности учащихся при обучении?
1. Учитель должен быть увлечен темой урока (тогда эта увлеченность передается и учащимся).
2. Учитель должен помнить о тематической цели урока (тогда учащиеся не потеряют логические канвы).
3. Преподавание должно вестись на уровне, соответствующем подготовленности класса (тогда учащимся доступен материал).
4. На уроке учитель должен создать проблемную ситуацию (тогда учащиеся получают пищу для размышления).
5. Учителю нельзя сковывать инициативу учащихся плохими оценками (тогда учащиеся не будут бояться высказывать свое суждение).
6. Учителю сначала следует объяснить, а затем формировать (тогда усвоение будет более осознанным).
Иными словами, роль профессионального мастерства учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся почувствовать, что он пришел на урок учить их творчески думать и решать, а не воевать с ними.
Иными словами, в современной школе умения и навыки становятся первичными, а знания – вторичными, признанными работать на них. Учитель должен опираться на интеллектуальную деятельность учащихся, которая обязательно включает в себя процесс личностного мышления. Активизация интеллектуальной деятельности, возникает в нестандартной ситуации, требующей оперативного принятия разумных решений. Основная направленность работы учителя – профессионала – развитие поисковых функций интеллекта учащихся, умение заставить учащихся видеть и формировать проблему, находить различные варианты ее решения, оптимизировать их учебный процесс так, чтобы он способствовал всестороннему, гармоническому формированию всех качеств личности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации. Столкновения учащихся с трудность, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний, убеждает их в необходимости получения новых знаний или применение старых и новой ситуации.
Основными же способами создания учителем проблемных ситуаций, которые заставят ученика самостоятельно и творчески мыслить, являются:
- Пробуждения учащихся к объяснению явлений, фактов и внешнего несоответствия между ними, что вызывает интерес учащихся, а значит, и стремления к поиску.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, которые возникают при решении заданий.
- Постановка учебных проблемных заданий, подталкивающих ученика к исследовательской работе.
- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, которые порождают противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями.
-Побуждение учащихся к сравнению сопоставлению правил явлений, что развивает аналитическое мышлении.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, развивая и корректируя монологическую речь учащихся, включающую в себя меж предметных связей.
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по – прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться именно по этому воспитание или возбуждение интереса к предмету – ключ к учению и познанию. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит «от случая к случаю» провести интересный урок. Необходим системный и комплексный подход, т.к. познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельного подхода, активных форм обучения. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Л.М.Нагалевскаясш №8
г. Талдыкорган