«История создания, предназначение и задачи гражданской обороны на современном этапе»










РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: ОБЖ
Автор: РАДКЕВИЧ ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ Лицей № 1564

























ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЖ

Класс:10.
Тема урока: «История создания, предназначение и задачи гражданской обороны на современном этапе»
Раздел программы: « Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
Обучающие:
Дать учащимся представление о гражданской обороне (дать определение ГО; познакомить с историей создания гражданской обороны; рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; проанализировать значение гражданской обороны на современном этапе).
По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.
Развивающие:
Развитие мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты);
Развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке.
Воспитывающие:
Воспитание самостоятельности учащихся.
Воспитание творческой активности.
Воспитание коммуникативной компетенции.
Воспитание ИКТ- компетенции.

Оборудование урока: доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация материала урока, раздаточный материал, учебники.

Методы и приемы преподавания: проблемное обучение, лекция с презентационным сопровождением в сочетании с обсуждением (аудиовизуальный), самостоятельная работа в микрогруппах, применение ИКТ, фронтальный опрос.

Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности к уроку).
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (сообщение темы и задач урока).
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ и ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Основные моменты:
Определение ГО;
История создания гражданской обороны;
Задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Значение гражданской обороны на современном этапе.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (опрос по вопросам).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (рефлексия).





Разработка урока ОБЖ
ТЕМА. «История создания гражданской обороны, предназначение и задачи гражданской обороны на современном этапе».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО):
разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе.
Итак, Тема урока: «Гражданская оборона» (запись на доске).

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Разберем понятие ГО.
Для следующей работы из учеников выбирается помощник для записи на доску.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «ГО»? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).
Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.)
Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами ( СЛАЙД)
Чтобы ответить на центральный вопрос этой диаграммы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.
Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (Ответ: нет, вместе. Все эти слова входят в представление о ГО).
Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, СИСТЕМА (это ответ на первый вопрос нашей схемы, записываю его).
Итак, ГО- это система мероприятий.
Найдите главное слово в словах-ассоциациях! (ЗАЩИТА)
ЗАЩИТА направлена НА КОГО? (НАСЕЛЕНИЕ, ГРАЖДАН, КУЛЬТУРНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ).
КОГДА? (период времени)- ВОЙНА, ЧС.
ГДЕ? (на территории РФ).
Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (2 человека).
Определение оставляю на доске. С этим определение мы работаем на уроке постоянно.

История создания.
Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится лист (он находится у вас на парте) и ручка. Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работы проверим.



СЛАЙД. МПВО 1932-1941 гг.

Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны.
Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО)
как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих).
Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спец.курсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.
Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО

Слайд.

служба оповещения и связи,
медико-санитарная служба

СЛАЙД

службы убежищ, транспорта, торговли, общ.питания и др.

Слайд. 1941-1945 гг.

Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации.
По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

Слайд 1945-1961 гг.

В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и нар.хоз-ва от нового ракетно-ядерного оружия.акеты. сь новые средства его доставки.-вилось новое оружие- ядерное,циюдамирассмотрим задачи ГО на современном этапе

Слайд.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР.
ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. «Мирные» катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

СЛАЙД

1986 г. –авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены р/а веществами.

СЛАЙД.

1988 г. –землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.





СЛАЙД.

Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невонизированным формированиям.

СЛАЙД

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.,
который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.
как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? «ГО».

СЛАЙД.

Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.

СЛАЙД


Проверяем, что у вас получилось (громко зачитываем по 1 предложению).
Вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (76 лет, 4 октября)
Задачи области ГО.
Вернемся к нашему определению. Озвучим его еще раз (1 уч-ся).
Рассмотрим задачи ГО на современном этапе.
Для этой работы вам необходимо разделиться на 4 группы.
ЗАДАНИЕ - ИНСТРУКЦИЯ.
Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО.
Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить 1 лишнюю).Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.
Один представитель каждой группы работает за компьютером. Удалить лишнее, выделить главное.
Группа аргументирует выбор (готовит защиту).
Успешность выполнения работы зависит от знания определения ГО.
(Учитель настраивает 2-ую презентацию, по одному выходят представители групп для работы на компьютере)
Группа отвечает
ВЫВОД ПРЕЗЕНТАЦИИ
Продолжаем работу.
СЛАЙД (с задачами)
Из определения мы выяснили, что меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий.
ВЫВОД: В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий (напомните, кто вводит в стране или отд. ее территориях военное положение? Президент РФ)
Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет)
Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их). Обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО)
ВЫВОД: подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? (когда это происходит? При крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).

В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ «О ГО» внесена поправка в 2004 года.
Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

СЛАЙД: ИТАК, мы с вами подошли к основному выводу: Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. За последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности.
СЛАЙД.
Совершенствуются системы управления и оповещения ГО (в местах массового пребывания людей)
СЛАЙД.
Организованы подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений.
СЛАЙД.
Разрабатываются и внедряются новые СИХ И СКЗ
СЛАЙД
Принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации гос-ва
СЛАЙД.
Внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий пр и ведении АСДНР
СЛАЙД,
Создана система обучения всех категорий граждан в области ГО.

В целом состояние ГО обеспечивает решение задач по защите..

Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью.
В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах.
Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Повторим изученное.
Что такое ГО?
Дата основания ГО в нашей стране.
Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (рефлексия)
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Спасибо за урок!














Заголовок 115