Реферат по теме Педагогическое мастерство


МБОУ СОШ №2 им.А.С.ПушкинаПедагогическое мастерство
Выполнила: Малыгина Анна Владимировна


Костомукша
2015
Содержание:
1.Введение
Поиск себя, как педагога… 3
2.Основная часть
Кто он Мастер? 4
Сущность понятия «педагогическое мастерство» 5
Компоненты мастерства 6
Четыре элемента мастерства педагога 10
3.Заключение
Это всё ещё впереди… 11
4.Литература 12Когда кончаются уроки,
То после смены, в тишине,
Рождаются невольно строки
О прожитом сегодня дне
О дне учителя, который
Ещё как должно не воспет.
Уже затихли коридоры
И погасили в классе свет,
А я, ещё не успокоясь,
Уже живу грядущим днём.
Всё будет-радость, беды в нём
И каждый шаг мой-трудный поиск…
Поиск себя, как педагога, как личности, которая сможет стать для ребенка не только учителем, но и старшим другом, который будет всегда рядом и немного впереди, который сможет увлечь и повести за собой.
Действительно, профессия Учителя- самая благородная профессия на Земле, так как Учитель творит характер, индивидуальность, лич-ность ребёнка и в конечном счёте Будущее ребёнка.
«Профессия учителя для общества
-самая значительная,
она сродни профессии ваятелей прекрасного,
создающих шедевры искусства,
которые живут в веках и приносят людям радость»
Г.И.ЩукинаКогда же педагогику можно назвать Искусством, а Учителя-Мас-тером?
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда ребенок чувствует желание прийти завтра и продолжить занятия.
«Мастерство-это то, чего
можно добиться, и как могут
быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач,
так должен и может быть
прекрасным мастером педагог…»
А.С.МакаренкоМастерство-как высший уровень развития профессионализма, яв-ляется результатом многолетнего педагогического опыта и твор-ческого саморазвития личности. Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь.
В свое время А. С. Макаренко дал определение понятия «педа-гогическое мастерство».
«Педагогическое мастерство, по его мнению,- это знание осо-бенностей педагогического процесса, умение его построить и при-вести в движение. По убеждению А.С. Макаренко, овладение педа-гогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.
Педагогическое мастерство-сплав личностных и профессиональных качеств.
Учитель мастер отличается от просто опытного учителя знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в струк-туре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия.
«Не забывайте, что почва,
на которой строится ваше
педагогическое мастерство,-
в самом ребёнке, в его отношении
к знаниям и к вам, учителю. Это - желание
учиться, вдохновение, готовность к преодолению
трудностей. Заботливо обогащайте эту почву,
без нее нет школы.»
В.А.СухомлинскийВосхождение к мастерству - не самоцель.
Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитатель-ный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных ре-зультатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребёнок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется ещё и ещё раз встретиться с инте-ресным, добрым и мудрым человеком- Учителем.
Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью пе-дагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной дея-тельности. Набор качеств учителя- профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне обширен.
Важнейшие из них: гражданственность, патриотизм, гуманизм, интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Главные качества педагога-мастера-человеколюбие и умение общаться с людьми.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и
тех, кому преподаёшь.» В.О. Ключевский
Вникая в секреты успеха учителей-мастеров, мы обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение практических задач. Важная роль принадлежит умениям мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовывать коллектив, владеть настроением, голосом, мимикой, движением.
Педагогическое мастерство-система, основными компонентами которой являются:
А) высокая общая культура;
Б) гуманистическая направленность;
В) профессиональные знания и умения;
Г) творчество и педагогические способности;
Д) технологическая компетентность.
Общая культура педагога - это не только компонент педа-гогического мастерства, но и своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя - это средство педагогической дея-тельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В процессе деятельности педагог опирается на потенциальные возможности личности, а совер-шенствование общей культуры позволяет развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность личности – это его интересы, ценности, идеалы.
Важнейшая часть педагогического мастерства – профессиональные знания и умения. Это философские, психолого–педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания формируются на всех уровнях (мето-дологическом, информационно содержательном, методическом, технологическом и творческом) и становятся базой педаго-гического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция- предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перце-птивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоцио-нальные (способность чувствовать и управлять эмоциями, владеть собой), прогностические ( способность намечать перспективы), креативность и импровизация (способность к творчеству), интуиция (способность предвидеть), эмпатия (способность к сопереживанию).
Технологичность придаёт другое качество. Сущность его – мастерство владения педагогическими (диагностическими, инфор-мационными, социальными, игровыми, дидактическими) техно-логиями, проектированием и организацией диалога, диф-ференциацией, интеграцией, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе основных критериев:
А) целесообразности (по направленности),
Б) творчества (по содержанию деятельности),
В) технологичности ( по уровню педагогической техники),
Г) оптимальности (по выбору эффективных средств),
Д) продуктивности (по результату).
Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень мастерства. Мастерство реализуется и развивается в деятельности, оно и определяет составляющие:
-педагогическая направленность личности;
-профессиональное знание;
-способности к педагогической деятельности;
-педагогическая техника.
Направленность личности-ценностные ориентации на себя, средства педагогического воздействия, школьника, детский кол-лектив, цели педагогической деятельности. Опыт свидетельствует, что для становления педагогического мастерства необходимо осоз-нание целесообразности педагогической деятельности.
Профессиональные знания – основа становления педагогического мастерства. Складывается из знания предмета, методики, педагогики, психологии.
Способности к педагогической деятельности: коммуникативные, перцептивные (профессиональная зоркость, эмпатия, педаго-гическая интуиция), динамичность (способность к волевому воз-действию и логическому убеждению), эмоциональные (владеть собой), оптимальное прогнозирование.
Педагогическая техника- это форма организации поведения. Она способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Структурные составляющие педагогического мастерства отражены в таблице:
Педагогическое мастерство
Высокий уровень
общей и педагогиче-ской культуры Гуманисти-ческая направ-ленностьПрофес-сиональ-ные качества Система профес-сиональ-ных знаний и умений Творчество, умения и педаго-гические способ-ности.
-основа педагогического мастерства
-условие педагогического творчества
-условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса
-средства успешной самореализации педагога -Человек-абсолютная ценность
-Идеалы
-Интересы
-Система ценностей
-Гуманистический стиль
-Гуманные отношения
Гражданственность
Патриотизм
Интеллигентность
Духовно-нравственная культура
Любовь к детям
Трудолюбие и работо-способ-ностьОтвественностьТехнологическая компетентность.
Фило-софскиеСоциальные
Психолого-педагогические
Специаль-ныеДополни-тельныеУмения:
Диагностические
Коммуникативные
Организаторские
Исследовательские
Проектировочные Дидактические
Конструктивные
Перцептивные
Экспрессивные
Организаторские
Творческие
Эмоционально-ценностные
Из таблицы видно, что мастерство- это сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Владеть собой ←Умения→ Сотрудничество
(осанка, мимика, жесты, с каждым учеником и всем
пантомимика), управлять классом в процессе
эмоциональным состоянием, решения педагогических
техника речи. задач.
Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивают рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя в процессе практической деятельности. Педагог всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
В мастерстве педагога выделяют 4 элемента:
-мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей
-мастерство убеждения
-мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
-мастерство владения педагогической техникой
В реальной деятельности педагога эти виды тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
Особая составная часть-педагогическая техника. Это комплекс умений учителя владеть собой, управлять и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом, душой, непосредственным состоянием, чувствами. К психотехническим умениям относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизической саморегуляции (с помощью системы аутотренинга).
Особенности умений и навыков педагогической техники: проявляются при непосредственном взаимодействии с детьми. Носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей.
Овладение мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.
От себя хочу добавить, что молодой преподаватель совершенствует педагогическое мастерство не в стенах педагогического учебного заведения, оно развивается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом жизнедеятельности и условием развития индивидуального опыта. Необходимы активность педагога, поддержка педагогического коллектива и поощрение творческого поиска. Так что практика в школе- это пробный материал, тест, а забавное, трудное подчас ещё ждёт всех будущих преподавателей. На наблюдении за профессиональным ростом своей мамы (учителя математики) могу говорить о том, что время вносит какие-то коррекции, изменения в её деятельности. Её день- это сплошная задача, уравнение и сложные формулы. Может показаться, что конечной цели и предела приобретённых знаний нет, но годы проходят и вся деятельность , точнее мастерство отражается в знаниях её школьников, тех кто взрослеет и выпускается из школы.
Литература:
1. «Будущая профессия-учитель». Алма-Ата, 1990
2. Мудрик А.В. «Учитель: мастер и вдохновение». Москва, 1986
3. «Основы педагогического мастерства» Москва,1989
4. «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». Москва, 2000
5. «Педагогика» /под ред. Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. Москва: Школа-Пресс, 2000
6. «Педагог, педагогика, школа» Тюмень, 1986
7. «Педагогика» Москва, 2004
8. «Подготовка и профессиональное становление молодого учителя» Хабаровск, 1990
9. «Пути совершенствования педагогического образования» Чебоксары, 1988
10. «Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя» Ярославль, 1989
11. «Учитель, которого ждут». Москва, 1988
12. «Учитель года». Петрозаводск, 2004
13. Формирование личности учителя в педагогическом вузе» Казань, 1989
14. Харламов И.Ф. «Педагогика» Москва: Гардарики, 2000