Дополнительно образовательная программа Основы художественной гимнастики для девочек группы начальной и спортивной подготовки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 156 ИМ. Б.И. РЯБЦЕВА»






Утверждаю__________________ « » ________
Директор школы О.Н. Зудихина
Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от ______________





Дополнительная образовательная программа «Основы художественной гимнастики»

Программа рассчитана на учащихся (детей) 4-17 лет
Срок реализации программы 1 год





Автор-составитель программы:
Анисимова А.В. – педагог
Дополнительного образования












НИЖНИЙ НОВГОРОД
2015


Пояснительная записка
Направленность: физкультурно-спортивная
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры; 2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.; 3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться; 4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз; 5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха); 6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики.
Широкая гамма выразительных средств художественной гимнастики постигается в программе благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей:
точно и правильно воспроизводить характер музыки, размер такта;
воспроизводить посредством движения изменение темпа, ритма и динамики музыкального произведения.
Разнообразные формы музыкально-ритмического обучения в период предварительной подготовки, музыкальные игры (сюжетные или соревновательные), музыкально-двигательные задания, танцы и танцевальные связки, методы и средства обучения и воспитания, предлагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. В этом заключается актуальность данной программы.
Цели и задачи
Цели программы:
– содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики; – создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре; – формирование потребности в здоровом образе жизни; – содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений.
Задачи программы:
обучающие:
– обучать основам художественной гимнастики; – помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их;
воспитывающие:
– стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка; – сформировать жизненно важные гигиенические навыки;
развивающие:
– способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка; – развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность; – содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; – формировать эстетический вкус, чувство гармонии.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
Данная образовательная программа «Основы художественной гимнастики» представляет собой авторский вариант планирования образовательной деятельности в детском творческом объединении «Созвездие». Данная программа имеет ярко выраженную интегративную направленность. В ней пластично соединены такие виды искусства, как танец и музыка, а также знания из области анатомии, физиологии, гигиены и медицины.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 4-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год с возможным продолжением.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут (для детей 4-6 лет), 5 раз в неделю по 1,5 академических часа (70 минут) (для детей старше 6 лет).
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К концу программы обучающиеся:
– овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками; – приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья; – приобретут необходимые гигиенические навыки; – разовьют физические и психомоторные качества; – укрепят здоровье; – научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий; – разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию; – научатся красиво, грациозно двигаться.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Программа предполагает использование следующих форм организации занятий в системе дополнительного образования детей: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа-игра. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучение, по мере необходимости, проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
 
Показатели
Методы определения

Первая стартовая диагностика
– Уровень физического развития; – уровень физической подготовки; – функциональное состояние систем организма; – уровень психического развития
– Антропометрические данные; – медицинское обследование; – наблюдения

Вторая оперативная диагностика (в течение учебного года)
– Уровень физической подготовленности; – уровень овладения определенными умениями и навыками, двигательными действиями
– Тесты; – тесты, наблюдения педагога, показательные выступления, открытые занятия, самопроверка

Третья итоговая диагностика (в конце учебного года)
– Уровень физической подготовленности; – уровень владения определенными двигательными действиями, умениями и навыками; – уровень физического развития; – уровень психического развития, воспитанности
– тесты, показательные выступления, соревнования; – медицинское обследование, антропометрические данные (сравнительный анализ); – тесты, анкеты, наблюдения педагога







Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Дети 4-6 лет
№ п/п
Тема
Всего
Теория
Практика
К концу года обучения дети должны
знать:
– историю развития художественной гимнастики; – о пользе занятий физическими упражнениями;
уметь:
– заниматься самостоятельно утренней гимнастикой; – выполнять простейшие строевые упражнения; – выполнять простые танцевальные шаги; – выполнять базовые элементы с предметами художественной гимнастики; – выполнять простые специальные упражнения художественной гимнастики; – распознавать характер музыкального произведения

1
Введение
1
1



2
Гигиенические основы занятий
2
1
1


3
Общая и специальная подготовка
22
2
20


4
Прыжковые упражнения
10
1
9


5
Танцевальные упражнения
10
1
9


6
Акробатика

20
1

19


7
Упражнения со скакалкой
20
1

19


8
Упражнения с мячом

20
1

19


9
Музыкально-ритмическая подготовка
10
1
9


10
Показательные выступления
5

5


 
Итого
120
10
110


Особенности методики
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. В возрасте 4-6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. В 4–6 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения. Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается. В процессе занятий важно уделять внимание формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Содержание. Методическое обеспечение:
№ п/п
Тема
Содержание
Методические рекомендации

1
Введение
История развития художественной гимнастики. Краткое содержание и программа занятий. Правила поведения в спортзале
Необходимо осветить такие вопросы: для чего нужен спорт в раннем детстве (обратить внимание на значение физических упражнений для правильного развития); объяснить элементарные правила художественной гимнастики.
Формы проведения: беседа, игра-испытание

2
Гигиенические основы занятий
– Гигиена занятий; – одежда и обувь для занятий; – влияние занятий физической культурой на рост и развитие; – утренняя гимнастика
Формы проведения: беседа, рассказ

3
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– построение; – выравнивание; – ходьба на месте и в движении; – переход с шага на бег и обратно
При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться строгого соблюдения интервалов и дистанций. При передвижении по залу используются маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения.
Повторяется ранее усвоенный материал

 
 
Общеразвивающие упражнения:
– для рук и плечевого пояса; – для шеи и туловища: – для ног; – для мышц голени и стопы; – для развития быстроты, ловкости, общей выносливости
Дозировка зависит от степени подготовки и индивидуальной выносливости.
Предложить выполнение упражнений под счет или музыку; вносить творческие задания, предлагая что-то изменить, выполнить упражнения по-другому (одному ученику или группе)

 
 
Игры и игровые упражнения:
– сюжетные игры; – обучающие игры; – игры с преимущественным воздействием на двигательные качества; – малые подвижные игры
Перед началом игры учитель объясняет ее ход и правила. После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, соблюдения ими правил

 
 
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
1. Базовые упражнения:
– элементарные позы; – движения отдельными частями тела
Упражнения следует выполнять с чередованием мышечного напряжения и расслабления, в разном темпе и ритме

 
 
2. Специальные упражнения:
а) упражнения в равновесии:
– стойка на носках; – переднее равновесие;
Можно включить соревновательный элемент: «А кто сможет сделать без ошибки?»

 
 
б) волны:
– вертикальные и горизонтальные; – одновременные и последовательные;
При обучении используются сюжетные игры: имитация движений крыльев птиц, бабочек, игры с размахиванием руками и их расслаблением

 
 
в) вращения:
– переступанием; – скрестные
Все виды вращений разучиваются сначала у опоры. Необходимо внимательно относиться к дозировке, так как многократное однообразное выполнение упражнений неблагоприятно влияет на вестибулярный аппарат

4
Прыжковые упражнения
– Выпрямившись; – прогнувшись; – со сменой ног (спереди, сзади)
При разучивании подскоков и прыжков важно эффективно использовать пружинящие движения ног. Обратить внимание на приземление с пальцев на пятки, полуприсед и выпрямление. В полете стремиться достичь предельной амплитуды

5
Танцевальные упражнения
– Шаг на полупальцах; – бег на полупальцах; – мягкий шаг; – высокий шаг; – пружинящий шаг; – приставной шаг
Так как эти движения несложны, целесообразно использовать целостный метод обучения. Для повышения интереса использовать сюжетные упражнения: «Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?»

6
Акробатика
– Стойка на лопатках; – «мост» из положения лежа; – «мост» из положения стоя с поддержкой; – «корзиночка»; – «колесо»; – полушпагат
В ходе обучения исходить из возрастных особенностей и физической подготовленности детей. Использовать наглядные пособия и показ. Прибегать к образным сравнениям, активизирующим подражательные способности детей

7
Упражнения со скакалкой
– Качания и махи скакалкой; – круги в различных плоскостях; – перепрыгивания; – прыжок вперед; – прыжок назад; – вращения вперед – назад
Ввиду высокой интенсивности упражнений их требуется тщательно дозировать


8
Упражнения с мячом
– Перекаты по полу; – бросок и ловля двумя руками; – бросок с отбивом о стену; – бросок одной рукой и ловля двумя; – отбивы о пол; – перекат по рукам; – переброски
Упражнения с мячом могут выполняться в парах, в группах и индивидуально.
Диаметр мяча – 12 см

9
Музыкально-ритмическая подготовка
Понятия:
– музыкальный ритм; – музыкальный размер; – музыкальный такт; – музыкальный темп; – воспроизведение характера музыки посредством движений; – музыкальные игры
Формы музыкально-ритмического обучения:
музыкальные игры (сюжетные и соревновательные) для развития чувства ритма. Можно включать различные задания: воспроизводить звуки хлопками, топаньем

10
Показательные выступления
Подготовка номеров для выступления на различных мероприятиях
 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Дети старше 6 лет
№ п/п
Тема
Всего
Теория
Практика
К концу года обучения дети должны
знать: – приемы расслабления; – элементарные сведения об организме человека; – правила здорового питания;
уметь:
– контролировать свое самочувствие; – выполнять движения под музыку; – выполнять танцевальные шаги; – выполнять специальные элементы с предметами художественной гимнастики; – согласованно выполнять двигательные действия; – выполнять вспомогательные упражнения художественной гимнастики

1
Введение
1
1



2
Гигиенические основы занятий. Здоровый образ жизни
3
2
1


3
Общая и специальная физическая подготовка
46
1
45


4
Прыжковые упражнения
20
1
19


5
Танцевальные упражнения
20
1
19


6
Акробатика
50
1
49


7
Упражнения со скакалкой
50
1
49


8
Упражнения с мячом
50
1
49


9
Музыкально-ритмическая подготовка
30
2
28


10
Показательные выступления
30
-
30


 
Итого
300
11
289


Особенности методики
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 1,5 часа. На седьмом году жизни движения становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации и взаимоконтроля, они проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен результат. На каждом занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, дать возможность осмыслить ее и объяснить ход и способы выполнения задания. Ученик должен использовать объяснение, показ. Большое значение имеют четкий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу выполнения упражнений. К этому процессу целесообразно привлекать и самих детей. В этом возрасте девочки успешно решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои творческие возможности, артистичность.
Содержание. Методическое обеспечение:
№ п/п
Тема
Содержание
Методические рекомендации

1
Введение
– Правила поведения в спортзале; – медицинский контроль; – противопожарная безопасность
 

2
Гигиенические основы занятий. Здоровый образ жизни
– Утренняя разминка; – режим питания, здоровое питание; – организм человека; – красивая осанка; – вредные привычки; – приемы расслабления; – контроль самочувствия
Формы проведения занятий: диспут, беседа.
Используются наглядные пособия

3
Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения:
– строевой шаг; – общие понятия о дистанции и интервалах
Уделять внимание качеству выполнения упражнений, используя словесные приемы обучения. Ходьба выполняется под музыку

 
 
Общеразвивающие упражнения:
– упражнения для развития отдельных групп мышц; – упражнения для развития двигательных качеств
Составляется комплект ОРУ, который действует на все группы мышц. Особое внимание уделяется развитию гибкости. Комплексы составляются в соответствии со степенью двигательной готовности занимающихся. Девочки должны научиться оценивать болевое ощущение при растягивании, но до предела терпимости

 
 
Игры и игровые упражнения:
– обучающие игры; – малоподвижные игры; – эстафеты; – упражнения из других видов спорта
Можно начинать проведение коллективных игр (деление на команды). Важно воспитывать чувство уважения к сопернику

 
 
Специальная физическая подготовка (техническая)
Базовые упражнения:
– упражнения для правильной постановки ног и рук; – упражнения в равновесии; – равновесие в стойке на левой, на правой ноге; – переднее равновесие; – равновесие в полуприседе на левой ноге, на правой ноге
Правильная постановка ног и рук достигается с помощью классического экзерсиса. Основные элементы выполняются из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат

4
Прыжковые упражнения
– Прыжки выпрямившись с поворотом от 45° до 360°; – разножка; – прыжок прогнувшись; – прыжок со сменой ног; – подбивной прыжок
Прыжки выполняются после разминки. Переходить к более сложным прыжкам можно лишь после освоения простых. Дозировка должна соответствовать индивидуальным возможностям детей, чтобы предотвратить деформацию стопы

5
Танцевальные упражнения
Танцевальные шаги:
– острый; – скрестный; – скользкий; – перекатный шаг галопа; – шаг польки; – шаг вальса
При разучивании танцевальных шагов используется целостный метод обучения, а при разучивании более сложных танцевальных шагов (полька, вальс) движения расчленяют

6
Акробатика
– «Мост» из положения стоя с поддержкой и без нее; – «колесо»; – кувырок назад; – кувырок боком
По мере усвоения акробатических элементов составляются композиции, которые выполняются под музыку.
Важно обеспечить страховку на начальном этапе обучения

7
Упражнения со скакалкой
– Круги скакалкой; – вращения вперед, назад; – вращения скрестно, вперед, назад; – перехваты скакалки около отдельных частей тела; – прыжок вперед, назад; – переброски; – высокий бросок
Упражнения следует тщательно дозировать ввиду их высокой интенсивности.
Изученные элементы можно закреплять, используя игры-эстафеты

8
Упражнения с мячом
– Передача около туловища; – передача над головой, под ногами; – отбивы со сменой ритма; – отбивы однократные и многократные; – бросок двумя руками; – бросок одной рукой; – ловля с броска в перекат по двум рукам; – обволакивания
Упражнения с мячом способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, а также формированию пластичности и мягкости движений.
Используются мячи диаметром 8–12 см

9
Музыкально-ритмическая подготовка
– Понятия: мотив, мелодия; – распознавание характера музыки; – музыкально-сюжетные игры; – танцы
При показе и объяснении заданий следует учитывать возрастные особенности, чтобы дети правильно осмыслили характер и содержание музыки и сумели выразить это посредством движений.
Задания надо стремиться делать творческими, разнообразными, активно воздействуя на воображение детей

10
Показательные выступления
Подготовка показательных номеров. Выступление на различных мероприятиях
 


Диагностика результативности программы
Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем.
Направление
Показатели
Информационный материал

Личностное
Изменение личностных качеств ребенка
Наблюдения педагога, анкеты, тесты

Внешнее
Сформированность познавательных и практических умений и навыков
– Результаты соревнований, конкурсы, участие в показательных выступлениях, праздниках; – вручение грамот, дипломов



Список использованной литературы:
Художественная гимнастика. Учебник под общей редакцией Л.А. Карпенко. – М.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2003. – 381 с.
Карпенко Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1998. –36 с.
Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -170 с.
Приставкина М.В. Тактическая подготовка в художественной гимнастике: Лекция – Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. – 13 с.
Художественная гимнастика: Учебник для ИФК под ред. Лисицкой Т.С. – М.: Физкультура и спорт, 1982

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415