Дополнительно – образовательная программа «Следопыт»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании м/о Утверждаю.
учителей естественнонаучного цикла Директор МБОУ Руководитель м/о ______ /___________ Гремячевской СОШ
(подпись) (ф.и.о.) Н.В. Гусева
«___» ____________ 2015 г. №________ _________ / __________
(подпись) (ф.и.о.)
«___» _________ 2015 г.
Дополнительно – образовательная программа
«Следопыт»
Вид программы – модифицированная Возраст детей:
10 – 14 лет.
Срок реализации:
1 год.
Ф.И.О.: Древс С. А.,
педагог дополнительного
образования.
р.п. Гремячево2015 г.
Пояснительная записка
        В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу и экологию. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Гремячевской земле.
Актуальность данной программы заключается в ознакомлении учащихся с историей и культурой родного края в приобщении к исследованию родного края в разной форме.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008;
приказ министерства образования и науки РФ от 07.08.2015г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования»;
Письмо МОНО от 17.02.2014г. № 316-01-100-468/15 «О направлении методических рекомендаций по реализации ФГОС ООО в 5 классе»;
письмо МОНО от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14 «Изменения в методические рекомендации к базисному плану начального общего образования в 2014-2015 учебном году».
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников.
Цель программы - знакомство учащихся с историко - культурным наследием родного края; формирование черт патриотизма и гражданственности; воспитание духовности; формирование экологической культуры через обучение новым методам общения с природой.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- изучить прошлое и настоящее посёлка Гремячева, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе;
- освоить топонимику села и его историю;
- научить детей проводить исследования фауны посредством следопытства, выявлять экологические проблемы, предлагать способы их решения.
2. Воспитательные:
- воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе;
- формировать и сохранять семейные ценности и традиции;
- воспитывать уважение к истории и культуре своей малой родины;
- воспитывать экологически культурную личность;
- воспитывать чувство коллективизма при решении общих проблем.
3. Развивающие:
- определить профессиональную ориентацию подростков в историко-краеведческом, эколого-биологическом, в некоторых других, сопутствующих следопытству, направлениях;
- способствовать развитию наблюдательности, воображения, логического мышления, хорошей памяти.
Отличительной особенностью данной программы является её обращённость к конкретному ученику, т.е. её подвижность, ориентированность на способности и качество ученика. Она не требует критических оценок, предусматривает только положительные мотивы и характеристику деятельности подростка, понимание подростком значимости его деятельности для себя, семьи, школы, села.
Идеей воспитания являются положительные эмоции, воспитание традициями своих родителей, прародителей и предков, обычаями родного села, на положительных примерах знакомых односельчан. Изучение родной природы и экологии села позволяет более осознанно воспринимать учебный материал по разным предметам основного образования.
Весь изучаемый материал представлен на базе родиноведения: на изучении природы, истории и культуры своего села, промыслов и ремёсел и т.д.
Помимо изучения с помощью педагога программа предусматривает изучение материала самостоятельно. Форма такой работы – работа в семье с родителями (родословная), работа с архивными и музейными материалами в местном школьном музее, работа в библиотеке, в сельской администрации и т.п.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 14 лет. Срок реализации данной программы - 1год.
Приём учащихся в объединение дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и на основе заявления родителей или лиц заменяющих их.
Объединение располагается в школе и работает по штатному расписанию. Режим занятий - 1 раз в неделю по 45минут.

Формы организации занятий: индивидуальные, групповые, парные, коллективные.
В обучении применяются следующие формы занятий:
экспедиции по сбору этно-экологического материала;
работа с архивными и музейными документами;
оформление альбомов, выставок, музейных экспонатов;
игры – викторины;
исследовательские работы;
экскурсии;
работа над экологическими проектами.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
 в результате участия в данной программе у детей:
будут сформированы знания, умения и навыки в области истории, краеведения и экологии;
удовлетворены потребности в общении и творческой деятельности;
выработаны навыки проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
сформирован интерес к истории своей семьи, её традициям;
развита творческая индивидуальность ребёнка.
 Программа “Следопыт” предусматривает итоговые занятия, на которых подводятся итоги. Это участие подростков в мероприятиях, экскурсиях, учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем посёлке. Приобретенные знания по истории, культуре и экологии родного края учащиеся могут применить на уроках истории, биологии, географии, экологии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории, культуре и экологии родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
 
Познавательные УУД:
    построение логической цепи рассуждений;
    доказательство;
    выдвижение гипотез и их обоснование;
    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    смысловое чтение, извлечение информации;
    определение основной и второстепенной информации;
    свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
    понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
 
Регулятивные УУД:
 
    умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
    умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
    умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
    адекватность и дифференцированность самооценки;
    умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
 
    рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
    способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
    умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
 
Разделы тем      Результаты обучения   Методы
Вводное
занятие Личностные: осознание целостности природы; осознание себя частицей живой природы, но в то же время человеком, вносящим вклад в её сохранение;      
Метапредметные: познавательный интерес.
Предметные: овладение практическими умениями по использованию лабораторного оборудования.Наблюдение
Село. Среда жизни и её особенности Личностные: осознание гражданина своей страны, истории своего родного края; осознание целостности природы
Метапредметные: познавательный интерес.
Предметные: овладение умениями вести домашнее хозяйство, практическими навыками по изготовлению и  использованию домашних приборов, анализировать и делать соответствующие выводы. Исследовательский. Наблюдение, описание, моделирование.
Работа со справочной литературой, социологический опрос.
Мой посёлок в плане экологии Личностные: осознание целостности природы; формирование основ экологической культуры, формирование осознания себя как жителя планеты Земля.                                                              
Метапредметные: познавательный интерес; умение организовать практическую деятельность по улучшению окружающей среды;                                      
Предметные: формирование представлений об особенностях экологических проблем посёлка; формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; находить объекты живой природы, называть изменённые признаки; овладение практическими умениями по написанию карты своей местности, зарисовки топографических знаков, чтению карт, умению ориентироваться на местности; формирование представлений о разнообразии почв Нижегородской области. Объяснять значение понятий: почва, гумус, объяснять процесс образования почвы. Исследовательский. Моделирование, наблюдение, описание.
Справочная литература, образцы почв.
Животные нашего края Личностные: осознание целостности природы; формирование основ экологической культуры, формирование осознания себя как жителя планеты Земля.  
Метапредметные: способствовать самостоятельному приобретению практических умений; высказывать суждения, подтверждая фактами; умение самостоятельно отбирать информацию;   оценивать работу одноклассников.                                               
Предметные: формирование представлений о животных, обитающих в Нижегородской области; изучение животных Красной книги; подкармливать птиц зимой. Работа со справочной литературой Моделирование. Исследование. Игровая деятельность.
Экскурсия.
Растительность нашего края Личностные; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;  формирование основ экологической культуры, формирование осознания себя как жителя планеты Земля; осознание гражданина своей страны, чувства патриотизма, любви к родному краю.                                      
 Метапредметные: умения вести наблюдения;  высказывать суждения, подтверждая фактами; умение самостоятельно отбирать информацию; оценивать работу одноклассников.                                     
Предметные: выяснять источники загрязнения воздуха пришкольной территории;  умения оформлять гербарии; вести наблюдения за объектами растительного мира; различать редкие растения Нижегородской области и методы их охрана; оценивать санитарно – гигиеническое состояние леса; изучать лишайники как биоиндикаторы чистого воздуха. Наблюдения. Работа со справочной литературой Моделирование. Исследование. Игровая деятельность. Экскурсия.
Методические особенности организации занятий
1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Педагогический мониторинг.
Параметры Критерии
Образовательные результаты Освоение детьми содержания образования
Разнообразие умений и навыков.
Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
Позиция активности ребёнка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
Разнообразие творческих достижений.
Развитие общих познавательных способностей (воображение, память, речь, внимание)
Эффективность воспитательных воздействий Культура поведения ребёнка.
Характер отношений в коллективе.
Мониторинг образовательных результатов
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет чёткие умения и навыки правильно работать с архивными и музейными документами, использовать добытую информацию; активно участвует в исследовательской деятельности.
Средний (2 балла): имеет отдельные умения и навыки работы с архивными и музейными документами, умеет правильно использовать добытую информацию; участвует в исследовательской деятельности.
Низкий (1 балл): имеет слабые навыки работы с архивными и музейными документами, отсутствуют умения использовать добытую информацию; не участвует в исследовательской деятельности.
Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определёнными понятиями, свободно пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, использует специальную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет активный интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определённые темы или на определённых этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по чётким инструкциям, указаниям педагога.
Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в экскурсиях, играх, конкурсах, в работе над экологическими проектами.
Средний (2 балла): часто принимает участие в экскурсиях, играх, конкурсах, в работе над экологическими проектами.
Низкий (1 балл): редко принимает участие в экскурсиях, играх, конкурсах, в работе над экологическими проектами, только по просьбе учителя.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий.
1.Культура поведения ребенка:
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Учебно - тематический план
№ Разделы Всего часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Село. Среда жизни и её особенности 2 7 9
3 Мой посёлок в плане экологии 4 6 10
4 Животные нашего края 5 6 11
5 Растительность нашего края 2 5 7
38
Содержание программы
Вводное занятие (1ч)
Цели кружка. Техника безопасности на занятиях, на экскурсиях и походах.
Село. Среда жизни и её особенности (9ч)
История возникновения села. Работа в школьном музее. Экскурсия. Быт наших предков. Экскурсия в музей. Изучение летописей. Прародители и предки. Составление родословных. Традиции села. Сказания и легенды. Промыслы и ремёсла. Промыслы и ремесла села Гремячева и области. Понятия и термины. Взаимосвязь промыслов и ремесел с окружающей средой. Хохлома. Семеновская роспись. Бортничество. Грибной и ягодный промыслы. Охота и водный промысел. Мельница. Лесопилка. Льномялка. Изготовление деревянной посуды. Дранье лык. Обработка прядильных материалов. Кружевной промысел. Вышивание. Составление карты промыслов. Ткацкий промысел. Резьба по дереву. Прорезная и накладная резьба. Что и как ели наши предки. Отчего зависел стол крестьянина? Пища постовая, праздничная, растительная, животная. Пища голодных лет (коклянники, мизга.)
Одежда наших предков. Летняя, зимняя и демисезонная женская одежда. Мужская одежда. Детская одежда. Экскурсия. Домашнее убранство наших предков.
Мой посёлок в плане экологии (10ч)
Объекты и субъекты экологии.  Окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены,  естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы. Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.
Облик моего посёлка (экскурсия).  
Исследовательская работа «Формирование облика п. Гремячева.    Изучение карты посёлка. Ориентирование на местности. Типы ориентиров. Чтение карты. Умение пользоваться картой местности. Элементы ориентирования: по линиям местности; определение места нахождения. Зарисовка топографических знаков. Чтение карты. Тренировка и задачи по масштабированию. Поиск на карте типичных форм рельефа. Определение места нахождения. Определение расстояния по карте.
Животные нашего края (11ч)
Животные в жизни человека. Роль животных в жизни первобытных людей. Роль животных в жизни наших предков. Разнообразие животных, освоивших разные среды обитания. Экскурсии в лес и на родники п. Гремячева. Игры-викторины, кроссворды «Отгадай животного». Конкурс рисунков «Животные нашего края». Подкормка птиц. Конкурс «Кормушка». Особо охраняемые животные нашего края. Животные Красной книги. Птицы. Экскурсия в зимний лес.
Растительность нашего края (7ч)
Растения – создатели и хранители атмосферы. Разнообразие лесов. Флора нашего края. Растительность Теши. Сбор растений для гербария. Редкие растения Нижегородской области и методы их охрана. Санитарно – гигиеническое состояние леса. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Экскурсия по окрестностям посёлка. Исследовательская работа «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны».
Утверждаю.
Директор
МБОУ Гремячевской СОШ
_____________ Н.В.Гусева« ____» __________ 2015г.
Календарно-тематический план на 2015 – 2016 уч. год

п/п Тема Кол-во часов Дата провед.
теор. практВведение (1ч.) 1 Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, в походах и экскурсиях. 1 Село. Среда жизни и её особенности (9ч.) 1 История возникновения села. 1 2 История возникновения села. 1 3 Быт наших предков. 1 4 Прародители и предки. 1 5 Традиции села. 1 6 Промыслы и ремёсла села. 1 7 Промыслы и ремёсла села. 1 8 Одежда. Домашнее убранство. 1 9 Экскурсия. Домашнее убранство наших предков 1 Мой посёлок в плане экологии (10ч.) 1 Объекты и субъекты экологии. 1 2 Урбоэкология. 1 3 Облик моего посёлка. 1 4 Экскурсия. Облик моего посёлка. 1 5 Исследовательская работа «Формирование образа п. Гремячева» 1 6 Исследовательская работа «Формирование образа п. Гремячева» 1 7 Облик посёлка в прошлом. 1 8 Облик посёлка в прошлом. 1 9 Изучение карты посёлка. 1 10 Практическая работа «Изучение карты посёлка». 1 Животные нашего края (11ч.) 1 Животные в жизни человека. Экскурсия. 1 2 Разнообразие животных. Оставшиеся в воде. 1 3 Разнообразие животных. Их стихия – небо. 1 4 Разнообразие животных. Избравшие сушу. 1 5 Игра-викторина «Отгадай животного». 1 6 Домашние животные. Их роль в жизни селян. 1 7 Домашние животные. Их роль в жизни селян. 1 8 Особо охраняемые животные нашего края. 1 9 Животные Красной книги. 1 10 Птицы. 1 11 Птицы. Экскурсия в зимний лес. 1 Растительность нашего края (7ч.) 1 Растения – создатели и хранители атмосферы. Разнообразие лесов. 1 2 Санитарно-гигиеническое состояние леса. 1 3 Исследовательская работа «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны». 1 4 Исследовательская работа «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны». 1 5 Работа над экологическими проектами. 1 6 Работа над экологическими проектами. 1 7 Работа над экологическими проектами. 1 Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )
- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )
- проблемные ( исследовательский, поисковый )
- практические ( самостоятельная работа ).
Материально-техническая база
1.Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийный проектор).
2.Демонстрационные таблицы на печатной основе:
1) Комплект таблиц «Растения и окружающая среда»
2) Комплект таблиц «Растение – живой организм»
3) Комплект таблиц «Животные и окружающая среда»
7.3.3. Прозрачные иллюстрации:
1) Грибы
2) Культурные растения
3) Ядовитые растения
4) Беспозвоночные животные
5) Членистоногие
6) Хордовые животные
4.Микропрепараты по ботанике, зоологии
5.Модели цветков объемные
6. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов
7. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья)
8. Гербарные экземпляры растений
9. Коллекция плодов и овощей
10. Чучела птиц, зайца-беляка.
Литература
для учителя:
Жигалев Ю.В. Жизнь леса. Художественный альбом. Издательство «Лесная промышленность». Москва. 1977.
Мир и человек. Географический атлас. Ответственный редактор И.К. Жданова. Издательство «Картография» Москва.1887.
З.А.Клепинина. природоведение. Учебник для 4 класса. Издательство «Просвещение» Москва.1989.
А.М.Былова. Н.И.Шорина. Экология растений. Издательский центр «Вектана- Граф». Москва.2001.
Волга.Боль и беда России.Фотоальбом.Москва. издательство «Планета»1989
Л.В.Былеева. русские народные игры. Издательство «Советская Россия».Москва 1988.Части 1.2
И.Ф.Объедков.Времена года.Народные суждения о погоде, временах года. Волго-Вятское книжное издательство.Горький.1986
для учащихся и родителей:
Н.М.Чернова. В.М.Галушев. В.М.Константинов. Основы экологии. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение».Москва.1998
Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках,легендах… Материалы П.В. Шеина. Издательство «Советская Россия».М.1989
Святки. сборник под редакцией Г.Е.Левкодимова. Москва.ЗАО РИФМЭ.1997.
Н.М.Чернова и др. основы экологии.10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.4-е издание. «Дрофа». Москва.2000
О.В.казакова и др.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Игровой материал.2 класс. Москва. «Вако»2005.
Сильси Безуэль. Мир живой природы в деревне. Москва. «Планета детства».АСТ.200-
Н.Колпакова. А мы просо сеяли. Очерки об устной поэзии крестьян-земледельцев. Издательство «Детская литература».М.1984
В.А.Сластелин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов.4.1, 2 М.Гуманитарный издательский центр «Владос».2002
Церковная летопись Троицкой церкви села Гремячева Ардатовского уезда. Историко-краеведческий музей Кулебакского металлургическогозавода им. С.М.Кирова.
Ресурсы сети интернет:
tyr-zo.narod.ru›met/met_zan/ik_prog.doceorhelp.ru›sites/default…кружка Юные следопыты.dochttps://sites.google.com›site…turistsko…sledopyty HYPERLINK "http://school.expedition.by/" \t "_blank" school.expedition.by› HYPERLINK "http://school.expedition.by/Sledopit.doc" \t "_blank" Sledopit.doc
HYPERLINK "http://www.belvirtclub.ru/" \t "_blank" belvirtclub.ru› HYPERLINK "http://www.belvirtclub.ru/det_tur/istor_mgtec.htm" \t "_blank" det_tur/istor_mgtec.htm
HYPERLINK "http://evy.teach.omskedu.ru/" \t "_blank" evy.teach.omskedu.ru› HYPERLINK "http://evy.teach.omskedu.ru/metodiceskaa-kopilka/turistsko-kraevedceskij-kruzok-a" \t "_blank" metodiceskaa…turistsko…a
center-vnescool.narod.ru›svedeniyatur.doc HYPERLINK "http://ecodelo.org/" \t "_blank" ecodelo.org› HYPERLINK "http://ecodelo.org/11325-stan_sledopytom-sokhranenie_bioraznoobraziya" \t "_blank" 11325-stan_sledopytom-sokhranenie…
Анализ работы кружка «Следопыт»
за 2014 – 2015 год.

Дополнительно – образовательная программа «Следопыт» ставила перед собой следующую цель:
- знакомство учащихся с историко - культурным наследием родного края; формирование черт патриотизма и гражданственности; воспитание духовности; формирование экологической культуры через обучение новым методам общения с природой.
Данная программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- изучить прошлое и настоящее посёлка Гремячева, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе;
- освоить топонимику села и его историю;
- научить детей проводить исследования фауны посредством следопытства, выявлять экологические проблемы, предлагать способы их решения.
2. Воспитательные:
- воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе;
- формировать и сохранять семейные ценности и традиции;
- воспитывать уважение к истории и культуре своей малой родины;
- воспитывать экологически культурную личность;
- воспитывать чувство коллективизма при решении общих проблем.
3. Развивающие:
- определить профессиональную ориентацию подростков в историко-краеведческом, эколого-биологическом, в некоторых других, сопутствующих следопытству, направлениях;
- способствовать развитию наблюдательности, воображения, логического мышления, хорошей памяти.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 14 лет. Срок реализации данной программы - 1год.
Приём учащихся в объединение дополнительного образования осуществлялся на основе свободного выбора детьми образовательной области и на основе заявления родителей или лиц заменяющих их.
Объединение располагалось в школе и работало по штатному расписанию. Режим занятий - 1 раз в неделю по 45минут.

Изучаемый материал кружка был представлен на базе родиноведения: на изучение природы, истории и культуры своего села, промыслов и ремёсел.
Помимо изучения с помощью педагога программа предусматривала изучение материала самостоятельно. Форма такой работы – работа в семье с родителями (родословная), работа с архивными и музейными материалами в местном этнографическом музее, работа в библиотеке, в сельской администрации и т.п.
Объединение «Следопыт» посещали учащиеся 7-х классов: 9 девочек и 6 мальчиков.
Были изучены такие темы: «Село. Среда жизни и его особенности», «Старожилы села», «Промыслы и ремёсла села», «Домашнее убранство наших предков», «Происхождение местных названий», «Особенности географического положения села», учились рисовать карту местности с помощью географических знаков, «Экологические проблемы села», «Многообразие растительного мира. Зелёная аптека», «Красная книга Нижегородской области», «Фауна нашего края. Животный мир и окружающая среда».
В течение года проводились конкурсы рисунков, викторины и игры. Ребята участвовали в краеведческой районной викторине «Война 1812г», проводили исследовательские работы: «Формирование образа п. Гремячева», «Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны» , изучали быт наших предков, посещали школьный музей, сельскую библиотеку. Проводили трудовой десант по очистки родников. Дети дома с помощью родителей составляли свои родословные.
На протяжении всего года работал актив кружка: Рыбалко Лидия, Шарова Дарья, Зубова Ирина, Горюнов Женя. Отношения между учащимися сложились, благополучные, доброжелательные. Дети поддерживали друг друга, предлагая свою помощь в составлении родословных, изучении лекарственных растений, изучении народных промыслов нашего села, проведении конкурсов, викторин.