Элективный курс «Как заработать на жизнь»


Автор курса: Доржиева Елена Баировна,
учитель обществознания МАОУ СОШ №9 г. Улан-Удэ
Элективный курс «Как заработать на жизнь»
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов. Рекомендуемое время проведения – второе полугодие учебного года.
Цель курса: способствовать усвоению школьниками основных знаний об экономической деятельности людей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи курса:
Усвоение основных знаний об экономической деятельности людей;
Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование готовности использовать полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях и решения типичных экономических задач;
Развитие интереса к экономическим наукам;
Ожидаемый результат. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: поиск, первичный анализ и применение информации по экономической тематике, содержащейся в СМИ, законодательстве РФ, использование справочных систем Консультант-Плюс», «Гарант»; изложение и аргументация собственных суждений по экономическим проблемам; выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;
Содержание курса способствует углублению базового курса «Обществознание», акцентировано на экономической практике, вовлечении учащихся в экономические процессы.
Методы работы. Кроме лекционного изложения материала, планируются проведение лабораторных работ, экономических игр, дискуссий, использование компьютерных программ, интервьюирование. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Формой отчетности учащихся за данный курс станет составление бизнес-плана. Фиксирование знаний и умений ученика будет осуществляться через выполнение практических заданий, участие в ролевых играх, создание проекта бизнес-плана.
Тематический план элективного курса «Как заработать на жизнь»
Названия разделов Всего часов Теория Практика Проект
Тема 1. Введение 1 1 Тема 2. Что такое предпринимательство и кто такой предприниматель 1 1 Тема 3. Что такое бизнес-план и как его разработать? 1 1 Тема 4. Что такое фирма и зачем она нужна? 1 1 Тема 5. Какие бывают фирмы? 1 1 Тема 6. С чего начать? Регистрация фирмы 1 1 Тема 7. Оценка рынка сбыта 2 1 1
Тема 8. Конкуренция: выбор стратегии поведения на рынке 2 1 1 Тема 9. Издержки и прибыль фирмы 1 1 Тема 10. Сколько работников нужно фирме? 2 1 1
Тема 11. Реклама в жизни фирмы 1 1 Тема 12. Откуда взять деньги? 1 1 Тема 13. Государство и фирма: все ли можно фирме, что хочет? 1 1 Тема 14. Круглый стол. Представление бизнес-проектов. Подведение итогов. 1 1
Всего 17 9 5 3
Содержание занятий элективного курса
Тема 1. Введение (1 час)
Основные цели курса, его содержание, формы занятий, виды отчетности.
Тема 2. Что такое предпринимательство и кто такой предприниматель? (1 час)
Понятия предпринимательства, бизнеса. Мотивы и цель предпринимательской деятельности. Личностные характеристики предпринимателя. Практикум: признаки предпринимательской деятельности (работа с документами).
Тема 3. Что такое бизнес-план и как его разработать? (1 час)
Понятие бизнес-плана. Значение. Структура.
Тема 4. Что такое фирма и зачем она нужна? (1 час)
Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия.
Тема 5. Какие бывают фирмы? (1 час)
Индивидуальное частное предприятие. Полное товарищество. Коммандитное общество. ТОО, АО. Достоинства и недостатки форм собственности.
Тема 6. С чего начать? Регистрация фирмы (1 час)
Регистрация фирмы. Устав фирмы. Учредительный договор. Расчетный счет. Практикум: заполнение бланков документов.
Тема 7. Оценка рынка сбыта (2 часа)
Понятие сегментации рынка. Оценка емкости рынка. Прогноз продаж. Деловая игра «Маркетинговое исследование».
Тема 8. Конкуренция: выбор стратегии поведения на рынке (2 часа).
Оценка конкурентов. Стратегия поведения на рынке. Типы конкурентных рынков. Практикум: определение типа рынка.
Тема 9. Издержки и прибыль фирмы (1 час)
Издержки фирмы. Амортизация. Прибыль. Практикум: решение экономических задач по теме.
Тема 10. Сколько работников нужно фирме? (2 часа)
Продукт труда. Ресурсозаменители. Дополняющий ресурс. Необходимое количество работников. Знакомство с экономическими профессиями (деловая игра).
Тема 11. Реклама в жизни фирмы (1 час)
Понятие рекламы. Цель рекламы. Ее роль. Расходы на рекламу. Правила рекламной деятельности.
Тема 12. Откуда взять деньги? (1 час)
Внутренние и внешние источники финансирования фирм. Торговый кредит. Финансирование фирм государством.
Тема 13. Государство и фирма: все ли может фирма что хочет? (1 час)
Цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Незаконные действия фирм. Практикум: социальная ответственность бизнеса.
Тема 14. Представление проектов бизнес-планов (1 час)
Презентация бизнес-проектов. Тестирование способностей к предпринимательской деятельности.